Большая политика

20 марта Владимир Путин издал указ об образовании при Правительстве РФ Военно-промышленной комиссии и порядке ее деятельности. Как следует из указа, ВПК займется разработкой планов и программ военно-технического обеспечения обороны и правоохранительной деятельности; мобилизационной подготовкой страны; координацией производства вооружения, военной и спецтехники; вопросами развития оборонно-промышленного комплекса; координацией торговли вооружением и военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Главой комиссии стал заместитель председателя правительства, министр обороны РФ Сергей Иванов, его первым заместителем в ранге министра РФ — генерал-полковник Владислав Путилин, занимавший должность руководителя Департамента экономики программ обороны и безопасности Минэкономразвития РФ.

Напомним, Путилин был делегирован в МЭРТ в 2002 году на должность заместителя министра, курирующего «военную» экономику. До этого генерал занимал пост заместителя начальника Генерального штаба Вооруженных сил России — начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба. Еще ранее он служил в главкомате Ракетных войск стратегического назначения с перерывом на работу в аппарате президента СССР Михаила Горбачева.

У комиссии будет руководитель аппарата, по совместительству зам. руководителя аппарата Правительства РФ; председатель научно-технического совета ВПК. Учреждены три должности освобожденных членов комиссии.

ВПК получила право издавать постановления, обязательные для исполнения всеми ведомствами.В правительстве уже была комиссия по военно-промышленным вопросам — под руководством премьера. В последнее время ею фактически руководил Сергей Иванов, даже председательствовал на ее заседаниях.Зачем же понадобилось создавать взамен старой комиссии новую? Почему, например, просто не назначить Сергея Иванова председателем уже существующей структуры? Причины две.

Спасти генерала Иванова

Первая — главе государства нужно было срочно усилить позиции минист­ра обороны, ослабленные раскрученным прессой скандалом с рядовым Сычевым. Главе государства переданы тысячи подписей за отставку Иванова. Несмотря на контркампанию, мол, рядовой пострадал в результате тромбофлебита, общественность не удалось убедить в невиновности военного ведомства, которое при Иванове так тягостно реформируется.Кстати, к созданию ВПК было приурочено объявление о начале формирования региональных командований на театрах военных действий, объединяющих сухопутные, военно-морские силы, военно-воздушные, силы ПВО и быстрого реагирования. О необходимости таких образований военные эксперты говорили давно.

По данным «Коммерсанта», в распоряжении Иванова окажется $25 млрд, из которых 17 млрд руб. — бюджет Министерства обороны, государственный оборонный заказ — 8,45 млрд, а также оборонзаказ, проходящий по бюджету других ведомств, например Минпромэнерго.

Сеть параллельныхправительств

Вторая причина — развитие путинской системы органов власти, когда в каждой сфере государственного управления действует полновластный орган, замыкающийся непосредственно на президента.

Ранее были созданы «социальное» правительство — Совет по реализации национальных проектов под руководством Дмитрия Медведева и «внутреннесиловое» правитель­ство — Национальный антитеррористический комитет, председателем которого стал Николай Патрушев.

Функцию «внешнеполитического» правитель­ства выполняет Совет безопасности, по субботам заседающий под руководством самого президента. Он же координирует деятельность силового и внешнеполитического блоков российской власти. В этой системе не хватает органа по координации региональной политики — отчасти такую функцию выполняет президиум Госсовета, опять-таки возглавляемый президентом.

По сути дела, Правительству РФ оставлена функция координации экономической политики и хозяйственно-распорядительной деятельности. Но фактически премьер Михаил Фрадков из-за своего резко снизившегося аппаратного веса не может быть эффективным координатором решения этих проблем. А значит, следует предположить возможность создания органа по координации экономической политики, например, под руководством Германа Грефа или помощника президента Игоря Шувалова, включающего руководителей МЭРТ, Минфина, Центрального банка, Минпромэнерго, Минсельхоза, Минтранса и Мининформсвязи.

В ожидании влиятельного премьера

Реальные задачи и влияние Правительства РФ сокращаются как шагреневая кожа. Таким слабым и незначимым правительство в СССР и Российской Федерации не было еще никогда.

Идеологическое обоснование процессу дано еще в начале года. Выступая на «годовой» пресс-конференции в начале 2006 года, Владимир Путин заметил, что Россия должна остаться президентской республикой и создание правительства партийного большинства (то есть самостоятельного дееспособного правительства) он считает неправильным. Этими словами глава государства подписал приговор правительству, который сегодня воплощается в жизнь.

Главное, что сохраняет реальную значимость, — пост премьера. Председатель правительства — второй человек в государстве, при наличии аппаратного веса, используя конституционные полномочия правительства, он может превращаться в фигуру, немногим уступающую по влиянию президенту. К тому же очевидно, что именно пост премьера будет трамплином для занятия поста президента в 2008 году.

Однако сейчас Фрадкову волноваться рано: скорее всего, операция «Наследник» начнется не раньше следующего года. Именно поэтому президент создает сегодня вокруг премьера, практически недееспособного из-за относительно невысокого аппаратного веса, и правительства, парализованного противостоянием между равновеликими фигурами, структуры, позволяющие реально управлять государством.