Концертно-театральная индустрия накопила долги перед зрителями на 8 млрд рублей и оказалась под угрозой массового банкротства


Об этом в ходе обсуждения предстоящего ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова сообщила общественный омбудсмен в сфере организации культурно-массовых мероприятий Ольга Шпигальских.

«Из всех отраслей именно концертно-театральная индустрия за время пандемии понесла самые тяжелые потери, — отметила Шпигальских. — И в особенности ее негосударственный сектор, в котором до начала пандемии было задействовано свыше 3000 компаний малого и среднего бизнеса (организаторы мероприятий, частные театры и концертные площадки, билетные операторы) и было вовлечено — прямо или косвенно — более 600 тысяч работников».

По данным Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТИБО), за два последних года по всей стране было перенесено и отменено не менее 15 тысяч мероприятий. Падение выручки на сегодняшний день составило более 90%, в большинстве регионов работа отрасли официально запрещена или ограничена.

«В 2020 году правительство ввело в отрасли возможность выдачи ваучеров (то есть перенос даты концертов без возврата денег за билеты), — напомнила Ольга Шпигальских. — К сегодняшнему дню на руках у зрителей накопилось около 5 миллионов билетов на общую сумму 8 млрд рублей. Представители отрасли вот уже два года не могут выполнить свои обязательства, потому что для этого необходимо вернуться к работе с возможностью 100% загрузки залов. Если концертные организации в итоге обанкротятся, билеты для граждан могут превратиться в «фантики», и такая ситуация несет в себе большие социальные риски».

«И даже при попытках хоть как-то проводить мероприятия (при смягчении ограничений до 50% загрузки залов) Роспотребнадзор наказывает площадки за незначительные нарушения (вроде снятия защитной маски одним из зрителей), — подчеркнула Шпигальских. — Санкции – закрытие на срок до 90 дней и штрафы от 300 тыс. до 1 млн. рублей. При таких условиях невозможно хоть как-то выйти на окупаемость, если не закрепить личную ответственность гражданина за неисполнение санитарных правил, а не перекладывать ее на бизнес».

Несмотря на то, что сфера культуры была признана наиболее пострадавшей отраслью, прямые субсидии по решению Правительства России получил только ее государственный сегмент (в мае 2020 года — на сумму 3,8 млрд руб). Это при том, что государственные учреждения культуры продолжают находиться в более выгодном положении, вплоть до того, что в отдельных регионах разрешена только их деятельность (при полной остановке работы частного сектора).

«Негосударственный сектор культуры нуждается в прямых субсидиях на заработные платы для сотрудников и аренду помещений театров и концертно-досуговых площадок, — заявила общественный омбудсмен. — В странах Европы практика прямой финансовой поддержки концертной индустрии стала повсеместной, государство на период вынужденного простоя покрывает ей от 60% до 90% заработных плат».

Шпигальских напомнила о проблеме «налоговой ловушки», которая стала дополнительным ударом по концертной индустрии. Концертные организации, работающие по системе УСН (а это большинство) в период отсутствия деятельности были вынуждены заплатить единый налог в 5-7 раз выше, чем в обычное время. Проблема вызвана переносом концертов на неопределённый период, однако налоговое законодательство не позволяет принять к учёту расходы, понесенные предпринимателями на их подготовку. В итоге налог приходится платить с несуществующей прибыли.

Источник