Электронная коммерция на просторах СНГ

21 апреля в Министерстве информационных технологий и связи состоялась пресс-конференция, посвященная результатам заседания Рабочей группы высокого уровня Межгосударственной программы создания сети информационно-маркетинговых центров (ИМЦ) для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств — участников СНГ.

 

Данная программа была утверждена 29 ноября 2001 года решением Совета глав правительств государств — участников СНГ на период до 2005 года. 27 июня 2003 года распоряжением Экономического совета СНГ для реализации и координации основных положений программы и планирования первоочередных проектов была образована Рабочая группа высокого уровня из числа полномочных представителей государств — участников программы. Со стороны России государственным заказчиком-координатором проекта выступает Федеральное агентство по информационным технологиям, а первый этап проекта выполнен Cognitive Technologies и Институтом системного анализа РАН.

В пресс-конференции приняли участие Александр Панкратов, заместитель руководителя Федерального агентства по информационным технологиям и руководитель Рабочей группы высокого уровня Межгосударственной программы, Виктор Данилов, советник Департамента межотраслевого сотрудничества Исполнительного комитета СНГ, Олег Славин, заведующий лабораторией ИСА РАН, и Максим Ралдугин, заместитель вице-президента по корпоративным проектам Cognitive Technologies.

Выступавшие на пресс-конференции отметили, что к настоящему времени в рамках программы достигнуты существенные успехи. В частности, Александр Панкратов отметил, что работа над программой особенно активизировалась в 2004 году. Причинами этого стали рост экономик стран СНГ, увеличение товарооборота между ними и расширение использования информационных технологий в экономике и государственном управлении стран СНГ. Объем финансирования программы в 2004—2005 годах составил 179,7 млн руб., из них 22,6 млн руб. — бюджетные средства. Наиболее активно в программу инвестирует российская сторона, в частности в 2004 году РФ вложила в работы над программой 6 млн руб., а в 2005 году планируется инвестировать 9 млн руб.

Самыми активными участниками программы являются Россия, Беларусь и Украина. Эти страны, опираясь на работы по развитию национальных сетей информационно-маркетинговых центров и систем электронной торговли, внесли большой вклад в реализацию программы.

В частности, в России проект создания общероссийской сети ИМЦ реализуется с 2002 года в рамках ФЦП «Электронная Россия». В ходе проекта разработано и опробовано специализированное программное обеспечение, являющееся технологической базой функционирования ИМЦ. Программные комплексы уже установлены в ряде регионов России. ИМЦ в субъектах РФ обеспечивают процедуры проведения государственных закупок и экономического взаимодействия предприятий в регионах России. Согласно программе, к концу 2005 года в нашей стране должны быть введены в строй пять таких региональных центров. Отработана организационная и правовая процедура создания ИМЦ в субъектах РФ. Создана саморегулируемая организация — Национальная ассоциация участников рынка электронной торговли, в задачи которой входит разработка единых отраслевых стандартов, участие в формировании отраслевого законодательства. Совершенствуется действующее законодательство по обеспечению применения ИКТ в экономическом взаимодействии предприятий.

Украина провела работы по созданию национальной сети ИМЦ: подготовила нормативно-техническую документацию, содержащую методологические и технические подходы, развернула интеллектуальную экономическую среду на базе Интернета, обеспечивающую предоставление услуг предприятиям по экономическому взаимодействию.

В Беларуси наиболее значимыми работами по созданию национальной системы информационно-маркетингового обеспечения стал проект создания Межгосударственного центра электронной торговли и проект информирования об условиях ведения экономической деятельности за рубежом — системы «Тендеры» и «Товаропроводящая сеть». Указанные системы предоставляют сводную информацию о торгах и тендерах в зарубежных странах для заинтересованных предприятий Беларуси.

Участники пресс-конференции с удовлетворением констатировали, что к аналогичной работе приступили также и в других странах СНГ, в частности в Армении и Таджикистане.

На основе анализа полученных результатов рабочей группой было принято решение об объединении национальных ИМЦ России, Украины и Республики Беларусь в единую информационную инфраструктуру, работа которой будет координироваться Межгосударственным информационно-маркетинговым центром СНГ. Это позволит экономическим субъектам государств СНГ свободно обмениваться информацией о производимых товарах и услугах, проводить маркетинговые исследования рынка, заключать электронные сделки и т. д. Таким образом, во многом будут сняты административные препятствия для межгосударственного экономического сотрудничества участников рынка государств ближнего зарубежья. Стоит отметить, что Россия в лице Федерального агентства по информационным технологиям уже сделала ряд шагов в данном направлении, начав финансирование работ по созданию Межгосударственного ИМЦ.

В качестве технологической основы проекта будет использован «Программный комплекс центра электронной торговли», разработанный Cognitive Technologies и ИСА РАН в рамках ФЦП «Электронная Россия». Решение относится к информационным системам класса B2G и B2B и предназначено для проведения закупок товаров и услуг в интересах как государственных организаций, так и коммерческих структур. Программный комплекс также обеспечивает документооборот торговых операций, контроль за выполнением контрактов, мониторинг действующих рыночных цен на товары и услуги, формирование реестров поставщиков и производителей товаров и услуг, ведение «торговой истории» участников электронной торговли и т. д.

Как сообщил Александр Панкратов, участники Рабочей группы высокого уровня выступили с предложением о продлении сроков работы над программой, которое будет вынесено на заседание Совета глав правительств государств – участников СНГ (его планируется провести в июне 2005 года).