Массовая истерия или пофигизм: как российские компании реагируют на коронавирус?

Kelly Services опросили 1390 работников, чтобы узнать, какие действия компании предпринимают относительно эпидемии коронавируса, может ли она повлиять на экономические показатели компаний и готово ли руководство выводить сотрудников на дистанционную работу.

По результатам, 65% опрошенных считают, что внимание к распространению коронавируса чрезмерно. При этом, большая часть работодателей предпринимает меры, направленные на предупреждение распространения вируса. Примерно 1/5 российских компаний отметили отрицательное влияние коронавируса на бизнес, 42% ожидают ухудшений в ближайшее время, а 35% считают, что на их бизнесе это никак не отразиться.

Что делают в компаниях?

Лишь 34% респондентов ответили, что в их компании не предпринимают никаких действий. 56% опрошенных получили электронную рассылку с рекомендациями как избежать заражения, 40% запретили вылеты в зоны распространения вируса. (рис.1). Стоит отметить, что крупные компании реагировали больше и чаще регламентировали поведение сотрудников во время эпидемии. В небольших компаниях предупреждающие меры принимались реже. Так, например, 65% сотрудников компаний со штатом до 50 человек и 50% сотрудников компаний со штатом 50-100 человек ответили, что никакие меры не предпринимались вовсе. Помимо запрета на выезд в зоны распространения эпидемии и электронные рассылки, компании часто раздают маски и антисептики. В редких случаях разрешают сотрудникам работать из дома или не приходить на работу без потери заработной платы.

«У меня в компании провели лекции на тему влияния коронавируса на экономику», — рассказала Kelly респондентка, работающая в сфере консалтинга.

Рис.1. Предпринимала ли ваша компания какие-то действия, предупреждающие возможность распространения коронавируса среди сотрудников? (%)

Что ещё делать?

37% сотрудников считают, что компании должны предпринимать дополнительные меры и обеспечивать возможность дистанционной работы. 28% проголосовали за организацию медицинских проверок. 46% ответили, что происходящие события больше похожи на массовую истерию: не надо предпринимать никаких мер, нужно просто работать дальше.

«Да, компания должна предпринимать доп. меры, но в нашем бизнесе это невозможно», — поделился с Kelly респондент из сектора Спортивные клубы/ Фитнес/ Салоны красоты.

Выжить — выживем, а как же бизнес?

18% сказали, что эпидемия уже отрицательно сказалась на экономических показателях бизнеса. 3% ответили, что прибыль компании выросла из-за эпидемии. Ожидают отрицательных последствий в скором будущем 42% опрошенных. 35% считают, что последствий ожидать не стоит (рис.2).

Рис.2. Считаете ли вы, что распространение коронавируса скажется на экономических показателях вашего бизнеса? (%)

Малый бизнес меньше обеспокоен экономическими последствиями. В компаниях со штатом до 50 человек, 47% считают, что коронавирус никак не отразится на результатах компании. Ожидают отрицательных последствий лишь 30%. А вот крупный бизнес более обеспокоен. Почти 50% работников сказали, что в скором времени эпидемия испортит экономические показатели компании.

Дистанционная работа — выход?

42% руководителей среднего и высшего звена ответили, что в их компании рассматривают home office как один из вариантов функционирования бизнеса во время распространения коронавируса. Не рассматривают такой вариант в компаниях 38% опрошенных. 20% не владеют информацией (рис.3).

Крупные компании чаще рассматривают вариант предоставления возможности работать из дома, чем небольшие компании. Тем не менее, 38% представителей малого бизнеса  готовы перевести всех своих сотрудников на дистанционную работу на время эпидемии. О теоретической готовности отпустить домой всех своих сотрудников сказали лишь в 15% руководителей больших компаний. Чаще крупный бизнес готов выводить до 50% сотрудников.

Рис.3 Какую часть штатных сотрудников ваша компания теоретически готова перевести на дистанционную работу, если коронавирус начнёт представлять настоящую угрозу? (количество сотрудников в штате компании, %)

Повлияет ли дистанционная работа сотрудников на результаты компании?

29% респондентов считают, что качество работы останется на том же уровне. 37% ответили, что качество снизится, но незначительно. 34% выбрали вариант «качество снизится значительно». Конечно, все зависит от специфики компании. Так, например, IT компании готовы отпустить сотрудников работать из дома. Только 17% респондентов из IT считают, что тогда качество снизится значительно. Остальные 83% сказали, что качество останется на том же уровне или снизится незначительно.

Работники из сфер Автопромышленность (65%), Туризм, гостиничный бизнес, рестораны (58%), Химическая промышленность (42%), Розничная торговля (42%) считают, что результаты компании снизятся значительно.

«На прошлой неделе, мы получили указ мэра Москвы о введении режима повышенной готовности. Теперь работодатели обязаны проверять температуру сотрудников, не допускать вернувшихся из зон заражения людей работать в офис. Конечно, решение о дополнительных мерах каждая компания должна принимать сама. Мое мнение: мы живем в глобализованном мире и Россия сильно связана и с Европой, и с Китаем, поэтому излишнее беспокойство во многих крупных компаниях оправданно, а применение превентивных мер не бесполезно. Сегодня у нас может быть и мало случаев заражения, но количество заболевших может расти в кратчайшие сроки, как произошло в Италии», комментирует Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services Россия и Польша, генеральный директор Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ).

Информация об исследовании:

В опросе приняли участие 1390 респондентов.

Срок проведения исследования: 8-10 марта 2020.

Количество сотрудников в компании: менее 50 (15.1%), 50-100 (10.2%), 100-500 (21.7%), 500-1000 (10.9%), 1000-5000 (17.4%), 5000-10 000 (6.4%), более 10 000 (18.2%)

Уровень позиции респондентов: специалист (52.6%), руководитель среднего звена (29.3%), руководитель высшего звена (10.3%), начальный уровень/ без опыта работы (5.1%), владелец бизнеса (2.7%).


Kelly Services — крупнейшая международная компания, предоставляющая решения по управлению персоналом. В России Kelly Services работает с 1993 года и сегодня представлена во всех экономически значимых регионах страны. 

Фото: coronavirus-monitor.ru