МОРДОВИЯ: КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Информационное общество — ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

В принятой Правительством Российской Федерации Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» отмечается, что важнейшим условием обеспечения экономического развития, совершенствования государственного управления является развитие информационных и коммуникационных технологий. Именно они в настоящее время должны обеспечить наиболее эффективное взаимодействие государства, населения и бизнеса.

Государственная политика Республики Мордовия в области информатизации начала складываться в республике с начала 90-х годов. Основное содержание этой политики сводилось в основном к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и развития информационных технологий, информационной инфраструктуры, системы формирования информационных ресурсов.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 22 июля 1997 № 307 утверждена Программа информатизации Республики Мордовия на период до 2000 года. Программой предусматривалась информатизация трех основных сфер: социальной, материального производства и управления.
С начала 90-х годов в республике разработан и внедрен ряд информационных систем. Накоплен опыт проектирования и создания таких систем, а также их эффективной эксплуатации в области науки, образования, медицины, социального обеспечения, правовой информации и других сферах. Органы государственного управления приобрели навыки работы с информационными системами, осознали их необходимость и значимость. Интенсивно развивались соответствующие российскому уровню средства телекоммуникаций, обеспечивающие технические возможности построения национальной информационной сети и полноценного доступа к сети Интернет. Заложена нормативно-правовая база информатизации.
Однако из-за ограниченных финансовых ресурсов выполнялись только отдельные проекты Программы информатизации, а в связи с недостатком координации это привело к фактической приостановке работ по созданию информационных систем и выполнению Программы. Сформировался в основном  ведомственный подход к созданию и развитию таких систем, что привело, в свою очередь, к возникновению трудностей межведомственного телекоммуникационного обмена информацией, дублированию работ и их удорожанию. Кроме того, процессы информатизации оказались недостаточно увязанными с политикой, проводимой в области средств массовой информации, связи и телекоммуникаций.
Зачастую преобладал технократический подход к решению проблем информатизации, при котором превалировала закупка средств вычислительной техники и построение информационных сетей, эффективность которых оценивалась в категориях битов, байтов, скоростей вычислений и передачи данных. При этом забывалась конечная цель создания информационных систем — повышение оперативности и качества принятия управленческих решений, рост экономической эффективности субъектов хозяйствования, уровня предоставляемых услуг и т.п. Препятствием для надлежащего использования ведомственных информационных систем являлось также отсутствие соответствующих аналитических служб, обеспечивающих сбор данных и эффективную эксплуатацию таких систем, а также недостаточная компьютерная грамотность пользователей, в том числе государственных служащих.
В результате, несмотря на повсеместное распространение современных программных и технических средств информатизации, информационное обеспечение государственных органов, юридических и физических лиц стало заметно отставать от потребностей региона.
Это потребовало значительно активизировать усилия органов государственной власти  в сфере информатизации за последние годы. В результате такой активизации удалось добиться следующего:

  • принят ряд новых нормативных документов, регулирующих разработку, создание и эксплуатацию информационных систем и информационных ресурсов;
  • создана и продолжает развиваться телекоммуникационная инфраструктура органов государственной власти Республики Мордовия, ускоренными темпами идет развитие корпоративных информационных сетей;
  • в министерствах, госкомитетах, ведомствах, на ряде предприятий и в организациях реализуются проекты информатизации на основе использования современных средств автоматизации процессов, многие отрасли экономики уже в значительной степени автоматизированы;
  • создаются благоприятные научно-образовательные условия для развития информационного общества;
  • активизируется внедрение информационных технологий в медицине, образовании, межбюджетных отношениях;
  • предприняты серьезные усилия по созданию региональных IT-компаний, специализирующихся на разработке своих программных продуктов.

Показателем интенсивности развития информационной отрасли является увеличение численности занятых в этой сфере и рост финансирования проектов информатизации как из бюджета Республики Мордовия, так и из федерального бюджета и внебюджетных источников.
Понимая, что информационное состояние общества становится одним из важнейших факторов экономического и социального развития региона, Правительство Республики Мордовия проводит целенаправленную политику по развитию информатизации в регионе. С этой целью в республике создан и функционирует Координационный Совет по информатизации Республики Мордовия, Совет по защите информации при Правительстве Республики Мордовия, разработана концепция информатизации республики, определившая основные принципы, направления, схемы и методы построения информационного пространства региона, работы по информатизации проводятся в соответствии с республиканской целевой программой.

Информационное общество – ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие  людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

 

В то же время требуют своего скорейшего решения следующие республиканские проблемы:

    • еще только предстоит создать инновационную  модель  развития региона, так как предприятий с высоким научно-техническим потенциалом в области современных информационных технологий в Республике Мордовия пока нет. Для этого необходимо сосредоточение кадрового потенциала —  высококвалифицированных специалистов в области ИКТ. На сегодняшний день в Мордовии есть кадровые ресурсы в области высоких технологий, есть потенциал в области НИОКР, но низка доля использования ИКТ, которые являются основой инновационного развития;
    •  

  • рынок программных и аппаратных средств ИКТ и услуг в этой области развивается стихийно. Он преимущественно ориентирован на поставку уже разработанных и скомплектованных программно-аппаратных средств. Перед органами государственной власти Республики Мордовия сейчас стоит задача сформировать в республике благоприятную среду для формирования местного конкурентоспособного сообщества поставщиков ИКТ-продуктов и услуг;
  • многие министерства, госкомитеты, ведомства создают свои ведомственные информационные системы обособленно, не взаимодействуя  между собой. Информационные услуги сторонним организациям и частным лицам эти службы практически не предоставляют. Это приводит к тому, что внедрение общесистемных инфраструктурных элементов, средств и систем защиты в существующие сети, информационные ресурсы и системы представляет собой весьма сложную и дорогостоящую научно-техническую задачу. Решая эту проблему, Правительство Республики Мордовия идет в направлении строгой координации деятельности в области информатизации в масштабе республики;
  • немаловажным фактором, сдерживающим информатизацию региона, является недостаточное нормативно-правовое, нормативно-техническое и методическое обеспечение. Необходимость совершенствования законодательства Республики Мордовия в сфере формирования  и использования информационных ресурсов и технологий обусловлена тем обстоятельством, что федеральные нормативно-правовые акты не конкретизируют ряд положений и норм, необходимых для их реализации на местах.

 Указанные выше проблемы возникли в силу многих причин, среди которых — экономические, политические, организационные. В определенной мере эти проблемы являются и «болезнями роста», вызванными широким распространением в последние годы современной вычислительной техники и ее относительной доступностью.
В этой связи объективно назрела настоятельная потребность проведения единой государственной политики информатизации. Эта политика, в первую очередь, должна быть направлена на согласование интересов общества, государства и граждан и носить комплексный, системный характер. В основе ее должно быть решение таких крупных задач, как становление отрасли информационных услуг, обеспечение информационной безопасности общества, государства и личности, расширение правового поля регулирования отношений, связанных с получением, распространением и использованием информации.
Основы этой новой политики уже начали закладываться Правительством Республики Мордовия.
В частности, Постановлением Правительства Республики Мордовия от 14.03.05 № 76 утверждена Республиканская комплексная целевая программа “Формирование информационного общества в Республике Мордовия в период до 2010 года”, в рамках которой определены приоритеты и первостепенные задачи, выполнение которых обеспечит дальнейшее развитие информатизации в республике.
Программой предусматривается совершенствование нормативной базы  государственной политики Республики Мордовия в сфере информатизации, создание и развитие корпоративных и проблемно ориентированных информационных сред отраслей социальной сферы и народного хозяйства на основе единой телекоммуникационной среды, формирование системы автоматизированных информационных ресурсов Республики Мордовия и обеспечение широкого доступа к ним населения, совершенствование информационного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с населением, хозяйствующими субъектами Республики Мордовия на основе использования информационно-телекоммуникационных технологий.
На основе Программы в Республике Мордовия реализовываются и развиваются проекты информатизации, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами.

 

Республика Мордовия является лидером в Российской Федерации по реализации перспективных технологий управления местным самоуправлением. С целью поддержания лидерства республики в данном направлении, необходима информационная поддержка финансово-экономических аспектов процесса межбюджетных отношений.
Смысл проблемы межбюджетных отношений можно объяснить так — это порядок перераспределения денежных средств между центром и муниципалитетами, при котором четко определяется: за счет какого бюджета должно осуществляться финансирование социальных законов, и кто ответственен за содержание объектов ЖКХ, больниц, школ и других бюджетных учреждений?  Поскольку основным источником любого бюджета являются налоговые поступления, проблема межбюджетных отношений стоит в четком разграничении финансовых обязательств.
В Республике Мордовия в настоящее время система информационной поддержки межбюджетных отношений действует лишь в аспекте алгоритмических расчетов определенных показателей, необходимых для функционирования органа исполнительной власти, в сферу чьей компетенции входит рассмотрение данных вопросов. С целью оптимизации и повышения эффективности использования и качества управления финансовыми ресурсами бюджетной системы Республики Мордовия, было принято решение о комплексной автоматизации процесса межбюджетных отношений.
Система межбюджетных отношений охватывает всю республику, все аспекты ее экономического развития, а также в основе своей использует информацию, формируемую отдельными сельскими администрациями районов и муниципальных образований Республики Мордовия. В связи с этим, а также с отсутствием единой информационно-аналитической основы и рационального математического аппарата, создание централизованной системы объединенных информационных ресурсов имеет огромное значение и для экономики республики.
Важнейшей задачей любого регионального правительства является качественное изменение характера взаимодействия органов государственной власти и граждан в процессе оказания им прямых бюджетных услуг. Под этим обычно понимается повышение подотчетности и прозрачности действий органов власти, обеспечение обратной связи (доведение общественного мнения до власти), улучшения доступа населения к всеобъемлющей и актуальной информации. Одновременно для всех органов федерального, регионального и муниципального управления становятся жизненно необходимыми точные данные о населении. Их источником служат объединенные государственные информационные ресурсы (далее — ОГИР) органов ЗАГС, ЖЭО и  паспортно-визовой службы (далее — ПВС).

 

С применением системы ОГИР возможно эффективное взаимодействие различных органов исполнительной власти, исключающее дублирование функций и пересечение предметов ведения. На основе упомянутого ресурса, создаваемого строго в рамках существующего правового поля, могут формироваться  производные высокотехнологичные проекты, например Государственный регистр населения и как часть его Социальный регистр  населения, реализуемый в Республике Мордовия в настоящее время. Введение регистров позволит упростить, сделать эффективными и  менее затратными процедуры взаимодействия граждан и сотрудников органов государственной власти, например, исключить необходимость или, по крайней мере, сократить время получения различных справок, выписок и пр.
Перспективным направлением развития работ по созданию системы объединенных государственных информационных ресурсов Республики Мордовия является создание на территории Республики Мордовия системы персонального учета населения (далее СПУН).
СПУН является системой национального масштаба и охватывает органы власти и местного самоуправления, в деятельности которых используется первичная или агрегированная персональная информация о населении. Основным социально-экономическим эффектом от создания системы  является повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленной на обеспечение реализации гражданами своих конституционных прав и выполнения конституционных обязанностей. Система создаст информационно-аналитическую основу для повышения качества социально-экономических и политических решений, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления.
Немаловажное значение для республики имеет региональная информационная сеть интегрированных медицинских информационных ресурсов.
Система обеспечивает совершенствование системы управления здравоохранением Республики Мордовия на учрежденческом и региональном уровнях. С 2002 года в 49 стационарах лечебно-профилактических учреждений республики функционирует сертифицированный пакет прикладных программ “Медстатистика, аналитика и реестры стационара” с передачей реестров в электронном формате в Республиканский фонд ОМС и страховым компаниям. В настоящее время проводятся работы по формированию банка данных объединенных  медицинских информационных ресурсов Республики  Мордовия в разрезе стационаров для Минздрава Республики Мордовия и для органов государственной власти Республики Мордовия.
В текущем году в связи с реформами  в области здравоохранения, в частности предоставления определенным категориям населения льгот на  лекарственное обеспечение, возникла также потребность в создании соответствующей автоматизированной информационно-аналитической системе управления льготным лекарственным обеспечением. В этом направлении также уже начаты работы.
Кроме обозначенных информационных систем, в Республике Мордовия также успешно функционирует система автоматизированного делопроизводства и электронного документооборота – «ДЕЛО».
Система обеспечивает безбумажный корпоративный документооборот в органах государственной власти Республики Мордовия.  В настоящее время на стадии разработки находится проект по расширению системы и подключению к ней органов исполнительной власти Республики Мордовия, что обеспечит межведомственное электронное взаимодействие. Кроме того, предполагается также привлечь к участию в проекте и подключить к общей системе и местное самоуправление Республики Мордовия с целью формирования единой корпоративной системы делопроизводства в Республике Мордовия. Проект обеспечивает переход на безбумажный корпоративный документооборот между территориально распределенными органами государственной власти и местного самоуправления посредством использования встроенных в программное обеспечение средств электронной почты. Конечно, это предполагает наличия соответствующих средств телекоммуникаций и применение методов электронной цифровой подписи, поскольку циркулирующая в системе информация относится как минимум к категории конфиденциальной информации.
Среди прочих задач все большее значение приобретает усиление эффективности управления бюджетами республики и ее муниципалитетов. С точки зрения оптимизации ее расходной части одной из ключевых систем является региональная система электронных закупок для государственных и муниципальных нужд. Внедрение и повсеместное использование средств и методов электронной торговли в госзакупках может снизить затраты на их осуществление на 20 – 40 %. В Республике Мордовия данная система реализована и постоянно функционирует с начала 2005 г.

Все рассмотренные информационные системы Республики Мордовия способны к самостоятельному функционированию. Однако, поскольку задачей правительства является обеспечение взаимодействия органов государственной власти и граждан, а также обеспечение доступа населения к всеобъемлющей и актуальной информации в процессе оказания им бюджетных услуг, необходимо также формирование системы, посредством которой будет доступна открытая информация о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В соответствии  с современными принципами построения информационной инфраструктуры в качестве такой системы в республике выступит публичный Интернет — Портал органов государственной власти Республики Мордовия, находящийся в стадии разработки. Портал будет построен с помощью технологии «персонализируемый портал», то есть технологии, при которой возможно  настраивать конкретное содержание в зависимости от того, кто будет пользоваться порталом. На нем будут реализованы электронные регламенты взаимодействия органов власти между собой, а также с гражданами, общественными организациями и бизнесом. Портал сформирует «единую точку доступа» ко всем информационным ресурсам Республики Мордовия в рамках действующего правового поля и распределения прав доступа.
Портал — это сложная автоматизированная информационно-коммуникационная система (комплекс электронных сетевых программных приложений и технологической инфраструктуры), обеспечивающая пользователям различные режимы доступа к ресурсам и сервисам информационной системы организации. Он является системным ядром всей инфраструктуры информационной системы и обеспечивает интеграцию баз данных, реализует логику обработки, хранения информации, представление ее пользователям, поддерживает процедуры коммуникаций с иными информационными ресурсами (сайтами и порталами).
Развитие сектора информационно-коммуникационных технологий является одной из приоритетных государственных задач всех ветвей власти Республики Мордовия, это наиболее динамично развивающаяся и инвестиционно привлекаемая отрасль. В Республике Мордовия за последние годы ей уделяется очень большое внимание – это подтверждается функционированием и развитием информационно-аналитических систем различных сфер и отраслей экономики. За последние несколько лет средствами инфокоммуникаций охвачен ряд отраслей народного хозяйства, начиная со связи и телевидения и заканчивая медициной и образованием. Конечно, это потребовало больших капитальных затрат, но руководству республики, понимая всю важность данного вида работ, из года в год удается повышать финансирование данной сферы экономики. Одновременно с этим в республике все чаще стало практиковаться софинансирование проектов информатизации, как со стороны федеральных органов власти (Минэкономразвития России, Минсвязи России), так и со стороны органов местного самоуправления Республики Мордовия. Так, в частности, средства федерального бюджета обеспечили софинансирование проектов информатизации в составе: “Объединенные государственные информационные ресурсы Республики Мордовия”,  “Создание  и внедрение региональной системы электронной торговли в Республике Мордовия”, что в значительной степени определило сроки и механизмы их реализации. В настоящее время уже подписан комплект документов, регламентирующих реализацию и финансирование еще одного проекта “Создание системы персонального учета населения Республики Мордовия”. Данные проекты информатизации реализуются совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании Соглашения между Минэкономразвития России и Правительством Республики Мордовия о сотрудничестве и взаимодействии в области реализации программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» от  25 июля 2003г. № ЭР-Р.03.21 и соответствующих Протоколов и Договоров к нему.
В текущем году также предполагается заключение аналогичного Соглашения и с Министерством по информационным технологиям и связи Российской Федерации. Проект данного документа уже прошел стадию согласования.
В  2004 году активность Мордовии в области информатизации оценена наградой Министерства экономического развития и торговли Российской на конкурсе “Лучший регион в сфере ИКТ”. Участие в конкурсе приняли 48 субъектов Российской Федерации.  В ходе конкурса выявлялись регионы-лидеры в сфере ИКТ по 12 номинациям, отражающим важнейшие направления ИКТ России. Республика Мордовия приняла участие в 8 из 12 номинаций. В самой главной номинации «Лучший регион в сфере ИКТ» среди регионов четвертой группы социально-экономического развития (где в 2003 году наблюдался рост промышленного производства и общее повышение благосостояния населения), Республика Мордовия заняла почетное второе место.
Что касается долгосрочного сотрудничества в области применения современных информационных технологий, Главой Республики Мордовия и Президентом Microsoft в России и СНГ, подписан Протокол о намерениях в области применения информационных технологий Microsoft. В рамках данного Протокола подписано Соглашение о сотрудничестве в области стратегического планирования информационных технологий в системе образования республики,. Кроме того, планируется создание Центра компетенции по технологиям Microsoft в г. Саранске и подписание долгосрочного соглашения по приобретению программных продуктов компании для органов государственной власти Республики Мордовия и государственных организаций.
В Республике Мордовия в настоящее время придается все возрастающее значение информатизации как со стороны органов государственного управления, так и со стороны юридических и физических лиц. Растет понимание важности той роли, которую играют информация, информационные и телекоммуникационные технологии во всех сферах жизни общества и человека. Создаются экономические, технические и другие условия для формирования единого информационного пространства Мордовии. Активно развиваются средства и системы связи с выходом в мировые системы коммуникаций. Уже первые результаты данных работ показывают их высокую эффективность, которая будет, очевидно, возрастать по мере их дальнейшего развития.