Лев РЕЗНИКОВ: наша цель — создать условия для эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления региона

Беседу вел Сергей ПРОТАСОВ

Региональные целевые программы информатизации фактически становятся «полигонами», где ведется экспериментальная отработка основных направлений ФЦП «Электронная Россия». О программах «Электронная Ленинградская область» и «Развитие информационно-телекоммуникационных систем органов власти Ленинградской области», в рамках которых успешно решаются задачи «электронного правительства», рассказывает начальник отдела информационных технологий комитета по информационной политике и телекоммуникациям Ленинградской области Лев Резников.

 

— Лев Яковлевич, какова предыстория работ в сфере информатизации региона? Нам известно, что в Ленинградской области реализуется региональная система мониторинга и управления обстановкой. Система формируется на основе территориально-распределенной сети информационно-аналитических центров, дежурно-диспетчерских служб и ситуационного центра губернатора Ленинградской области. Что это за система?

— Началом процесса информатизации Правительства Ленинградской области можно считать 1995 год, когда было сформировано подразделение, ответственное за вопросы информатизации в Ленинградской области. С этого времени мы занимаемся обеспечением информационной поддержки деятельности органов власти Ленинградской области, созданием межотраслевых и отраслевых информационных систем, формированием информационных ресурсов, телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечением защищенного доступа к ресурсам сети Интернет, а также другими смежными направлениями. Создание информационно-коммуникационных систем в Ленинградской области направлено в первую очередь на повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Работы ведутся в рамках региональных целевых программ (РЦП): «Электронная Ленинградская область» и «Развитие информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти Ленинградской области». Период действия программ — 2003—2007 годы. Обе программы разработаны комитетом на основании постановлений Правительства Ленинградской области, одобрены им и приняты областными законами.

К осуществлению этих программ привлечены многие. Выбор исполнителей по конкретным проектам — компаний и предприятий — ведется на конкурсной основе.

Программа «Развитие информационно-телекоммуникационной системы органов государственной власти Ленинградской области» (Развитие ИТКС ОГВ ЛО) предусматривает внедрение информационных технологий для обеспечения эффективности и взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области между собой («правительство — правительство»).

Программа «Электронная Ленинградская область» («Электронная ЛО») ориентирована на внедрение информационных технологий в целях выполнения таких задач, как взаимодействие органов государственной власти Ленинградской области с населением, общественными организациями и объединениями, бизнес-структурами (в общепринятой терминологии «правительство — граждане» и «правительство — бизнес»). Она направлена на усовершенствование социального и экономического секторов Ленинградской области, сферы культуры, здравоохранения.

Объем финансирования программ на весь период составляет 249 750,0 тыс. руб. и 229 995,4 тыс. руб. соответственно. Программа «Электронная ЛО» финансируется из средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, программа «Развитие ИТКС ОГВ ЛО» — за счет областного бюджета.

В перечень мероприятий включены работы по созданию межотраслевых информационных систем и программно-аппаратных комплексов, отраслевых автоматизированных информационных систем (АИС) и систем информационной поддержки деятельности высших должностных лиц (в виде информационно-аналитических систем и систем мониторинга и прогнозирования ситуации), создание инфраструктуры и систем, обеспечивающих общественный доступ к различного рода информации (базам данных, нормативно-правовой информации и др.), обеспечение интерактивного взаимодействия органов государственной власти областного и муниципального уровня с населением, коммерческими структурами и общественными организациями.

— Каковы цели упомянутых вами программ?

— Наиболее важные цели этих программ следующие: формирование условий и механизмов для эффективного информационного взаимодействия органов государственной власти (ОГВ), органов местного самоуправления (ОГМУ), подотчетных им организаций на основе ведения и использования государственных информационных ресурсов; создание и развитие в Ленинградской области информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве с включением его в состав информационного пространства Российской Федерации; формирование и защита государственных информационных ресурсов.

Программа развития ИТКС в ряду важных мероприятий предусматривает создание информационной системы Правительства Ленинградской области — Региональной информационно-управляющей системы Ленинградской области (РИУС ЛО). Как известно, эффективность управленческих решений во многом зависит от сбора, предварительной обработки, анализа разнообразной информации с последующим ее представлением и принятием решений. РИУС ЛО организуется по принципу многоуровневой информационно-аналитической системы, в которую входят ситуационный центр (СЦ) губернатора Ленинградской области, отраслевые информационные системы (ИС), абонентские пункты единой дежурно-диспетчерской службы и абонентские пункты СЦ губернатора Ленинградской области на территориях муниципальных образований, одновременно выполняющие роль информационно-аналитических центров администраций МО. Система должна обеспечивать поддержку деятельности высших должностных лиц региона и руководителей органов местного самоуправления.

Отличительными особенностями программы РИУС ЛО (прежде всего ее ядра — СЦ губернатора Ленинградской области) является включение в ее состав системы мониторинга проблемной ситуации, аналитической системы, обеспечивающей обработку больших массивов информации с использованием специальных методов.

При формировании территориально-распределенного комплекса систем в его состав включены телекоммуникационная компонента (телекоммуникационная система органов власти Ленинградской области, система служебной электронной почты, система видеоконференцсвязи), система хранения и организации доступа к разнородным информационным ресурсам (включая систему классификации и кодирования информации, метабазу информационных ресурсов, систему справочников), систему защиты информации (включая систему ЭЦП) и т. д.

Одним из важнейших «цементирующих» компонентов системы является подсистема «дежурно-диспетчерская служба», обеспечивающая поддержку жизнеобеспечения региона.

— Как проходит реализация проекта?

— Одной из центральных задач, стоящих перед комитетом, является формирование единого информационного пространства (ЕИП) в Ленинградской области. В качестве важных компонентов ЕИП мы выделяем такие, как информационный ресурс (например, такой стратегический информационный ресурс, как данные системы персонального учета населения), система справочников, система классификации и кодирования (например единая адресная система Ленинградской области), портал.

Кстати, создание портала органов государственной власти и местного самоуправления Ленинградской области, состоящего из внутреннего и внешнего порталов правительства Ленинградской области, внутренних порталов органов местного самоуправления, устанавливаемых в администрациях муниципальных образований, является приоритетным.

Работы по организации порталов распределены между двумя компаниями. Задачу создания и ведения внешнего портала Правительства Ленинградской области, выполняющего официальные внешние представительские функции осуществляет компания «Ктор-Студио». Задачу создания внутреннего портала органов власти Ленинградской области выполняют специалисты компании «АНД Проджект», входящей в состав «Национальной компьютерной корпорации» (НКК). В 2003 году они разработали прототип портала органов государственной власти Ленинградской области, а также эскизный проект сети центров и абонентских пунктов доступа к правовой информации.

В 2004 году работы по созданию портала были продолжены в рамках формирования региональной системы мониторинга и управления обстановкой в Ленинградской области на основе территориально-распределенной сети информационно-аналитических центров, дежурно-диспетчерских служб и ситуационного центра губернатора ЛО (РИУС ЛО), которые также проводила НКК, победив в конкурсе претендентов.

В рамках портальных решений были разработаны: внутренний портал Правительства Ленинградской области, типовой внутренний портал комитета Правительства Ленинградской области, типовой внутренний портал муниципального образования. На базе типовых решений ведется работа по созданию внутренних порталов муниципальных образований «Город Сосновый Бор Ленинградской области», «Тихвинский район Ленинградской области», «Киришский район Ленинградской области», «Гатчинский район Ленинградской области», «Выборгский район Ленинградской области», «Всеволожский район Ленинградской области», «Город Пикалево Ленинградской области». Технические решения по внутреннему порталу комитета использованы при создании портала Комитета по информационной политике и телекоммуникациям Ленинградской области.

Программно-технический комплекс внутренних порталов органов государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (ОМСУ) предназначен для интеграции информационных ресурсов Ленинградской области и обеспечения взаимодействия органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления между собой.

Предусмотрена интеграция внутренних порталов областного правительства и муниципальных образований с различными информационными системами. В частности, с помощью внутреннего портала предусматривается организация доступа специалистов ОГВ ЛО к учебным курсам создаваемой системы дистанционного обучения, к нормативно-правовым документам Правительства Ленинградской области, открытым системам правовой информации.

Особенностью функционирования внутреннего портала является то, что информация на нем не хранится, а по запросу пользователя вызывается из баз данных и различных справочных систем — телефонного справочника ОГВ и ОМСУ Ленинградской области, справочника административно-территориального деления ЛО, справочной системы ЛО, системы классификаторов Ленинградской области, автоматизированной системы Центральной диспетчерской службы ЛО, в которой фиксируется и обрабатывается информация о чрезвычайных происшествиях и инцидентах на территории области. Предусматривается организация доступа к статистическим данным, которые обрабатываются в Комитете экономического развития Ленинградской области.

Внутренний портал правительства обеспечивает возможность перехода с его страниц на внутренние порталы комитетов, содержащие информацию, самостоятельно размещаемую структурными подразделениями Правительства Ленинградской области. Типовое решение позволяет публиковать структуру и сведения об отраслевых организациях, с деятельностью которых связан комитет; распорядительные документы по комитету; новости комитета; описание деятельности комитета.

— Как будет развиваться проект в дальнейшем? Как реализация программ скажется, например, на производительности труда?

— В региональных целевых программах «Электронная ЛО» и «Развитие ИТКС ОГВ ЛО» много различных направлений. Отметим некоторые из них: в сфере экономики — система государственных закупок, в сфере культуры — энциклопедии культурного наследия Ленинградской области; создается единая телемедицинская сеть учреждений здравоохранения Ленинградской области, ведутся работы по организации системы мониторинга здоровья населения; предпринимаются действия по созданию системы мониторинга движения опасных грузов и еще многое другое.

В последнее время активизируются работы, выполняемые в интересах муниципальных образований. Созданы или модернизированы информационные системы в органах записи актов гражданского состояния, паспортных столах ЖЭО, модернизируются системы делопроизводства и документооборота в администрациях муниципальных образований. Формируются системы сбора, хранения и обработки информации, необходимой в повседневной деятельности администраций муниципальных образований.

Представляется, что в ходе реализации программ должны быть созданы и условия для повышения производительности труда на всех уровнях управления, что будет способствовать повышению эффективности управленческих решений.

Кроме того, внедрение современных технических решений обеспечивает возможность проведения углубленного информационного анализа, повышает достоверность и оперативность получения и обработки информации, доступ к информационным ресурсам получают органы местного и регионального управления.

Реализация мероприятий программ даст возможность сформировать единое информационное пространство региона, органически входящее в единое информационное пространство России, широко использовать ИКТ во всех сферах деятельности для обеспечения устойчивого развития региона и повышения качества жизни населения.