IT — поддержка и преференции

БОСС-политика | Сюжет месяца/Отрасли
Текст | Ольга ЕФИМОВА

Опубликован новый пакет мер по развитию IT-индустрии.

Дорога в 62 шага

В начале сентября кабинет министров утвердил дорожную карту так называемого второго пакета мер по поддержке цифровой отрасли. План мероприятий сформирован с участием ведущих российских IТ-компаний, отраслевых общественных организаций. Он, как указано в пояснительном тексте к документу, опубликованному на сайте правительства, направлен на повышение спроса на отечественные IT-решения, обеспечение ускоренной цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы, создание комфортных условий ведения IТ-бизнеса в России.

Первый пакет мер поддержки IT-компаний был принят летом 2020 года, вскоре после анонсированного президентом Владимиром Путиным налогового маневра для IТ-отрасли, и вступил в силу в 2021 году. Среди его новаций — снижение для ряда российских компаний сферы высоких технологий ставки налога на прибыль с 20 до 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и установление нулевой ставки налога в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты, а также сокращение ставки страховых взносов с 14 до 7,6%. Кроме того, российские разработчики программных продуктов были освобождены от уплаты НДС при реализации собственных решений и при приобретении маркетинговых услуг по продвижению продуктов за рубежом.

Работа над вторым пакетом мер, стимулирующих ускоренное развитие отечественной индустрии информационных технологий, заняла около года. Первоначальную его версию Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ подготовило еще в ноябре 2020 года, однако часть предлагаемых инициатив вызвала возражения у некоторых министерств и ведомств. Обновленный свод мероприятий поступил на рассмотрение кабинета министров весной 2021 года. В начале сентября на официальном сайте Правительства РФ была опубликована утвержденная кабинетом министров дорожная карта за подписью премьер-министра Михаила Мишустина от 9 сентября.

Дорожная карта включает 62 мероприятия. 20 из них носят общесистемный характер и предусматривают шаги по выравниванию условий ведения бизнеса в стране для международных интернет-корпораций и национальных IT-компаний, стимулированию внедрения российских решений в деятельность отечественных предприятий, а также по поддержке экспорта и продвижению российских IТ-решений за рубежом. Другие 42 мероприятия плана призваны стимулировать развитие и внедрение российских разработок в конкретных сегментах экономики. Горизонт реализации мероприятий дорожной карты рассчитан до 2023 года.

«Цифровой» и другие налоги

Открывает дорожную карту тезис о так называемом цифровом налоге для иностранных IT-компаний. К ноябрю Минфин, Минцифры и ФНС России должны представить в правительство предложения по изменению налогообложения доходов, получаемых зарубежными IT-гигантами в результате взаимодействия с российскими гражданами и использования данных о них с учетом подходов, обсуждаемых на площадке ОЭСР.

Напомним, что в июле этого года Россия была в числе 130 стран, одобривших план Организации экономического сотрудничества и развития по введению международной системы налогообложения для глобальных цифровых корпораций. В ее сегодняшнем виде эта модель предполагает введение для транснациональных IТ-компаний минимальной 15-процентной ставки единого налога на прибыль. Это должно решить проблему несправедливого распределения налогов IТ-гигантов, прибыль которых сейчас облагается налогом только по месту регистрации их штаб-квартир, но не в странах, где они получают доход. Пока известен только контур будущей наднациональной системы налогообложения. Конкретные детали предполагается определить уже в октябре этого года, а в конце октября на встрече лидеров стран G20 в Риме может быть подписано окончательное соглашение по «цифровому налогу». Старт же преобразований запланирован на 2023 год. К этому времени страны — участники соглашения должны будут принять соответствующие национальные законодательные акты.

Отметим также, что из-за выбора оптимального решения по «цифровому налогу» рассмотрение второго пакета мер по поддержке цифровой отрасли заняло больше времени, чем изначально планировалось. Как заявил в июне 2021 года в своем выступлении на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко, курирующий в правительстве IT-отрасль, проект «притормозили», чтобы разобраться, что будет выгоднее России: ввести внутригосударственный налог для международных IT-гигантов, как сделал ряд европейских стран, либо дождаться глобального консенсуса в ОЭСР по этому весьма дискуссионному и тянущемуся несколько лет вопросу.

План мероприятий предполагает и введение ряда изменений в Налоговый кодекс РФ, которые должны привести к повышению спроса на российские ПО и программно-аппаратные комплексы (ПАК). К ноябрю, согласно графику дорожной карты, профильные министерства и ФНС России представят поправки в законодательство, устанавливающие повышенный коэффициент «3» для нормы амортизации приобретаемых отечественных ПАК, вводящие инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль за внедрение отечественных программных и аппаратных решений, а также предусматривающие повышенный коэффициент (1,5) к расходам по налогу на прибыль на покупку и внедрение российского ПО и ПАК в сфере искусственного интеллекта. ПО и ПАК, на внедрение которых будут распространяться налоговые льготы, должны быть включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных и в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

Кроме того, в целях стимулирования размещения рекламы, таргетированной на российского пользователя, на отечественных интернет-площадках рассматривается возможность запрета включать в расходы по налогу на прибыль затраты на рекламу с иностранных интернет-площадок. Проработать этот вопрос и внести предложения по изменению законодательства Минфин и Минцифры должны к февралю следующего года.

Устанавливайте российское

Обеспечить ускоренное импортозамещение и технологическую независимость планируется за счет использования российских аналогов программного обеспечения и оборудования. На это, в частности, рассчитана еще одна системная мера дорожной карты — предложение ограничить ряду юридических лиц закупки иностранного ПО, программно-аппаратных комплексов и услуг по их техподдержке при наличии отечественных аналогов в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных и едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Кроме того, закупка зарубежного софта и оборудования должна проходить предварительное согласование, а за нарушение этой процедуры для органов власти и отдельных юридических лиц будет установлена ответственность. Соответствующее постановление правительства планируется выпустить к декабрю 2021 года.

В планах также законодательное развитие требований о предустановке российского ПО, в том числе расширение классов программ, требующих предварительной установки.

Большой блок системных и специальных мер отведен более широкому внедрению отечественных разработок в сферу государственного управления, социальный сектор и отдельные отрасли экономики.

В частности, в законодательстве появится требование об обязательной совместимости государственных и ведомственных информационных систем с отечественными офисным ПО и операционными системами, включенными в единый реестр Минпромторга, и требования по включению в ведомственные программы цифровой трансформации указаний на поэтапную замену зарубежного офисного софта на российские IT-решения. Завершение процесса замены в органах государственной власти зарубежного софта на российские решения запланировано на 2023 год.

Кроме того, предлагается создать центры тестирования для оценки совместимости российского программного обеспечения с отечественной радиоэлектронной продукцией и телекоммуникационным оборудованием, а также перейти к модели аккредитованных центров.

К апрелю 2022 года планируется внести изменения в законодательство, направленные на консолидацию информационных систем и перевод бюджетных организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти регионов и муниципальных образований, на единую централизованную бухгалтерию. К июню 2022 года должны быть разработаны нормативы долгосрочного хранения и конвертации электронных документов с сохранением их юридической значимости.

Предполагается переход ведомств и бюджетных организаций на использование единой государственной платформы поддержки рабочих коммуникаций (почта, мессенджер, видео-конференц-связь). К использованию отечественных решений будут стимулировать школы.

К декабрю 2021 года будут разработаны требования об обязательном использовании отечественных операционных систем в устройствах интернета вещей в регулируемых государством сферах.

Ожидается появление стандартов проектирования объектов капитального строительства для бюджетных нужд, предусматривающих использование российского инженерного программного обеспечения, технологий проектирования и информационного моделирования строительства (BIM).

Отдельная группа мер дорожной карты направлена на развитие отечественных образовательных и медицинских сервисов, систем обработки данных, интернета вещей, производства игр, видеоконтента и прочего.

Софинансирование и стимулирование

Государство намерено участвовать в софинансировании разработок ведущих российских IT-компаний и компенсировать издержки при пилотном внедрении этих проектов. Для этого предстоит актуализировать перечень приоритетных направлений государственной поддержки проектов по разработке и внедрению российского ПО и ПАК в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», уточнить правила конкурсных отборов на получение государственной поддержки в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» той же нацпрограммы и разработать механизмы льготного кредитования внедрения российского софта. Цель — обеспечить к 2024 году запуск более одной тысячи стартапов по созданию и внедрению IТ-решений.

В планах властей также стимулировать отечественные разработки на основе открытого исходного кода (оpen source) и поощрять участие наших программистов в международных open source-альянсах. К 2024 году объем контрибуции российских IТ-компаний в open source-альянсах предстоит довести до 10% с сохранением доступа к ключевым решениям, обеспечивающим возможность повторного использования алгоритмов и решений, в том числе разработанных по заказу государственных органов. Кроме того, в обозримом будущем может появиться отечественная open source-платформа для разработки программного обеспечения — российский аналог принадлежащего Microsoft сервиса GitHub.

Среди заявленных специальных мер поддержки IT-отрасли — субсидирование расходов на внедрение российского инженерного программного обеспечения для моделирования и проектирования объектов для нужд отраслей промышленности, в том числе ОПК/ВПК (CAD/CAE/CAM/BIM), и внесение изменений в законодательство в части внедрения механизмов специальных инвестиционных контрактов в целях осуществления отдельными видами юрлиц доработки и внедрения конкурентоспособных отечественных IT-решений.

IT-омбудсмен и IT-присяжные

Ряд мероприятий дорожной карты направлен на улучшение условий ведения IT-бизнеса в России.

Документ анонсирует появление в России института уполномоченного по защите интересов цифровой отрасли. Реализована эта инициатива должна быть уже к концу 2021 года. Как следует из документации к утвержденной дорожной карте, на IT-омбудсмена будет возложена задача по защите прав IТ-компаний в целях выявления системных проблем в отрасли высоких технологий и работа по жалобам и обращениям отдельных предпринимателей. Однако на каком уровне будет создан этот институт и его конкретные полномочия пока не определены. Кроме того, пока неясно, как будет соотноситься деятельность IT-омбудсмена с работой уже созданных на базе института уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, который возглавляет Борис Титов, структур интернет-омбудсмена (эту должность занимает генеральный директор Radius Group Дмитрий Мариничев) и общественного омбудсмена в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний (на этот пост в конце 2019 года назначена первый заместитель гендиректора фонда «Иннопрактика» Наталья Попова).

План мероприятий также допускает возможность расширения полномочий судов присяжных на уголовные дела экономической направленности в IT-сфере. До февраля 2022 года профильные министерства и ведомства, ассоциации цифровой отрасли должны представить в правительство доклад с предложениями по внесению изменений в законодательство с наделением присяжных заседателей правом рассматривать экономические дела в сфере IТ. Кроме того, в докладе нужно уточнить порядок применения мер пресечения «запрет определенных действий» и «заключение под стражу» при рассмотрении уголовных дел в отношении IТ-предпринимателей, а также порядок освобождения IТ-бизнесменов от уголовной ответственности в случае выплаты штрафа и ущерба. Как указывают разработчики дорожной карты, следствием этих мер станет повышение уровня удовлетворенности IT-компаний условиями ведения бизнеса в РФ и сокращение их оттока из российской юрисдикции.

Напомним, что весной этого года министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев озвучил предложение создать к 2024 году в рамках мер поддержки IT-бизнеса специальную судебную инстанцию для рассмотрения уголовных дел по экономическим статьям в отношении IT-компаний. Предложение Минцифры — реакция на возросшее в последние годы количество уголовных дел в отношении IT-компаний и их руководителей в России, поводом для возбуждения которых становилось расследование экономических правонарушений. По мнению Минцифры и профессиональных объединений отрасли, столь жесткая практика негативно влияет на настроения в IT-индустрии, мешает компаниям вести бизнес и заставляет IT-бизнесменов задумываться о возможностях переноса деятельности в другие страны.

Борьба за рынки и за людей

Остановить эмиграцию программистов и запустить обратный процесс — еще одна цель второго пакета мер по поддержке цифровой отрасли. К марту 2022 года планируется разработать нормативные акты, которые создадут условия для привлечения и релокации (возврата) IТ-специалистов и IТ-компаний в Россию. Среди стимулирующих мер рассматриваются, в частности, упрощение для IТ-специалистов процедур получения вида на жительство, льготная ипотека, льготное кредитование и иные меры поддержки.

В ноябре 2021 года Минцифры, ФНС, ФТС, ФСБ и Банк России должны подготовить доклад о внесении изменений в законодательство в целях создания системы «цифрового резиденства» для иностранных компаний и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере IТ, без необходимости физического присутствия в России.

К декабрю 2021 года должно выйти постановление Правительства РФ с уточнением полномочий торговых представительств в целях создания службы «цифровых атташе» в перспективных странах для развития российского IТ-экспорта, в том числе обеспечения поддержки российских цифровых компаний, выходящих на зарубежные рынки, а также для стимулирования перехода иностранных IТ-компаний в российскую юрисдикцию.

Начиная с 2022 года планируется проводить ежегодный мониторинг конкурентоспособности российской юрисдикции для сферы IT, в том числе в сфере валютного регулирования и валютного контроля, для формирования предложений по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности в IТ-сфере в России и повышению ее привлекательности в сравнении с такими юрисдикциями, как Сингапур, Ирландия, Финляндия, США, Кипр, Эстония, Республика Беларусь.

Часть предусмотренных в дорожной карте мероприятий направлена на преодоление дефицита кадров, с которым столкнулся сегодня IT-сектор. Предлагается, в частности, внести изменения в федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», предусматривающие, во-первых, установление механизма компенсации расходов образовательным организациям на повышение квалификации и дополнительное образование по «цифровым» специальностям, во-вторых, организацию получения дополнительной квалификации для студентов по IТ-профилю в ста вузах на «цифровых кафедрах», в-третьих, предоставление талантливым школьникам 8–11-х классов возможности прохождения дополнительного двухлетнего курса обучения современным языкам программирования.Б