Станислав ПОПОВ: пацан в 70 лет!


БОСС-стиль | Юбилей
Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото | Российский танцевальный союз

4 августа президент Российского танцевального союза, почетный вице-президент Всемирного танцевального совета, заслуженный деятель искусств России Станислав Григорьевич Попов отмечает 70-летие. Так получилось, что его личный юбилей в этом году совпадает с другими знаменательными датами в истории отечественного танцевального движения.

Об этом счастливом совпадении, работе и семье юбиляра мы и поговорили на нашей встрече.

— Станислав Григорьевич, для российского танцевального спорта 2017 год — год юбилеев. Это и 60-летие развития бальных танцев у нас в стране (в 1957 году в Советском Союзе впервые, в рамках Международного фестиваля молодежи и студентов, прошел турнир бального танца. — Ред.), и 30-летие Российского танцевального союза (РТС), и, конечно, ваше 70-летие в августе этого года. Знаю, что вы не любите ставить себе задачи на определенный период, но кажется, что столь знаменательный тройной юбилей к этому обязывает. Итак, что сделано и что еще предстоит?

— Знаете, китайские философы иногда советуют плыть по течению, подчиняться какому-то движению волн своего существования и в этом движении находить себя. Наша жизнь настолько насыщена событиями, которые сами определяют ее ход, что предсказать, где и кем ты будешь через несколько лет, порой невозможно. Текущие дела сами по себе диктуют необходимость определенных действий, и коллизии, которые возникают на этом пути, тоже требуют конкретных шагов.

Капитан команды профессионалов России — победителя командной встречи на 15-м Открытом чемпионате Китая (Шеньжень). Слева направо: Никита Брово и Ольга Урумова, Александр Жиратков и Ирина Новожилова, Кирилл Белоруков и Полина Телешова, Алессио Потенциани и Вероника Власова

Если говорить о ближайших задачах, то мы с коллегами по-прежнему «обречены» развивать Российский танцевальный союз. За последние несколько лет он очень серьезно вырос. Сегодня в его составе 50 региональных организаций. Мы являемся одной из крупнейших организаций — членов Всемирного танцевального совета (World Dance Council, WDC. — Ред.) — и по количеству регионов, которые охватывает РТС, и по количеству любительских и профессиональных турниров, которые мы проводим, и по количеству официальных чемпионатов WDC, чемпионатов мира и Европы, принимаемых Россией.

Кроме того, я думаю, что сегодня задача у всей нашей страны и всех проживающих в ней людей одна — сохранить свое существование, сохранить свой уровень жизни, развиваться, несмотря на сложную обстановку и в стране, и в мире. И находить возможность радоваться жизни в тех условиях, которые есть.

— 70 лет, по вашим ощущениям, — это много или мало?

— Честно говоря, мне порой трудно связать эту дату с собой. Кажется, что 70 лет — это что-то от меня весьма далекое. Кем я себя ощущаю? Ну, никак не солидным 70-летним мужчиной, а скорее, пацаном… (Смеется.) «Пацан 70 лет передает вам привет!» — именно такую смс-ку вместе с совсем не официальной фотографией я отправил сегодня утром своей семье — супруге Елене Эланж и ее дочери Анжелике. Они отдыхают сейчас в другой стране.

— Собираетесь сделать себе особый подарок на 70-летие? С парашютом, как это было десять и пять лет назад, прыгнете?

— Ох, я ждал вопроса про парашют! Действительно, когда мне исполнилось 60 лет, я впервые в жизни прыгнул с парашютом, в 65 лет повторил это. И первый прыжок, и второй стали для меня знаковыми событиями.

В 70 лет я тоже хочу прыгнуть. Но, когда сообщил об этом своим дамам, они очень взволновались и сказали: «Ни в коем случае!». Я им пообещал, что до поездки в Южную Африку, туда мы уезжаем в конце июля1, я прыгать не стану, а вот по возвращении обязательно сделаю это. Думаю, мои барышни еще будут говорить со мной на эту тему, но для себя я все решил. Мне это нравится: здесь и испытание, и определенная планка, которую ты ставишь перед собой, и это действительно интересно.

А пока особым подарком к юбилею станет наша поездка в Южную Африку. Меня пригласили на фестиваль Rumba in Jungles («Румба в джунглях»), который пройдет в начале августа в Сан-Сити. Я уже дважды был в ЮАР: в первый раз в Дурбане, потом в Кейптауне, и мне там очень понравилось. Получив приглашение на фестиваль, я подумал, что это хорошая возможность побывать в ЮАР еще раз и познакомить с этой удивительной страной свою семью.

— Планируете ли какое-то особое событие в честь юбилея?

На открытии скульптуры «Танцевальная пара — Людмила и Станислав Поповы». Тюмень, 2016

— Я думаю об этом. Конечно, всегда есть возможность пригласить друзей в ресторан. Однако меня все чаще спрашивают, не готовлю ли я чего-то особенного на свой юбилей, и я понимаю, что многие ждут танцевального праздника. Наверное, стоит устроить какое-то специальное событие с выступлениями, что-то максимально приближенное к тому делу, которым я занимаюсь. И если найду в календаре определенную дату, то попробую его организовать.

Сейчас, к сожалению, места в графике нет. Последние полгода были весьма насыщены событиями: 15 апреля мы провели в Москве чемпионат Европы WDC по латиноамериканским танцам среди профессионалов, потом были другие интересные мероприятия, 16 сентября пройдет чемпионат Европы WDC по латиноамериканскому шоу в Тюмени, а 30 сентября — чемпионат мира WDC по латиноамериканскому шоу в Москве. В начале октября я должен поехать в Великобританию. Британская федерация танца пригласила меня на фестиваль «Ночь ста звезд». Я в числе номинантов на премию, которая вручается в рамках этого события. А 28 октября мы проводим в Москве чемпионат мира WDC по европейским танцам среди профессионалов и Кубок Кремля среди любителей по латиноамериканским танцам. Так что юбилейное событие может состояться не раньше ноября-декабря 2017 года.

Впрочем, возможно, до этого мы устроим еще одно небольшое юбилейное мероприятие. Ныне компания Dance.ru снимает обо мне 40-минутный документальный фильм. Он должен быть готов к середине октября. Если так и произойдет, мы организуем презентацию фильма в преддверии чемпионата мира по европейским танцам.

— Созданный вами 30 лет назад РТС уже совсем взрослый «ребенок». Довольны его успехами?

— На сегодняшний день в системе Всемирного танцевального совета РТС имеет наибольшее количество любительских танцевальных пар, достигших ощутимо высокого уровня. Об их успехах говорит, например, такой факт, что последние годы наши ребята выигрывают практически все неофициальные командные чемпионаты среди ювеналов и юниоров в Блэкпуле. Напомню, что это крупнейший мировой танцевальный фестиваль. А совсем недавно на Открытом Международном танцевальном фестивале China Open & WDC World Cup 2017 в Шеньжене сборные команды РТС победили во всех командных встречах: первое место и кубки завоевали и ювеналы, и профессионалы, и Pro-Am (от Professional — Amateur, направление в бальных танцах, где профессионалы, тренеры, выступают со своими учениками. — Ред.).

В прошлом году наши пары показали совершенно уникальные результаты в европейской программе на любительских турнирах — на Блэкпульском фестивале, на UK и на International. Три российских дуэта танцевали в финалах этих крупнейших турниров. Лет пять назад о таком мы даже не мечтали! Россия добилась хороших результатов в латиноамериканских танцах, но в европейской программе приходилось догонять. В этом году в Блэкпуле в финал европейского турнира среди профессионалов вновь вышла российская пара, еще две пары стали финалистами турнира по латиноамериканской программе среди профессионалов, и два российских дуэта танцевали в финале турнира среди любителей по европейской программе. Все это дает нам право говорить о том, что Российский танцевальный союз сейчас — одна из ведущих танцевальных организаций как в профессиональном танце, так и в любительском.

Конечно, успехи, которых добился РТС, радуют, но, как говорится, чем ближе к горизонту, тем больше он расширяется.

— Союз ведь по-прежнему не является аккредитованной организацией в Министерстве спорта РФ?

— Нет, и, не будучи аккредитованной организацией, мы достаточно комфортно чувствуем себя в своей сфере. Наша цель — сотрудничать с той аккредитованной организацией, которая есть (сегодня это Всероссийская федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла), и консолидировать то общее танцевальное поле, на котором мы работаем.

В настоящий момент у нас есть определенные договоренности, которые заключаются в том, что обе организации не против того, чтобы их пары принимали участие в турнирах друг друга. Мы обсуждаем взаимное участие судей наших организаций в товарищеских турнирах. Здесь подчеркну, что участие судей РТС в официальных турнирах России по танцевальному спорту — это другой вопрос, решать который не в наших полномочиях. Он регламентируется на законодательном уровне.

Я встречался и с президентом Всероссийской федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла Надеждой Викторовной Ерастовой, и с министром спорта России Павлом Анатольевичем Колобковым, и с его предшественником на этом посту, а ныне вице-премьером по вопросам спорта, туризма и молодежной политики Виталием Леонтьевичем Мутко. Мы говорили о том, что развитие в нашей стране танцевального движения следует сохранить по двум направлениям. И та, и другая организация занимаются хорошим делом. Это прежде всего гармоничное воспитание детей, молодежи, взрослого населения, организация их досуга. Это социально значимые вещи, которые нужны нашей стране, поэтому какая-либо конкуренция между нами абсолютно неуместна. Тут должно быть сотрудничество.

— Давний и довольно спорный вопрос — это включение танцевального спорта в программу олимпийских видов спорта. Если это все-таки произойдет, не уйдет ли из танцев многое из того, что люди сегодня в них любят?

Чемпионат Европы–2017 среди профессионалов по латиноамериканским танцам. Слева направо: почетный президент Карл Броер, почетный вице-президент WDC — организатор турнира Станислав Попов и президент WDC Донни Бёрнс

— Люди любят в первую очередь красоту, элегантность, которая есть в танцах. Не думаю, что это уйдет. Напротив, уже теперь мы видим, как эстетика и блеск, которые присутствуют в спортивных танцах, проникают и во многие другие виды спорта. Посмотрите, в каких костюмах раньше выступали бегуньи. Эту форму никак нельзя было назвать гламурной, а современные девушки выглядят весьма элегантно. То же самое мы наблюдаем в художественной гимнастике, в синхронном плавании.

Процесс приближения танцевального спорта к Олимпийскому комитету идет в течение десятилетий, однако ныне перспектива его включения в программу Олимпийских игр находится на большом удалении. Тут имеются и объективные причины: существуют определенные требования к видам олимпийского спорта, которые надо выполнить.

Кроме того, пока по крайней мере, в российском обществе нет понимания, насколько необходимы танцы. Думаю, когда мы осознаем, насколько это ценно для гармоничного развития и воспитания молодежи, придет несколько другое отношение к танцам — как к замечательному способу обучения, как к средству социализации, как к инструменту физического развития и как к великолепному соревнованию. Ныне же недостаточное внимание общества не создает вокруг этого вида спорта ажиотажа, который мог бы способствовать приближению спортивных танцев к олимпийскому движению. Танцевальный спорт не имеет тех финансовых вложений, спонсорских средств, которые дали бы возможность привлечь к нему СМИ, и в первую очередь телевидение. Сейчас танцевальное движение держится в основном на энтузиазме поклонников этого элегантного вида спорта.

— А почему танцевальное движение так и не получило большого распространения в нашем обществе?

— В России оно могло бы стать массовым, если бы не держалось, как теперь, только на индивидуальной инициативе. Когда-то танцевальные залы были в каждом московском парке отдыха: в Сокольниках, в Лефортове, в парке Горького и других. Туда приходили потанцевать, там работали большие танцевальные школы. Сегодня люди тоже танцуют понемногу, правда, большей популярностью пользуются не бальные танцы, а такие направления, как стрит-латина, клубные и карибские танцы: они более демократичны.

Хотя в любом случае танцевальных залов в стране немного. В то же время проведение досуга в форме танцев довольно популярно во многих странах. Дело в том, что в определенной части интеллигентного населения этих стран по-прежнему живо убеждение: воспитанный человек должен уметь танцевать.

Танцы необходимы для культурного развития. Они помогают человеку найти себя в повседневной жизни. Занимаясь танцами, люди начинают следить за собой. Это относится абсолютно ко всему: и к их внутреннему состоянию, и к манере держаться, и к одежде. К сожалению, в нашей жизни сейчас происходит упрощение. Обратите внимание, как одеваются люди на московских улицах. Красоты и эстетики больше нет. Однако небрежность, в том числе и в одежде, — это неуважение к окружающим, которая вызывает ответную реакцию в виде такого же неуважения, а в конечном счете возникает взаимная агрессия — реакция, которая никого не украшает.

— Ваши дети уже совсем взрослые. И, кажется, все они связали свою жизнь с музыкой.

С сыном Никитой

— Старшая дочь, Ксения, да. Она продолжает заниматься оперным пением. С 2,5 лет Ксения живет в США и довольно рано проявила интерес к пению. Я уже рассказывал, что девять лет назад, когда дочь впервые за 17 лет приехала в Россию, у нее было прослушивание в Московской консерватории. Известный педагог, профессор Евгения Михайловна Арефьева сказала, что у нее есть талант, что если она будет серьезно заниматься, то станет певицей уровня Ольги Гуряковой и Хиблы Герзмавы, и что ее готовы взять на обучение. Но, к сожалению, Ксения заявила, что Россия не ее страна, что она вернется в США, будет брать уроки там и петь domestically (на местном уровне).

К счастью, дочь проявила характер и упорство и продолжает доказывать мне, что способна всего добиться сама. Свой domestical-уровень она уже расширила и теперь поет не только в родном штате Вашингтон. У Ксении контракт в Калифорнии с оперным театром в Сан-Хосе, где она выступает в заглавных партиях таких опер, как «Лючия ди Ламмермур», «Дон Жуан», «Трехгрошовая опера», и других. К тому же дочь руководит северо-западным отделением американской национальной организации Opera on Tap в Сиэтле. Это благотворительная организация, которая занимается популяризацией оперы.

Что касается сына Никиты, то он хотел стать рок-музыкантом. Играл на гитаре, затем увлекся клавишными, занимался с учителями, которые находили у него талант. У Никиты была прекрасная возможность выступать на наших событиях на сцене Кремлевского дворца вместе с группой «Семь ветров» под руководством заслуженного артиста России Георгия Мушеева, что он и делал два года. Потом все это было забыто. Сейчас сын учится в Московском городском университете управления Правительства Москвы, его специальность — «Международное право». Уверен, что Никита, если захочет, с его способностями добьется в этой профессии многого. Правда, недавно сын вновь начал заниматься музыкой, играет для себя, что-то сочиняет. И это хорошо.

С Еленой и Анжеликой Эланж

Меня радуют и успехи Анжелики Эланж. Несмотря на свой юный возраст, она замечательная певица и продолжает расти. Одно из самых интересных изменений в ее развитии — это то, что Анжелика увлеклась танцами. Педагог по вокалу посоветовала ей заняться движением. Мы не стали фокусировать ее внимание на бальных танцах, и Анжелика стала ходить на карибские танцы и фламенко, где проявила себя очень хорошо. После она захотела позаниматься бальными танцами, взяла несколько уроков и показала колоссальные способности. Теперь она хочет продолжать, не отрываясь смотрит видео выступлений, знает все пары.

— 28 октября в Кремлевском дворце состоится чемпионат мира–2017 по европейской программе. Конкуренцию российским парам на нем составят сильнейшие дуэты мира. Ждать ли успехов наших ребят?

— Да, приедут самые сильные пары. Однако у нас сейчас есть замечательный дуэт — финалисты всех последних четырех чемпионатов мира Александр Жиратков и Ирина Новожилова. Очень хорошие результаты и у двух других пар, финалистов чемпионатов Европы Станислава Зелянина и Ирины Черепановой, Алессио Потенциани и Вероники Власовой. И мы, конечно, ждем, что в финал европейской программы выйдет по крайней мере одна российская пара, а в полуфинал — как минимум две.

А на будущее, поскольку осенью 2018 года мы снова будем проводить чемпионат мира WDC по европейской программе и проведем его в третий раз в 2020 году, начинаем готовить почву для грядущих чемпионов — разговариваем с лучшими парами любителей об их переходе в профессионалы. Шансы у них хорошие.

Хочу напомнить, что 28 октября в рамках чемпионата мира пройдет Кубок Кремля среди любителей по латиноамериканским танцам. Это турнир по приглашениям, куда мы позовем сильнейшие танцевальные пары России и мира.

И, конечно, зрителей ждут показательные выступления ведущих танцоров мира. Программа обещает быть довольно насыщенной и полной сюрпризов. Ведь 2017 год, как мы с вами выяснили, это год юбилеев для российского танцевального спорта! Будет очень интересно!

Дорогой Станислав Григорьевич, наш давний добрый друг!

Коллектив издательской группы «Профи-Пресс» и журнала «БОСС» от всего сердца поздравляет Вас с юбилеем! Крепкого здоровья, благополучия в делах и семье, энергии и молодости! И, как гласит Ваша фирменная фраза, «Танцуйте и будьте счастливы»!


1 Интервью со Станиславом Поповым проходило в середине июля 2017 года.

Босс №07-08 2017 г.