Мультимедиа в нашей жизни


38Рубрика | Перспективы

Текст | Алексей ВОЛКОВ, заместитель генерального директора компании КРОК по работе с корпоративными заказчиками

В общественных местах любую справочную информацию можно найти на медиа-панелях. В магазинах одежды посетители больше не заходят в примерочную, предпочитая выбирать необходимую модель на большом интерактивном экране, загружать в систему свою фотографию и «примерять» все, что пришлось по вкусу. В фитнес-центрах все тот же интерактивный экран помогает составить план тренировок, демонстрирует, как правильно выполнять упражнения, синхронизирует данные, полученные с браслета, и выводит на монитор пульс, вес и остальные показатели. Мир взял курс на мультимедиа, и Россия не исключение. 

Система отображения контентаСегодня аудиовизуальные комплексы (АВК) используются в совершенно разных сферах: от ресторанов, где цифровое меню уже стало нормой, до «офисов будущего», построенных с учетом самых современных технологий. Рекламная индустрия, розничная торговля, аэропорты и вокзалы, пресс-центры, вузы, гостиничные комплексы, корпоративный сегмент — технология получила широкое распространение.

Мультимедийные системы информируют посетителей торговых центров, аэропортов и вокзалов, медицинских учреждений, финансовых организаций, государственных органов, спортивных объектов. Они используются как информационное табло, управление электронной очередью или инструмент рекламы. В качестве корпоративной информационной системы оповещают сотрудников, распространяют новости, маркетинговые и HR-материалы. Они привлекают посетителей, укрепляют имидж компании, сокращают расходы, увеличивают продажи и развивают внутренние коммуникации.

 

Быстрорастущий рынок

В начале 2000-х годов в стране было всего две-три крупные компании, которые помимо поставок оборудования занимались его установкой для концертных шоу-программ. Именно так в России зарождался рынок аудиовизуальных систем.

Видеостена, собранная из нескольких элементовАналитики называют Россию самым быстрорастущим рынком Digital Signage (это технология представления информации с электронных (цифровых) носителей, установленных в общественных местах). А специалисты говорят о нашем существенном отставании от Запада.

Компании, лидирующие сегодня в сфере АВК, начинали свой путь с внедрения систем видеоконференцсвязи, мировые вендоры тогда только выходили на российский рынок и делали это с опаской, поэтому первые проекты были длительными и обучающими для специалистов, которые принимали в них участие. Например, на создание комплекса видеотерминалов в аэропорту «Домодедово» у нас ушло более года.

Это был масштабный по меркам 2006 года проект с установкой более 200 дисплеев Digital Signage на стойках регистрации пассажиров и по всему зданию. На обследование всех зон аэропорта — с учетом того, что его никогда не закрывали, на согласования, на изучение оборудования — вместе с заказчиком мы ездили по европейским столицам, встречались с лучшими производителями ПО и оборудования, уходили месяцы.

Сегодня в стране много нишевых компаний, занимающихся поставками и установкой мультимедийного оборудования и АВК, но системных интеграторов, умеющих создавать сложные системы с этапа проектирования, по-прежнему, недостаточно. Существует много дешевых «бытовых» решений, которые намного ниже по качеству. Но нужно понимать, что плазменные телевизоры, купленные за 20 тысяч рублей в любом магазине бытовой техники, и дорогие профессиональные панели для круглосуточной работы — это не одно и то же.

 

Тенденции

ВидеостенаЖизнь вокруг нас становится интерактивной. Сенсорные мультитач-экраны, технологии распознавания лиц, технологии беспроводной высокочастотной связи (NFC), QR-коды (двумерные штрих-коды), голограммы и прозрачные экраны, 3D-технологии, вовлечение пользователя в процесс, например через прикосновения и геймификацию, управление жестами, всеобъемлющая интеграция с социальными сетями и гаджетами — все это привлекает внимание клиентов, создает персонализированный пользовательский опыт.

Профессиональные аудио-видео системы становятся инструментом конкуренции. Например, в розничных продажах большие экраны, интерактивные витрины, видеостены и киоски используются магазинами одежды, косметики, парфюмерии и luxury-аксессуаров. При этом большое внимание уделяется тому, чтобы интерфейс панелей был не только интерактивным, но и простым в использовании.

Дополненная реальностьКомпании осознают ценность бизнес-аналитики и начинают использовать ее в сегменте Digital Signage для планирования рекламных кампаний. Например, ритейлерам и ресторанам, чтобы оценить успех используемых аудиовизуальных комплексов, интересно отслеживать, кто просматривает их информацию, каковы действия пользователя после просмотра.

В сфере образовании популярностью пользуются интерактивные технологии, позволяющие писать и рисовать на панелях, перемещать объекты нескольким пользователям одновременно при помощи пальцев, интерактивного пера или указки. Музейно-выставочные комплексы устанавливают видеостены и интерактивные киоски для привлечения посетителей: они транслируют информацию обо всех мероприятиях, фото и видео-контент и т.д. Посетители Манежа уже могут воспользоваться этой технологией.

Интерактивная переговорная комнатаВ корпоративном секторе интерактивные ЖК-дисплеи используются для проведения совещаний, тренингов и видеоконференций. Представьте, например, интерактивную переговорную комнату, оснащенную современной мультитач-панелью, способной одновременно распознавать до шести касаний, — то есть работать с несколькими пользователями.

Мы оборудовали такую комнату в своем офисе: она оснащена двумя экранами с высокой четкостью, встроенное программное обеспечение позволяет подтягивать информацию из интернета или работать с flash-накопителями. А когда возникает необходимость вывести на экран контент с ноутбука партнера или заказчика, это не вызывает сложностей, — синхронизация происходит по сети wi-fi. Кроме того, каждый сотрудник может создавать собственный аккаунт с индивидуальным паролем доступа.

Интерактивная переговорная комната — это первый шаг на пути к «офису будущего», в котором не только комфортно работать сотрудникам, посещение такого офиса должно быть удобным и для клиентов. Подобные проекты уже существуют — отделение одного из крупных территориально-распределенных российских банков мы оснастили различными интерактивными медиа-системами. И речь идет не только о системе электронной очереди: на видеостенах в зале транслируется информации о продуктах, услугах, курсах валют, драгоценных металлов, а также развлекательный контент для тех, кто ожидает своей очереди, а роботы-консультанты помогают получить всю необходимую информацию.

Офис будущего_1     Офис будущего_2

В России и СНГ растет интерес к системам информационного оповещения о новинках и специальных предложениях, о специальных условиях по размещению, скидках для постоянных клиентов — для отелей и ресторанов. Среди отелей востребованы конгресс-центры (конференц-румы), интерактивные системы навигации, светодиодные фасады на здания (в том числе, и с целью получения дохода от рекламы).

В качестве примера — проект в Центре международной торговли (ЦМТ), где создана уникальная аудиовизуальная система, по своим размерам и характеристикам не имеющая аналогов в России. Это комплекс, включающий в себя рекламно-информационные мониторы, видеостены и информационно-сервисные киоски интерактивной навигации — в совокупности более 250 визуальных носителей, объединенных общей системой управления. На них транслируются рекламные и маркетинговые материалы, курсы валют, прогноз погоды, новостные ленты, навигация по офисам и другая информация — все это в формате высокой четкости.

ЦМТ_1     ЦМТ_2

 В рамках проекта рекламными мониторами оборудовано четыре офисных здания, две гостиницы, конгресс-центр и торговый комплекс. Панели смонтированы более чем в 100 лифтовых холлах, 37 лифтах, в барах, ресторанах, переговорных комнатах и других помещения ЦМТ. Помимо средств отображения внутри помещений, уличными навигационными киосками и светодиодным экраном оборудована и близлежащая территория.

Федеральная целевая программа «Раз­ви­тие физической культуры и спорта в Рос­сий­ской Федерации на 2006–2015 годы» подогрела интерес к ИТ и в этой сфере: спортивные объекты должны соответствовать международным стандартам, а для этого нужны современные технологии. Большая часть спортучреждений нашей страны строилась либо в далеких 50–60-х годах, либо в преддверии Олимпиады 1980-го года, ИТ-инфраструктура всех этих клубов, стадионов, центров подготовки спортсменов сильно устарела и требует модернизации: от инженерной инфраструктуры до оснащения мультимедийными решениями.

Спорт_1     Спорт_2

 

ФитнесСегодня существует множество решений, которые могут сделать объекты, в том числе и спортивные, удобнее не только для посетителей, но и для сотрудников. Использование турникетов, оснащенных RFID-считывателями 1, позволяет контролировать доступ в помещение, а по браслету, оснащенному RFID-меткой, можно проводить безналичную оплату — это актуально для фитнес-клубов. Система Digital Signage дает возможность в удобной форме информировать посетителей о текущих предложениях, новостях спортивного комплекса и т.д. Интерактивные киоски помогают составлять личный план тренировок, а автоматические системы, установленные в спортивных зонах, могут осуществлять фото и видео-фиксацию голов, что не только делает более захватывающими тренировки, но и дает возможность организовывать полноценные турниры по различным видам спорта. В то же время все эти установки можно использовать и для размещения рекламного контента.

Если смотреть еще дальше, то будущее за технологиями дополненной реальности, которые работают следующим образом: приложение дополненной реальности скачивается на планшет или мобильный телефон. При наведении камеры гаджета на специальную метку, нанесенную, например, на тренажер, приложение распознает заранее подготовленный контент. Это может быть комплекс упражнений, последовательно продемонстрированный виртуальным тренером. При этом отдельным цветом в процессе визуализации 3D-контента подсвечивается группа мышц, на которую идет нагрузка в данном упражнении.

Современный спортивный комплекс, как и любое сооружение, — это интеллектуальное здание, где предусмотрено автономное управление инженерными системами, безопасность, видеоаналитика и противопожарные меры. Все данные и ключевые показатели этих систем могут выводиться на интерактивную стену ситуационного центра, откуда осуществляется управление всей инфраструктурой.

Постоянно совершенствуется и мультимедийное оснащение ситуационных центров. Помимо современной аудио и видеосвязи с объектами, появляются возможности моделирования, удаленного мониторинга, оперативного выявления чрезвычайных ситуаций, масштабирования системы при подключении новых объектов и территорий, отслеживания перемещений транспорта и даже оперативного устранения возникающих аварий — именно такие функции предусмотрены в Центральном диспетчерском управлении ОАО «Мосводоканал», где установлен комплекс аудиовизуальных информационных систем.

Мосводоканал     Мосводоканал_2

Информация стекается сюда из нескольких тысяч источников, включая виртуальные, данные из нескольких систем автоматически выводятся на видеостену, а с помощью своеобразного пульта-планшета сотрудники могут оперативно менять раскладки экранов — это позволяет быстрее реагировать в критических ситуациях, а система видеоконференц-связи, установленная в автомобиле начальника аварийной службы, — увидеть происходящее на месте аварии. Параллельно отслеживается состояние расположенных вблизи сооружений Мосводоканала.

 

Потенциал развития Digital Signage в России

По уровню проникновения Digital Signage Россия отстает от Европы на несколько лет. Это обусловлено масштабом страны и, как ни парадоксально, информационным вакуумом. В Москве технология известна и применяется в разных сферах, но в регионах ситуация намного хуже. В то же время, это говорит о невероятном потенциале для развития. Аналитики делают прогнозы, согласно которым уже через несколько лет Россия займет 10% мирового рынка Digital Signage. Б

 

 


1 RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) — способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках. Любая RFID-система состоит из считывающего устройства (считыватель, ридер или интеррогатор) и транспондера (он же RFID-метка, иногда также применяется термин RFID-тег)