Маркетплейс или свой интернет-магазин


«БОСС» в помощь | Продажи

Текст | Дарья Маркова

Интернет-магазины давно стали частью нашей жизни. Но в последнее время особую популярность набирают маркетплейсы. Эксперты компании «Ваш кадровый ресурс» — о том, что выбрать ритейлерам, которые только осваивают мир интернет-торговли.

Особенности работы маркетплейса и интернет-магазина

Маркетплейс – это по своей сути «интернет-рынок», где при поиске товара, покупателю предлагают выбор между несколькими альтернативами от разных производителей, которые зарегистрированы на платформе. Главный козырь маркетплейса – выбор. Здесь один и тот же товар представлен разными производителями. Разумеется, плюс в этом только для покупателя. Для продавца же это условия жесткой конкуренции. Однако, и в этом случае можно извлечь свою выгоду, ведь появляется возможность легко сравнить свое предложение с предложениями конкурентов.

Интернет-магазин – это визитная карточка компании. То есть цифровая версия того, что продавец может предложить офлайн. Здесь можно ознакомиться с ассортиментом, заказать товар или же узнать, что есть в наличии в офлайн-магазине.

Как продавать в интернет-магазине

Для того, чтобы начать продавать в собственном интернет-магазине, необходимо пройти несколько этапов

  1. Регистрация бизнеса в налоговых органах.
  2. Покупка и регистрация онлайн-кассы. Она необходима только ИП или организациям. Самозанятые могут выдавать электронные чеки в приложении «Мой налог».
  3. Создание и продвижение сайта. Сейчас создать сайт можно самостоятельно, или же обратившись к профессионалам.
  4. Поиск поставщиков товара.
  5. Аренда складов, где хранится товар.
  6. Поиск персонала. Это менеджеры по продажам, маркетологи, курьеры, сборщики заказов.
  7. Продвижение товаров и магазина при помощи рекламы.
  8. Решение вопроса с доставкой, то есть заключение договоров со сторонними службами доставки или же создание собственной курьерской службы.
  9. Непосредственно продажи, которые включают в себя прием различных способов оплаты.
  10. Работа с отзывами и создание положительного образа бренда.

Как продавать на маркетплейсе?

Здесь все куда легче, чем при создании собственного интернет-магазина.

  1. Прохождение регистрации, как продавца.
  2. Закупка товара.
  3. Создание карточек товаров и их описание.
  4. Отправка товара на склад маркетплейса.

Все! Теперь вы продавец на маркетплейсе!

Плюсы и минусы интернет-магазина

Конечно же, главное преимущество собственного интернет-магазина – полная независимость. Вы сам себе хозяин и сами решаете, как продавать. Но есть и еще несколько бонусов, которые дают продажи на собственной платформе.

Во-первых, это продвижение бренда. При заказе на маркетплейсе пользователь очень, очень редко обращает внимание на продавца. Потому что он приходит не за конкретным брендом, а за товаром, который в итоге выбирает среди нескольких десятков предложений.

Во-вторых, при продажах на собственном ресурсе у вас есть возможность масштабировать бизнес. Со временем открывать новые пункты выдачи, филиалы в городах, продавать франшизы и запускать партнерские программы. Все это возможно при самостоятельных продажах.

В-третьих, при торговле в собственном интернет-магазине у вас есть гораздо больше каналов взаимодействия с покупателем. Причем, вы выбираете, чем ограничиваться.

К тому же, при самостоятельной торговле вы сами можете выстраивать ценовую политику, не сильно оглядываясь на конкурентов. Естественно, в разумных пределах и в сравнимых с конкурентами же цифрах.

Из минусов, которые есть при работе с собственным интернет-магазином, в первую очередь понимание того, что свобода – это все-таки еще и ответственность. Поэтому вам придется самостоятельно заниматься не только продажами, но и всеми сопутствующими бюрократическими и не только обязанностями.

Вам необходимо самостоятельно привлекать клиентов. А это и работа с трафиком, маркетингом и оптимизацией. Ведь конкуренты не дадут расслабиться. Важно идти в ногу с трендами рынка.

Еще одна большая проблема – это доставка. Даже крупные ритейлеры не могут похвастаться такой обширной сетью доставки, как у маркетплейсов. Что уж говорить о небольших интернет-магазинах. Для покупателей это весомая причина сделать выбор в пользу покупки на маркетплейсе.

Туда же отнесем и проблему с возвратами. Это будет исключительно вашей проблемой. Не стоит забывать, что процедура это достаточно сложная и неприятная как для покупателя, так и для продавца.

Плюсы и минусы маркетплейса

Для выхода на маркетплейс вам не нужен собственный сайт. Достаточно лишь пройти регистрацию и создать карточки товаров. А это та же работа с контентом, что понадобилась бы для собственного сайта. Но в несколько раз облегченная.

При работе с маркетплейсами не нужен склад. Единственная задача продавца – обеспечить наличие товара на складе.

Упрощенная работа с оплатой товаров покупателями. Все покупки совершаются на базах маркетплейса. А это означает, что отпадает необходимость в онлайн-кассе и выдаче чеков. Это экономит деньги и на аренде касс, и на выплатах оператору.

Все вопросы с покупателями решаются маркетплейсом. Претензии, возвраты, обмены. Все это падает на плечи маркетплейса. Да, не бесплатно, но с существенной экономией в сравнении, если бы вы занимались этим самостоятельно.

Вы можете продавать на нескольких маркетплейсах одновременно, тестируя и площадку, и ее аудиторию, выбирая самый подходящий вариант.

Минусы есть и у маркетплейсов. В основном они складываются из того, что вы продаете у посредника. А значит, принимаете правила игры на этой площадке.

Так, маркетплейсы, предоставляя места для торговли, берут комиссию от 2 до 20%.

Здесь высокая конкуренция. Алгоритмы первым делом выдают лучшие предложения по цене, оформлению, оптимизации названия, отзывам и описанию. В общем, интернет внутри интернета.

Помимо этого, существует система «наказаний» для продавцов, которые не соблюдают правила. Это и штрафы, и снижения просмотров из-за небольшого ассортимента или отсутствия товара на складах. Также существуют ограничения на ряд товаров в некоторых складах. Крупногабаритные, живые растения или стройматериалы.

И что выбрать?

Что бы вы не выбрали, у этой медали будет две стороны. Оба варианта имеют как свои преимущества, так и свои недостатки. Но, все-таки начинать гораздо проще с маркетплейса. Как ни крути, но заморочек для старта здесь сильно меньше, чем при создании собственного интернет-магазина. Однако новичкам будет сложно пробиться среди конкурентов, которые давно продают на этой платформе. Но если не получится здесь, то есть возможность попробовать на другой площадке. А это, увы, невозможно при создании своего интернет-магазина.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте