Гендерная дискриминация при найме: результаты опроса работодателей

Служба Исследований компании HeadHunter совместно с Ассоциацией «Равные права и равные возможности» провела опрос российских компаний-работодателей, чтобы выяснить, как часто им приходится нанимать только мужчин или только женщин на определенные позиции. Опрос проводился с 24 сентября по 4 октября 2019 года среди порядка 120 представителей российских компаний.

96% работодателей заявили, что им приходилось нанимать на работу кандидатов определенного пола (в 2011 году в похожем опросе эта доля составила 88%). В крупных компаниях (с численностью персонала от 500 сотрудников) эта доля несколько меньше — 88%. Также эта доля меньше среди российских компаний с офисами за рубежом / российских подразделений иностранных компаний: она составляет 85%.

Чаще всего подбор кандидатов конкретного пола проводится на позиции низкоквалифицированного персонала (рабочий, административный и т.п.) — 30% работодателей утверждают, что целенаправленно ищут только мужчин или только женщин на эти позиции постоянно. В целом, чем выше позиция, тем реже на нее ищут кандидата конкретного пола.

В рамках опроса работодателям было предложено оценить частоту для каждой категории позиций по шкале от 1 до 5 (1 — никогда, 5 — постоянно), и самая низкая оценка оказалась для категории топ-менеджерских позиций. В крупных компаниях одинаково редко ведется такой подбор на позиции менеджеров среднего звена, линейных руководителей и топ-менеджмента. В региональных компаниях чаще, чем в столичных (Москва и Санкт-Петербург) ищут кандидатов конкретного пола на неквалифицированные позиции (средняя оценка 3,7 против 3,1).

Основные причины того, что рекрутеры ведут отбор кандидатов на основании их пола, заключаются в требованиях заказчика и особенностях должностных обязанностей (по 64%). В 2011 году в похожем опросе 59% респондентов указывали, что требовался кандидат с чисто мужскими/женскими качествами, на втором месте среди причин была специфика коллектива (42%). Прихотью заказчика 8 лет назад такой подбор объясняли лишь 21% опрошенных работодателей.

Крупные компании чаще объясняют это требованиями руководства (75%), в то время как малые и средние компании чаще объясняют это особенностями обязанностей (63% и 77% соответственно). Такие же отличия между московскими / питерскими и региональными компаниями: для столичных на первом месте требования руководство, для региональных — особенности должностных обязанностей.

Исходя из практики респондентов, при приеме на работу и мужчин, и женщин такие аспекты, как банковские продукты, развитие и обучение персонала волнуют одинаково часто. Кандидатов-мужчин, по мнению представителей компаний, чаще волнуют карьерные перспективы, компенсация занятий спортом и оплата питания / проезда. Женщин же чаще волнует возможность гибкого графика, наличие ДМС, программы и предложения для семей сотрудников, комфортность офиса и возможность привести детей на работу.

Анна Рудакова, президент Ассоциации «Равные права и равные возможности», основатель и генеральный директор форума и премии «Woman Who Matters»:

«Стремительный рост уровня гендерной дискриминации при приеме на работу говорит о том, что вопрос не только не перестает быть актуальным, но и набирает обороты. Уже третий год на форуме Woman Who Matters мы делимся лучшими практиками для снижения остроты этой проблемы и ищем пути ее решения. Программы и проекты мировых лидеров таких как Alcon, Diageo или McDonald’s подтверждают, что отсутствие дискриминации значительно повышает финансовые результаты бизнеса, и мы видим ключевой задачей Ассоциации делиться этим уникальным опытом с бизнес-сообществом».