Нассим Талеб: «Хотите спасти мир? Есть только один способ: станьте предпринимателем»

Нассим Николас Талеб — философ, математик, бывший профессиональный трейдер и автор книг-бестселлеров о природе случайного. 28 февраля он провёл полнодневную лекцию в Москве, которая была организовала компанией BBI. Приводим наиболее интересные тезисы из его выступления и комментарии к ним.

Работайте для клиентов, а не для признания в профессиональной среде

Своё выступление в Москве Талеб начал с истории своего друга, тоже бывшего трейдера, который «решил терять деньги медленно» и открыл ресторан в Нью-Йорке. Друг Талеба обратил внимание на то, что в ресторанном бизнесе есть много разных наград и премий, причем на ежегодные церемонии награждения прилетают далеко не все победители.

Они не прилетают по причине банкротства.

Почему так происходит, что лучшие рестораны в отрасли, по мнению экспертов, закрываются? Можно сказать, что они слишком увлекаются оценками коллег и теряют контакт с реальностью, со своими непосредственными клиентами. Надо впечатлить, прежде всего, своего бухгалтера, сделать хороший PNL-отчет, а профессиональными наградами лучше не увлекаться, советует Талеб. Будьте в контакте с реальностью!

Системы не могут обучаться, если те, кто их составляют, не несут персональной ответственности

Одна из главных тем лекции — личная ответственность. Этому посвящена и новая книга Талеба «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни»

Время от времени на дорогах появляются лихачи, которые ездят на высоких скоростях, выезжают на «встречку», вводит в эту тему Талеб. Такое явление, впрочем, относительно редкое. Почему? Действует естественный дарвиновский отбор, и такие люди долго не ездят по дорогам. Некомпетентные пилоты самолетов — тоже исключительное явление. Их выбраковывает сама реальность. Аналогично обстоят дела со многими другими специалистами: их оценивают клиенты, и, если они не компетентны, то просто не смогут зарабатывать в этой сфере. Но ставят шкуру на кон далеко не все.

Бюрократы, кабинетные ученые, специалисты по социальным наукам в современном обществе практически не рискуют. При этом решения, которые они принимают, имеют значительные последствия. Талеб называет таких людей интервенционистами. Когда все идет хорошо, они получают премии к зарплате, а в случае катастрофы говорят, что это «черный лебедь» (неожиданное масштабное событие). Расплачиваться за эти ошибки приходится потерпевшим или налогоплательщикам.

Подобный подход к делу Талеб также называет «бизнесом Боба Рубина» по имени бывшего члена правления Citibank. За 10 лет до краха банка в 2008 году он получил $120 миллионов в виде бонусов, но, когда случилась катастрофа, то оправдался неопределенностью. Банк спасали на деньги налогоплательщиков. Талеб видит проблему в том, что такие деятели, как Боб Рубин, не рискуют и при этом продолжают занимать высокие посты в своей сфере, а значит система не улучшается — катастрофа может произойти вновь.

Чиновники, экономисты, люди, принимающие ответственные решения, в большинстве своем не понимают риска толстых хвостов

Толстые хвосты (fat tails) — выражение, указывающее на непропорциональный эффект редких событий. Талеб показывает, насколько важно учитывать «хвост» при принятии решений. Ваши дела могут 10 лет идти прекрасно, но какая разница, если вы один раз накрылись. Если есть риск краха компании, на него нельзя идти. Переносить риски на других, прикрываясь «черным лебедем», — аморально.

Правило Талеба: «риски нужно принимать так, как если бы вы собирались рисковать вечно».

Талеб вспоминает свои годы в трейдинге. Молодым трейдерам наставники говорили: рискуйте, как хотите, но завтра вы должны быть в игре. Об этом же говорит Уоррен Баффет: «Чтобы зарабатывать деньги, сначала нужно научиться выживать».

Совет 20-летнему парню

Талеба иногда спрашивают: «Мне 20 лет, чем мне заняться?». Он рекомендует начать бизнес, создавать рабочие места, рисковать. И никогда не гнаться за рентой (то есть использовать защитные регуляции или «права» так, чтобы получить прибыль, не вкладываясь в экономическую активность и не увеличивая богатство других).

Хотите спасти мир? Создайте бизнес.

Специалисты социальных наук привыкли думать в статике, а не в динамике

Одна из главных претензий Талеба к специалистам в области социальных наук — их неспособность думать в динамике.

Приведем пример. Какой риск от курения одной сигареты? Можно сказать, что он равен нулю, а значит его можно не брать в расчет. Если смотреть на это статистически, то все в порядке. Но динамически часто ли вы видели человека, который выкурил сигарету и на этом остановился? Обычно курильщики пропускают через себя сигареты одну за другой.

Аналогичная ситуация с игрой в казино. Надо понимать, что риск не статичен. Если вы говорите, что вероятность риска мала, то в какой-то момент вы обязательно потерпите крах. Если смотреть на процесс в динамике, крах неизбежен. Никогда не соглашайтесь на небольшой риск разориться или погибнуть. Жизнь не так уж коротка — если пойдете на риск краха, вы успеете потерять ваши деньги и здоровье!

Бизнес надо делать не по лекалу, а как он работает на практике

Есть ткань реальности, и её невозможно смоделировать. Реальность сложнее моделей. Получать результаты можно методом проб и ошибок. Талеб ссылается на примеры специалиста по рекламе Рори Сазерлэнда. Он показывает, что логичные и понятные идеи часто ведут к крупным финансовым потерям, тогда как сумасбродные идеи могут обеспечить высокую прибыль.

Например, ресторан. Спросите у людей, что такое идеальный ресторан. Они опишут совершенно стерильный скучный ресторан, в котором будет только то, что им нравится. Там будет тихо и комфортно. Но в какие рестораны на самом деле люди ходят? Фактически они ходят в другие рестораны — шумные, где стоит очередь на входе. Если очередь, значит там классно готовят. Суть в том, чтобы не слушать, что люди говорят, а смотреть, что они делают. За что голосуют бумажником и ногами.

Еще пример. Пробовали сделать конкурента Кока-коле. Когда набрали людей в фокус-группы, те сказали, что бутылки должны быть больше, цена должна быть ниже, напиток должен быть вкуснее. Но на практике это вообще не работает!

Настоящей альтернативой Коле стал Red Bull. Маленький, дорогой и со странным вкусом. Когда его давали попробовать фокус-группам, те говорили, что он похож на мочу. Но именно такой продукт и смог составить конкуренцию Кока-коле.

Понимать мир умом недостаточно, чтобы эффективно действовать в нем. Необходимо экспериментировать, и смотреть, что работает, а что — нет.

Благодарим компанию BBI за предоставленный материал. BBI проводит полнодневные лекции бизнес-мыслителей, а также встречи одноименного бизнес-клуба (https://vip.bbi.club/), где руководители и собственники компаний могут обсудить насущные вопросы с людьми со схожим бэкграундом.