Забытая проблема

Пять мнений о четырех проектах
Подготовил Леонтий Букштейн

В России полным ходом идет реализация национальных проектов. Но достаточно ли стране всего четырех приоритетных проектов? Не нужно ли добавить? Сергей Лисовский,член Совета Федерации, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике:— Выбранные президентом приоритеты развития, названные национальными проектами, закономерны. Это действительно самые важные для сегодняшней России направления, требующие государственной поддержки, внимания и немедленного вливания средств. Жилье, образование, медицина являются базовыми потребностями всех граждан страны. Эти проблемы затрагивают всех россиян, причем каждый день. И невозможно двигаться дальше, не решив этих основных проблем.

Человек не может нормально работать, если ему негде жить, он не может стать высококлассным специалистом без хорошего образования, а без хорошей медицины ему просто не выжить…

Питание тоже базовая потребность. Поэтому развитие сельского хозяйства — это решение проблемы продовольственной безопасности страны. Неправы те, кто считает, что продовольствие всегда можно купить за границей. Вполне реальна ситуация, когда одновременно несколько стран, допустим производителей мяса, окажутся закрыты по ветеринарным показателям. И мясо купить будет или просто негде, или оно будет по таким ценам, что мы его купить не сможем.

Проблема в том, что мы долго раскачиваемся. Все говорим и говорим о национальных проектах. Пора бы уже начать их реализовывать. Скоро середина 2006 года, а деньги в рамках проектов до сих пор не выделены! Господа в министерствах забывают, что страна у нас северная и в сентябре многое, особенно для северных территорий, делать уже будет поздно. Если в апреле строительные, монтажные работы не начнешь, то к октябрю из нулевого цикла не выйдешь — время упущено, и либо ждать следующей весны, либо работать в тяжелых условиях.

Я считаю, что из-за подобного промедления 2006 год для реализации национальных проектов уже потерян. К сожалению. Для страны.Предложить хотелось бы не открытия новых, а ускоренного старта уже названных проектов, их полноценного финансирования.Например, в сельском хозяйстве необходимо увеличение выделяемых средств в десять раз. Тогда это будет ощутимо и эффективно.Альфия Гарифуллина, директор ОАО «Лизинговая компания “КамАЗ”», директор департамента продаж ОАО «КамАЗ» (г. Набережные Челны):

— Определенные президентом России Владимиром Путиным четыре национальных проекта, безусловно, соответствуют четырем самым важным, приоритетным направлениям развития страны — это образование, здравоохранение, жилищная политика и сельское хозяйство. Всем известно, какие здесь существуют трудности. Думаю, не ошибусь, если скажу, что и органы госуправления, и предприятия, как государственные, так и коммерческие, всесторонне поддержат инициативу президента, направив силы и средства на содействие реализации этих проектов.

Мы в свою очередь уже начали предпринимать конкретные шаги. Помимо того, что КамАЗ — крупнейший налогоплательщик региона, мы разрабатываем схемы, позволяющие предприятиям, занятым социальным бизнесом, покупать автотехнику нашего производства на самых выгодных условиях. Например, по нашей программе «лизинг от производителя» Кемеровская область за два года получила свыше 600 автобусов. Купить их сразу у региона средств не было, и мы предложили лизинговый контракт. Это сработало, мы подобрали нужную схему, и сейчас область обеспечена новыми комфортабельными машинами. Такие же проекты реализованы в Ленинградской, Новгородской областях, Башкортостане. Минсельхоз предложил для развития сельского хозяйства расширить доступ участников агробизнеса к кредитам. А мы предлагаем этот же вариант еще и в отношении лизинга, так как для работы строителям, фермерам, коммунальщикам прежде всего нужна техника. Предприятия, которые умеют считать деньги и экономить время, уже оценили эффективность различных финансовых инструментов, позволяющих пользоваться ресурсами уже сегодня.

К списку проектов хотелось бы добавить экологическую программу, в реализацию которой мы способны внести значительный вклад. Уже сейчас разработаны автобусы с газовым двигателем euro 4. Не без участия КамАЗа в Казани осуществляется проект «Чистый город», было бы отлично этот опыт Татарстана распространить на всю Россию. Александр Шнайдер,заведующий кафедрой «Управление инновационными проектами» ГАСИС, академик РАЕН, профессор, доктор технических наук:

— Мне понятна и близка основная мысль президента РФ о том, что именно приоритетные национальные проекты — здравоохранение, образование, жилье и агропромышленный комплекс — определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества «и что в конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человече­ского капитала». Хочу высказать свой взгляд на предложенные президентом национальные проекты. Образование, в частности инновационное образование, — это тот фундамент, на котором можно и построить современную систему здравоохранения, и развить программу доступного жилья, и поддержать инновационное развитие агропромышленного комплекса. При реализации национальных проектов необходимо также учесть важность подготовки специалистов по управлению инновационными проектами. Причем понятно, что подготовка этих специалистов должна строиться на основе полноценного высшего образования по соответствующей специальности с последующим повышением квалификации в управлении инновационными проектами.Думаю, что список национальных проектов мог бы быть дополнен еще одним — «безопасность социума». Если четыре национальных проекта определяют качество жизни, то предложенный мной определял бы наличие самой жизни. Актуальность его обусловлена резко обострившейся международной обстановкой. Мы стали очевидцами социально-политических и экономических потрясений невиданных масштабов, упадка духовно-нравственного уровня, роста наркомании, организованной преступности и развития глобального международного терроризма. Проект «Безопасность социума» должен быть посвящен развитию всех аспектов безопасности — от национальной, информационной, продовольственной, экономической и экологической до транспортной, военной и энергетической.Евгения Данилина, эксперт таможенного холдинга «Группа Тарго»:

— Приоритетные национальные проекты, безусловно, отвечают ожиданиям населения, которое надеется, что государственные средства будут направлены в наиболее значимые и проблемные сферы: жилье, образование, здравоохранение, сельское хозяйство. Перемены здесь объективно назрели.

Однако государство могло бы также сосредоточить свои усилия на тех проектах, которые будут способствовать полноценной модернизации экономики, росту конкурентоспособности наших предприятий на мировом рынке, улучшению инвестиционного климата в России. В связи с этим к числу приоритетных национальных проектов я бы отнесла налоговую реформу. Действия правительства сегодня должны быть направлены на радикальное снижение налогового бремени для российских предприятий. Это то, что в свою очередь позволит создать благоприятные условия для их развития и модернизации, привлечения инвестиций. Такая задача сейчас уже реализуется в части введения нулевых ставок ввозных таможенных пошлин для большинства видов оборудования. Все эти действия в комплексе будут способствовать повышению конкурентоспособности российских предприятий в условиях предстоящего вступления нашей страны в ВТО.Михаил Корочкин,генеральный директор ОАО «Чистопольский завод “Автоспецоборудование”»:

— Мы, машиностроители, видим конкретные направления будущей работы приоритетных национальных программ. Они актуальны для всех граждан страны. Но ведь эти программы так или иначе стоят на базисе, на коренных отраслях промышленности, которые питают (а точнее, будут питать, когда сырьевые ресурсы отойдут на второй план) экономику страны. Вот я и думаю: а почему бы машиностроение не причислить к приоритетам страны?

Или и здесь уступим позиции импорту?Несмотря на положительные в целом темпы развития машиностроительного комплекса в течение последних пяти лет, в нем накопились серьезные проблемы. Это низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, связанная со старением и высокой степенью износа производственных фондов; недостаток финансовых ресурсов в связи с низкой инвестиционной привлекательностью, слабой эффективностью взаимодействия финансово-кредитных организаций с предприятиями отрасли, опережающим ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий; дефицит квалифицированных кадров для предприятий машиностроения. Основная цель развития машиностроительного комплекса России — удовлетворение внутреннего платежеспособного спроса на его продукцию, расширение присутствия на внешних рынках. Ее достижение должно быть осуществлено на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособный, эффективный, динамично развивающийся, высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям комплекс.

Для этого, я думаю, необходимо:• повысить конкурентоспособность машиностроительной продукции на основе использования новых технологий; улучшить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли, в том числе для иностранных инвестиций; • расширить рынки сбыта машиностроительной продукции, в частности за счет совершенствования таможенно-тарифной политики и поддержки экспорта; • улучшить обеспечение отрасли высококвалифицированными научными и рабочими кадрами.

Для большей части предприятий машиностроительного комплекса важнейшей задачей следует считать также расширение внутреннего рынка. Поскольку по широкой номенклатуре изделий потребителем являются естественные монополии, то стимулирование их инвестиционной деятельности и ориентирование данных компаний на российских производителей должно содействовать загрузке машиностроительных предприятий. Вместе с тем несовершенный механизм государственного участия в рассмотрении планов технического перевооружения естественных монополий, их закрытость для российских производителей, слабая координация разработки и производства импортозамещающего оборудования лишает заказов отечественные предприятия. Механизм решения этой проблемы может заключаться в установлении государством норм отчислений на инвестиции в обновление оборудования и организации контроля за выполнением таких норм. б