50 самых доходных представительств иностранных ИТ-компаний в России

Adviser впервые составил ранкинг офисов иностранных ИТ-компаний в России на основе объема их выручки и пришел к выводу, что бизнес крупных зарубежных вендоров в стране в целом растет.

В список TAdviser вошли 50 поставщиков вычислительного и телекоммуникационного оборудования, цифровой техники, программного обеспечения, а также ИТ-услуг и дата-центров. Их локальные юридические лица ранжировались по объему выручки на основе анализа бухгалтерских отчетностей за 2017 год, содержащихся в базе «Контур.Фокус». Помимо оборота, в списке также отражена динамика оборота по отношению к 2016 году.

У некоторых ИТ-компаний действует более одного юрлица в России, приносящего выручку от ИТ. В этом случае их выручка суммировалась.

В списке присутствуют только те компании, чьи финансовые результаты деятельности за указанный период были опубликованы в открытом доступе. По некоторым компаниям они оказались недоступны. Например, нет данных от HP Enterprise (ООО «Хьюлетт-Паккард Энтерпрайз»), в то время как HP могла бы оказаться в середине списка: в 2015 году выручка этого юрлица составляла 3,6 млрд рублей.

Совокупно через российские офисы иностранных ИТ-компаний в 2017 году прошло около 600 млрд рублей. Их общий оборот вырос на 10,6% по отношению к 2016 году, если считать оборот только тех компаний, по которым есть данные и за 2016, и за 2017 год. В 2016 году совокупная выручка этих юрлиц составляла порядка 483 млрд рублей, в 2017 году — около 535 млрд рублей.

Самые доходные представительства иностранных ИТ-компаний в России

Название

Выручка в 2017 году (тыс. руб.)

Выручка в 2016 году (тыс. руб.)

Динамика

1

Apple (ООО «Эппл Рус»)

151 926 499

123 565 067

22

2

LG Electronics (ООО «ЛГ Электроникс РУС»)

76 190 361

82 415 311

-7

3

Huawei*

62 117 188

нд

нд

4

Samsung Electronics (ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга»)

54 086 597

47 654 923

13

5

Google (ООО «Гугл»)

45 219 802

29 916 891

51

6

Siemens (ООО «Сименс»)

36 886 050

40 609 702

-9

7

SAP СНГ*

34 112 076

27 202 597

25

8

Schneider Electric*

32 541 851

30 356 265

7

9

Cisco*

27 489 574

19 429 199

41

10

Dell (ООО «Делл»)

19 535 126

14 428 366

35

11

Xerox (ООО «Ксерокс (СНГ)»)

13 002 928

12 321 942

5

12

IBM (ООО «Ибм Восточная Европа/Азия«)

10 927 296

11 950 988

-8

13

Canon (ООО «Канон Ру»)

10 670 286

10 474 826

1

14

Microsoft (ООО «Майкрософт Рус»)

9 246 070

9 894 346

-6

15

Panasonic (ООО «Панасоник Рус»)

8 567 320

8 376 579

2

16

ZTE (ООО «ЗТИ- Связьтехнологии»)

8 418 050

13 010 823

-35

17

Orange Business Services (ООО «Эквант»)

8 376 857

9 269 168

-9

18

Emerson (ООО «Эмерсон»)

8 243 151

9 072 017

-9

19

EPAM*

8 139 851

6 276 511

30

20

Nokia Networks*

7 681 138

нд

нд

21

Kyocera (ООО «КИОСЕРА Документ Солюшенз Рус»)

7 244 798

6 393 691

13

22

Comparex (ООО «Компарекс»)

6 640 590

7 674 746

-13

23

Sony Mobile (ООО «Сони Мобайл Коммюникейшнз Рус»)

5 801 786

9 245 430

-37

24

Ingenico (ООО «Инженико»)

5 339 621

4 879 145

9

25

T-Systems*

4 098 769

3 367 591

21,7

26

Ericsson («Эрикссон Корпорация АО»)

5 003 746

4 999 215

<1

27

SAS (ООО «САС Институт»)

3 008 907

2 376 093

26

28

Ricoh (ООО «РИКО Рус»)

2 933 212

2 812 740

4

29

Atos (ООО «Атос АйТи Солюшенс энд Сервисез»)

2 921 316

2 199 556

32

30

Alcatel-Lucent (ЗАО «Алкатель-Лусент»)

2 820 180

3 132 638

-9

31

Nikon (ООО «Никон»)

2 562 003

3 130 945

-18

32

Konica Minolta (ООО «Коника Минолта Бизнес Сольюшнз Раша»)

2 408 537

2 340 332

2

33

NEC («Нэк Нева Коммуникационные Системы»)

2 172 756

нд

нд

34

EMC (ООО «ЕМС Информационные Системы Си-Ай-Эс»)*

2 098 251

2 049 463

2

35

Siemens Industry Software (ООО «Сименс Индастри Софтвер»)

1 982 880

1 998 190

— <1

36

Acronis (ООО «Акронис»)

1 793 551

1 459 000

22

37

Lenovo (Леново Восточная Европа/Азия)

1 432 189

1 935 560

-27

38

Ingram Micro (ООО «Им Инжиниринг Сервисез»)

1 364 848

нд

нд

39

Avaya (ООО «Авайя СНГ»)

1 348 288

1 014 142

32

40

Fujitsu (ООО «Фуджитсу Технолоджи Солюшнз»)

1 121 773

1 008 317

11

41

Eaton (ООО «Итон»)

1 092 100

1 472 651

11

42

Amdocs (ООО «Амдокс Солюшнз Лтд»)

932 459

608 499

53

43

Intel (ООО «Интел Текнолоджис»)*

886 818

нд

нд

44

Toshiba (ООО «Тошиба Рус»)

872 297

883 573

-3

45

Dassault Systèmes (ООО «Дассо Систем»)

871 149

нд

нд

46

Hitachi Vantara (ООО «Хитачи Вантара»)

856 374

769 281

11

47

Juniper Networks (ООО «Джунипер Нетворкинг Солюшнз»)

431 567

271 528

58

48

HP («Хьюлетт-Паккард А.О.»)*

399 015

4 391 695

-91

49

Genesys (ООО «Генезис Телекоммуникационные Лаборатории»)

368 882

нд

нд

50

IXcellerate (ООО «ИКСЕЛЕРЕЙТ»)

367 779

175 239

48

*
1. Huawei — за 2017 год включает выручку юрлиц ООО «Техкомпания Хуавэй» и ООО «Хуавэй Сервисез» (Прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения 26.07.2018)
2. SAP — включает выручку юрлиц САП СНГ, САП Лабс
3. Schneider Electric — «Шнейдер Электрик», «Шнейдер Электрик Завод ЭлектроМоноблок», «Шнейдер Электрик Системс»
4. Cisco — включает выручку юрлиц ООО «СИСКО СОЛЮШЕНЗ», ООО «Сиско Системс»
5. EPAM — включает выручку юрлиц ООО «Эпам Систэмз», ООО «Эпам Решения»
6. Nokia Networks — включает выручку юрлиц ООО «Нокиа Солюшнз Энд Нетворкс», АО «Нокиа Солюшнз Энд Нетворкс»)
7. T-Systems — включает выручку юрлиц ООО «Т-системс СиАйЭс», ООО «Т-Системс Рус»
8. EMC принадлежит Dell
9. Intel — существенная выручка шла через АО «Интел А/О», но с 2016 года данных по ней нет
10. HP — существенная выручка шла через «Хьюлетт-Паккард Энтерпрайз», но с 2016 года данных по ней нет

Полученные данные вызывают ряд вопросов. Например, насколько существенная часть российского бизнеса зарубежных ИТ-поставщиков проходит через их локальные юрлица? Как известно, контракты заключаются и напрямую с зарубежными офисами вендоров. Точный ответ на этот вопрос вряд ли можно получить. Сами вендоры, как правило, не горят желанием раскрывать локальные финансовые показатели, связывая это с внутренней информационной политикой.

Топ-менеджер одного из крупнейших системных интеграторов, работающих с большим числом вендоров, представленных в списке, считает, что, как правило, чем больше важности иностранная ИТ-компания придает российскому рынку с точки зрения развития бизнеса, тем больший объем продаж она будет проводить через российский офис, «иначе она просто здесь не выживет». Он допускает, что порядка 90% выручки крупнейших иностранных ИТ-компаний может проходить через их российские юрлица.

Еще один вопрос – насколько динамика выручки российских офисов отражает динамику бизнеса этих компаний в России в целом. Со списком ознакомились руководители в двух дистрибуторах из числа крупнейших и в одном из крупнейших интеграторов. В компаниях отметили, что в целом по тем партнерам, с которыми они взаимодействуют, оценочно можно говорить о близком соответствии динамики выручки их российских юрлиц динамике продаж этих партнеров в России. В числе компаний, которых упомянули опрошенные представители дистрибуторов и интегратора, например, такие как Apple, Schneider Electric, IBM, ZTE, Kyocera, Sony Mobile, Nikon, Konica Minolta, Ricoh.

Мнения опрошенных представителей компаний разделились по поводу Cisco. В одном из крупнейших дистрибуторов согласились, что отраженная динамика выручки российских офисов Cisco близка к динамике их бизнеса в России, в то время как представитель интегратора предположил, что рост был, но, скорее всего, меньше, чем данные офисов. Cisco продвигает свои сервера, говорит эксперт, но о крупных проектах в этой области ему пока неизвестно.

Отдельно руководитель из интегратора выделил Huawei, по которому нет открытых данных за 2016 год и, соответственно, нет данных по динамике. Собеседник TAdviser полагает, что у Huawei, вероятно, был очень высокий рост бизнеса. На это, по его мнению, повлиял как рост качества ИКТ-оборудования этого поставщика за последние несколько лет – серверов и СХД, так и его усилия по увеличению продаж на фоне политики импортозамещения. У Huawei также есть линейка инженерного оборудования.

За счет гибкого ценового предложения, готовности сильно сбивать цену, китайский производитель продвинулся в конкуренции с крупнейшими мировыми вендорами, отмечает представитель интегратора.

В нынешних экономических условиях цена продукции приобретает все большее значение для заказчиков, отмечает собеседник из интегратора. И если критические бизнес-процессы заказчики во многих секторах не готовы переводить на серверы Huawei, то для вспомогательных готовы его использовать.

Касательно IBM, в частности, в одном из крупнейших интеграторов согласились с отрицательной динамикой продаж, не исключив, что по факту падение продаж даже больше, чем у российского юрлица. Значительная часть выручки подобных ИТ-компаний в России приходится на оборудование, в то время как у IBM из «железа» по большому счету остались только дорогие сервера с долгим циклом продажи. Такие сервера, безусловно, нужны, но не в том количестве и не стольким компаниям, чтобы обеспечивать стабильный рост.

Кроме того, считает эксперт, часть оборота IBM по «железу» перетянула на себя российская компания Yadro, которая сначала была OEM-партнером IBM, а потом анонсировала свою линейку оборудования.

Одним из драйверов роста бизнеса Schneider Electric в России могли стать продажи решений АСУ ТП, полагает эксперт из интегратора: строится много разных заводов, в связи с этим растет спрос и на АСУ ТП, традиционно являющиеся дорогим продуктом.

Несмотря на сложную экономическую и политическую обстановку в России, доход большинства российских офисов 50 иностранных компаний в 2017 году показал рост, а совокупная динамика роста по всем компаниях, по которым доступны данные за 2017 и 2016 гг., исчисляется двузначными цифрами. Исходя из общения с экспертами, которые упоминаются выше, можно сделать вывод, что рост показал бизнес крупнейших иностранных компаний в России в целом.

Усугубляющаяся политическая обстановка и неопределенность в 2018 году, с одной стороны, и курс госструктур и госкомпаний на импортозамещение, с другой стороны могут негативно повлиять на динамику роста бизнеса иностранных ИКТ-компаний в России. Негативный вклад может внести и общее удорожание ИТ-продуктов на фоне падения курса рубля. Определенное преимущество на этом фоне будут иметь иностранные компании, имеющие локальное производство и готовые к ценовой гибкости.

Вместе с тем, все большее число предприятий в России, в том числе, не связанных с государством, запускают у себя процессы цифровой трансформации. Это способствует дополнительному росту спроса на ИКТ-продукты в целом и на продукцию иностранных поставщиков в частности. На руку иностранным поставщикам должен сыграть и тот факт, что не во всех сегментах ИКТ пока достаточно конкурентоспособных российских решений.

Все вместе это может несколько нивелировать негативные факторы, оказывающие влияние на ИТ-рынок в России и совокупно принести иностранным компаниям положительную динамику локального бизнеса в 2018 году.

Источник