От любви до ненависти: как российские работники относятся к своей работе?


Эксперты Kelly Services провели исследование о том, как российские работники относятся к своей работе. В нем приняли участие более 1300 человек. Шесть из десяти россиян любят свою работу, остальные недовольны своей работой в той или иной степени. Как любовь к работе увеличивается с возрастом, почему научные работники и IT специалисты довольны больше всех, и кто чаще всего справляется со стрессом на работе с помощью музыки?

В исследовании приняли участие мужчины (54%) и женщины (46%) из разных регионов РФ, большинство — из Москвы (55%) и Санкт-Петербурга (20%), и других регионов России. Большая часть опрошенных − работники в возрасте от 26 до 40 лет (66%) и от 41 до 65 лет (22%). 12% − молодые специалисты в возрасте от 18 до 25 лет. Менее 1% — 65 лет и старше. Примерно половина (56%) опрошенных относят себя к специалистам. Остальные респонденты — линейные руководители (26%), топ менеджмент (11%) и начинающие специалисты (7%).

Приносит ли работа радость?

Большая часть опрошенных отметили, что работа почти всегда (39%) или иногда (25%) приносит им радость и удовольствие. Еще 27% признались, что работа им не в тягость, но особого удовольствия не приносит. Для 9% работников их профессиональная деятельность почти всегда в тягость и не доставляет никакого удовольствия.

С возрастом любящих свое дело становится больше: среди россиян в возрасте от 26 до 40 лет удовольствие от работы получают 37%, а среди респондентов от 41 до 65 лет – уже 47%. В этом возрасте, большинство работников уже определились со своей профессиональной сферой и успели достичь карьерных вершин.

Для молодых работников от 18 до 25 лет ситуация не так однозначна. Более трети молодых специалистов (35%) признаются, что работа не доставляет им особой радости, для 11% работа почти всегда в тягость и не доставляет никакого удовольствия (рис.1).

Рис. 1. Приносит ли вам ваша работа удовольствие и радость? (по возрасту,%)

Больше всего довольны те, чья деятельность связана с научной, исследовательской деятельностью и образованием (70%), созданием продуктов/услуг/сервисов (69%) и работой в команде (68%), контролем подрядчиков (64%), а также с коммуникацией с клиентами/продажами/заключением договоров (61%). Самая большая доля тех, кто своей работе не рад, оказалась в группе россиян занятых физическим трудом (54%) (рис.2).

Рис. 2. Приносит ли вам ваша работа удовольствие и радость? (по типу деятельности,%)

Больше остальных довольны своей профессиональной деятельностью работники подразделений ИТ, безопасности, HR и маркетинга, производство, а также работники юридических департаментов. Меньше радости испытывают работники технических служб, логистики и доставки, бухгалтерия и финансы, административный персонал.

Среди факторов, которые доставляют радость от профессиональной деятельности лидируют достижение поставленной цели (65%), хороший коллектив и отношения с коллегами (47%), сам процесс работы (34%), а также свобода выбора в действиях (31%). Менее популярны признание достижений руководством, коллегами (24%), состояние, когда команда работает вместе над достижением цели и создание новых идей (по 23%), осознание, что моя работы полезна миру (22%) и общение с клиентами (12%) (рис. 3).

Рис. 3. Что в вашей работе доставляет вам радость? (%, до 3 вариантов ответа)
Кто в ответе за счастье на работе?

По мнению респондентов, ощущение удовлетворенности от своей профессиональной деятельности   зависит от состава работы и от типа выполняемых задач (52%), лично от работника (21%), от коллектива и коллег (13%), а также от руководителя (13%) (рис.4).

Рис. 4. От кого/чего в большей степени для вас зависит ощущение удовольствия на работе? (%)
Стресс на работе

Но, как известно, от любви до ненависти один шаг. Согласно результатам опроса, подавляющее большинство россиян (95%) уверены, что постоянный стресс на работе может стать причиной увольнения. Более трети (35%) испытывают стресс несколько раз неделю, несколько раз в месяц (27%) или каждый день (21%). Тех, кому повезло сталкиваться со стрессом несколько раз в полгода или реже гораздо меньше (11%). Как и тех, кто полностью избавлен от этого негативного фактора (7%) (рис.5).

Рис. 5. Как часто вы ощущаете себя в стрессовых ситуациях на работе? (%)

Самыми частыми причинами стрессовых ситуаций являются работа на пределе возможностей, регулярные переработки (44%), непонимания результатов работы и отсутствие мотивации (42%) и очень большая ответственность на занимаемой позиции (27%). Другими распространёнными причинами стали чрезмерный контроль со стороны руководства, клиентов (24%) и не подходящая корпоративная культура в компании (22%), ненадлежащие условия труда (14%), недоброжелательный коллектив (13%), плохие отношения с руководителем (12%) и невыплата заработной платы/премии (10%) (рис.6).

Рис. 6. Какие у вас самые частые причины стресса на работе? (до 3 вариантов ответа,%)

Чаще остальных на регулярные переработки жалуются работники финансовых и юридических служб, отделов ИТ, логистики. Стресс, связанный с непониманием результатов своей работы, чаще остальных испытывают работники подразделений безопасности, маркетинга, логистики и юридических департаментов. Большая ответственность как фактор стресса характерна для работников занятых в сфере безопасности, бухгалтерии и финансах, ИТ, административной и юридической деятельности.

В зависимости от возраста респондентов топ-3 факторов, вызывающих стресс на работе, меняется. Для работников до 25 лет главный фактор стресса – непонимание результатов работы и отсутствие мотивации (52%). Для работников в возрасте от 26 до 40 лет – непонимание результатов работы и переработки (оба по 46%), для работников от 41 года и старше – регулярные переработки (41%). Интересно, но чрезмерный контроль раздражает людей только в молодости (рис.7).

Рис. 7. С какими факторами связан стресс в вашей работе? (топ 3 по возрасту, до 3 вариантов ответа,%)

При этом только 17% респондентов ответили, что работодатель предлагает услуги по психологической поддержке или консультации в рамках дополнительного соц. пакета или ДМС. Остальные (83%) работники справляются с этой проблемой самостоятельно.

Как российские работники справляются со стрессом?

Самыми распространенными способами борьбы со стрессом стали концентрация на позитивных сторонах работы (40%), составление списков задач и распределение приоритетов (39%), а также регулярные перерывы в работе для общения с друзьями и коллегами (37%). В зависимости от возраста респондентов эти предпочтения также меняются. Работники до 25 лет предпочитают делают перерывы для общения с коллегами (49%) и слушают музыку (43%), в то время как работники старшего возраста чаще предпочитают концентрироваться на хорошем и планировать свой рабочий день (рис.8).

Рис. 8. Как вы боретесь со стрессом? (топ 3, по возрасту, до 3 вариантов ответа,%)

Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services Россия и Польша:

«Исследование показало, что люди более взрослые и опытные получают больше удовольствия от работы и больше готовы ценить ее, понимая, насколько она важна в кризисные времена. Молодежи повезло меньше, так как для многих карьерные возможности оказались заморожены и они так и не нашли свое «место под солнцем».

Поскольку кризис внес коррективы в нашу жизнь, сегодня нужно держаться за свою работу, а если потеряли, то надо браться за любую. Неважно, на какой вы позиции – топ-менеджер или рабочий, соглашайтесь на то, что есть, чтобы обеспечить сегодняшние потребности. Если есть возможность не работать, кто-то другой в семье работает – займитесь развитием ваших профессиональных навыков. Вы можете изменить свою карьеру и найти новые возможности в этой непростой ситуации».


Информация об исследовании:

В опросе приняли участие 1 316 респондентов. Срок проведения исследования: 13 июля – 3 августа 2020.

Пол: мужчины – 54%, женщины – 46%. Возраст: 18-25 лет − 12%, от 25 до 40 лет – 66%, от 41 до 65 – 22%,

65 лет и старше – менее 1%.

Отрасль: ИТ/ Телекоммуникации – 20%, Розничная торговля, сети – 12%, Товары народного потребления (пр-во, продажа) – 11%, Фармацевтика/ Клинические исследования/ Медицина – 7%, Машиностроение – 7%, Финансы/ Инвестиции/ Страхование – 6%, Профессиональные услуги/ Консалтинг – 5%,Транспорт и логистика – 6%, Строительство/ Недвижимость – 5%, Медицина – 4%,  Электроника/ Электротехника – 3%, Искусство/ Развлечения/ Масс-медиа – 2%, Туризм/ Гостиницы/ Рестораны – 2%, Химическая промышленность – 2%, Металлургия – 1%, Архитектура/ Дизайн – 1%, Структуры госуправления – 1%, другое – 5%.

Специализация: Профильная специальность отрасли – 21%, Продажи – 11%,  Маркетинг/ Реклама/ PR – 9%, Административный персонал – 8%, Инжиниринг – 7%, ИТ поддержка – 7%, Развитие бизнеса – 5%, Финансы – 5%, Управление производством – 4%, Управление персоналом/ Тренинги – 4%,  Бухгалтерия, финансы – 3%, Транспорт/ Логистика/ Доставка – 3%, Юриспруденция – 3%, Управление качеством – 2%, Безопасность – 2%, Аналитика/ Статистика – 4%, Закупки – 1%.

Уровень позиции респондентов: специалист (56%), руководитель среднего звена (26%), начальный уровень/ без опыта работы (7%), руководитель высшего звена 11%).

География: 55% – жители Москвы и МО, 20% — Санкт-Петербург и ЛО, 25% — жители других регионов.


Kelly Services — крупнейшая международная компания, предоставляющая решения по управлению персоналом. В России Kelly Services работает с 1993 года и сегодня представлена во всех экономически значимых регионах страны. Kelly Services входит в Global Outsourcing 100 list — рейтинг аутсорсинговых поставщиков по версии IAOP (International Association of Outsourcing Providers). Kelly Services является членом Международной ассоциации по карьерному консультированию Career Partners International, Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ), Ассоциации стратегического аутсорсинга «АСТРА». Обслуживая интересы компаний во всем мире, Kelly Services предоставила возможности для развития карьеры более чем 550 000 специалистов.

За дополнительной информацией обращайтесь: Светлана Бариленко I PR специалист, E-mail: s.barilenko@kellyservices.ru. Сайт www.kellyservices.ru.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте