IT и бизнес в России: прогнозы профессионалов

Агунда АЛБОРОВА

На пресс-брифинге 8 апреля, прошедшем с участием главного управляющего компании SAP AG Хеннинга Кагерманна, были представлены результаты глобального исследования «Бизнес 2010», проведенного известным агентством Economist Intelligence Unit. В исследовании приняли участие более 200 руководителей из России. Полученные данные изложены в докладе управляющего директора SAP в странах СНГ и Балтии Алексея Шлыкова «Бизнес 2010 в России».

 

Главный управляющий компании SAP AG Хеннинг Кагерманн прибыл в Москву с официальным визитом. Помимо участия в Весеннем форуме SAP, где он выступил с докладом, г-н Кагерман провел ряд деловых встреч с российскими бизнес-лидерами и государственными лицами.На пресс-брифинге он прокомментировал свои встречи с министром информационных технологий и связи Российской Федерации Леонидом Рейманом, с которым обсудил будущее создание технопарков и развитие IT-отрасли в России, а также с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Аркадием Вольским. Г-н Кагерманн посетил Государственную думу и Академию народного хозяйства при Правительстве РФ.

Хеннинг Кагерманн представил российской прессе результаты глобального исследования, проведенного агентством Economist Intelligence Unit при спонсорской поддержке компании SAP AG. Цель проведенного в 23 странах исследования — составить картину коллективного видения архитектуры бизнеса на перспективу до 2010 года. В опросе приняли участие более 4 тыс. руководителей государственных и частных компаний, представляющих различные отрасли экономики.

60% опрошенных считают основным фактором усиления конкуренции на мировых рынках дальнейшую консолидацию бизнеса, которая произойдет путем слияния компаний, 40% называют еще один фактор — появление сильных игроков. Их компании займутся бизнесом в сегменте растущих рынков. Именно способность к адаптации и степень гибкости компании напрямую повлияет на повышение ее стоимости. Успешность компании, по мнению респондентов, непосредственно зависит от быстроты ее реакции на изменения предпочтений клиентов – для 82% руководителей очевидно, что бизнес сориентируется на спрос, и только 18% отводят главенствующую роль предложению.

В докладе управляющего директора SAP в странах СНГ и Балтии Алексея Шлыкова «Бизнес 2010 в России» дан комментарий результатов опросов, проведенных среди российских руководителей.

80% российских топ-менеджеров считают, что информационные технологии сыграют определяющую роль в использовании передовых бизнес-моделей и реализации стратегических целей. Они позволят снизить операционные издержки и повысить рентабельность бизнеса. 56% опрошенных отмечают, что оперативное и гибкое реагирование на текущие изменения станет одной из главных задач управления, и столько же российских руководителей полагают: конкурентные преимущества в 2010 году должны в большей степени определяться моделями ведения бизнеса, а не производством новых товаров и услуг.

Результаты исследования выявили различия во взглядах российских и зарубежных респондентов на роль программных продуктов в управлении. Только 44% россиян полагают, что IT станут инструментом конкуренции, в то время как в других странах (средний европейский показатель 55%) информационные технологии признаются одним из главных факторов конкурентных преимуществ. Более половины (56%) российских участников опроса рассматривают информационные технологии как способ снижения издержек и уверены, что эта их роль сохранится в будущем.

Подавляющее большинство руководителей в различных сферах экономики (79%) согласны с тем, что бизнес в нашей стране определяется спросом, а не предложением. Учитывая важность глубокого понимания потребительских предпочтений, 55% российских топ-менеджеров собираются максимально использовать возможности информационных технологий для сбора и анализа информации.

По мнению респондентов, такие факторы, как гибкость, специализация, новаторство и глубокое понимание потребительских предпочтений, становятся ключевыми и для отечественных компаний, собирающихся выходить за пределы российского рынка и рынков стран СНГ в поле международной конкуренции. 78% российских руководителей согласны с тем, что в ближайшие пять лет представляется важной способность компании изменять модели ведения бизнеса.

Алексей Шлыков отметил: под влиянием информационных технологий в ближайшие пять лет может кардинально измениться работа ключевых подразделений компаний: отделов продаж, маркетинга и финансов. Это произойдет по мере появления новых бизнес-приложений и более эффективных средств работы с информационными потоками. В результате можно ожидать повышения управляемости компаниями, структурирования бизнес-процессов и как следствие — коррекции принимаемых стратегических решений.

В целом исследование «Бизнес 2010» показало, что топ-менеджеры как международных, так и российских компаний придерживаются сходного мнения: бизнес будущего невозможен без информационных технологий, и их применение станет неотъемлемой частью реализации стратегии развития компаний на перспективу до 2010 года.