Ольга САВЕЛЬЕВА: ситуация под контролем

Республика Саха (Якутия) — самая большая из республик, входящих в состав РФ. Ее площадь превышает 3 млн кв. км, численность населения — 1 млн человек. Начиная с 1999 года руководством Якутии была поставлена задача повышения эффективности стратегического управления социально-экономическим развитием республики. Современная государственная политика Якутии в области информатизации направлена на создание единого республиканского информационного пространства и обеспечение взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на территории республики.

 

В своем первом интервью после инаугурации президент Якутии Вячеслав Штыров одним из приоритетов обозначил внедрение информационной системы управления регионом и обеспечение прозрачности хозяйственной деятельности в республике. В 2002 году по заказу Администрации президента Республики Саха (Якутия) был начат проект по созданию информационного центра при президенте Республики Саха (ИЦП) как связующего звена единой системы органов государственной власти республики. Основная его цель — обеспечить реализацию нового подхода к принятию управленческих решений на самом высоком уровне.

Задача

Разрабатывая концепцию информатизации, руководство региона пришло к выводу, что оптимальный способ развития IТ-сферы в направлении «сверху вниз» такой: сначала создать информационное пространство (систему поддержки принятия решений) вокруг первого лица республики, а затем распространять современные технологии на другие уровни. Данный подход дает возможность быстро оценить эффективность новых решений и начать реформу системы управления. Концепция получила 100-процентную поддержку высшего руководства Якутии. В республике была создана специальная структура — государственное учреждение «Республиканское информационное консалтинговое агентство» (ГУ РИКА), которое указом президента Якутии наделено правом координации всех работ по информатизации. РИКА разработало комплексную программу развития региональной информационной сферы до 2006 года (своего рода программу «Электронная Якутия»), первым пунктом которой является создание центра поддержки принятия решений президентом Республики Саха (Якутия). Был объявлен конкурс на создание центра, победителем которого стала компания IBS. В настоящее время работы по созданию информационного центра уже завершены.

Решение

Работа над проектом началась в августе 2002 года. На первом этапе компания IBS провела проектные исследования, осуществила поставку компьютерной техники и средств визуализации, выполнила монтаж оборудования, а также инженерную подготовку помещений и пусконаладочные работы.

Основой для создания информационного центра послужила собственная уникальная разработка компании IBS: центр стратегического моделирования (ЦСМ). Он представляет собой мощный программно-технический комплекс, предназначенный для сбора и обработки информации, моделирования и прогнозирования ситуаций, выявления скрытых особенностей и угроз, отработки различных способов реагирования и выбора оптимальных действий. ЦСМ состоит из специализированных систем хранения данных, анкетирования, проведения анализа и визуализации.

На втором этапе сотрудники IBS провели обследование предметной области заказчика. По его итогам было подготовлено четыре предметно-ориентированных решения, позволяющих осуществлять:

* анализ обстановки на основе материалов СМИ

* анализ электоральной активности населения

* выработку рекомендаций по обеспечению экономической безопасности

* анализ конфликтных зон и угроз в регионе.

«Наши программные решения опираются на универсальные компоненты платформы, — поясняет Валерий Шатров, директор отделения cитуационного моделирования IBS. — Например, анкеты, которые нужны и для электоральной модели, и для экономической, отличаются только полями, а сам инструмент универсален. Одно из наших важнейших достижений — система прогнозирования путем имитационного и вариационного моделирования развития ситуации. Она позволяет проводить не только анализ текущей ситуации, но и давать различные прогнозы на будущее».

Информационный центр предназначен непосредственно для первых лиц республики, он обеспечивает органы государственного управления необходимой информацией для точного восприятия и оценки сложившейся обстановки, а также интеллектуальной поддержки принятия обоснованных решений. С его помощью руководство республики сможет выбирать оптимальный путь из нескольких альтернатив развития ситуации, оценивать последствия принятия тех или иных стратегических решений с учетом краткосрочных и долгосрочных целей, контролировать исполнение решений и производить своевременную корректировку планов.

Результат

Информационный центр обеспечил руководство республики не только прямым доступом к информации и механизмами контроля над текущей ситуацией, но и возможностью моделирования и прогнозирования событий в регионе. В результате работы центра управленческие решения принимаются на основе выбора наиболее рационального варианта из всех полученных в результате моделирования, в процессе которого идет поиск ответа на вопрос: «Что будет, если»? Например, как будут развиваться события, если установить те или иные ставки налогов, или как оптимально построить взаимоотношения между законодательной и исполнительной властью, или как распорядиться природными ресурсами? Для решения данных задач разработаны специальные инструменты с использованием экономико-математических методов и объектно-ориентированного моделирования.

Развертывание ИЦП на территории Республики Саха дало очевидные преимущества, и самое главное из них — повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием региона и создание платформы для единого информационного пространства в регионе.

Новые проекты

Еще одним примером успешной интеграции передовых технологий поддержки принятия решений в систему управления субъекта Федерации явилось создание компанией IBS ситуационного центра губернатора Иркутской области.

Реализация проекта проходит в два этапа. Первый этап стартовал весной 2004 года и был реализован в очень сжатые сроки — за четыре месяца (по контракту на это отводилось шесть месяцев). Специалисты компании IBS и сотрудники администрации губернатора Иркутской области провели системно-аналитическое обследование и разработали проектное решение.

Вот что говорит руководитель ситуационного центра Д.А. Авдеев: «Для реализации высоких требований, предъявляемых руководством Иркутской области к программно-аналитическим комплексам поддержки принятия решений, специалисты IBS разработали уникальные решения, уже доказавшие свою эффективность за время эксплуатации центра».

Сейчас компания IBS завершает работы по второму этапу проекта, в ходе которого реализуются следующие возможности ситуационного центра для решения актуальных задач региона:

* cоциально-экономическое прогнозирование развития региона и муниципальных образований

* мониторинг и прогнозирование социальной защищенности граждан

* мониторинг госзакупок

* оценка эффективности реализуемых целевых программ (определение инвестиционной привлекательности региона для внутренних и внешних инвесторов)

* анализ конфликтной обстановки в регионе.

По мнению Валерия Шатрова, ситуационный центр это всегда уникальное решение, разрабатываемое под потребности заказчика. «Мы наблюдаем растущий интерес со стороны региональных администраций к подобного рода решениям. Создание ситуационного центра в Иркутской области свидетельствует о возрастающей роли передовых технологий в процессах управления регионов Российской Федерации», — добавляет он.