Вызовы роста


«БОСС» в помощь | Кейсы
Текст | Ольга ЧИЖЕВСКАЯ, исполнительный директор Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии», директор ООО «Подиатр»

Как не растерять коллектив, если компания стремительно набирает обороты.

Возможности для бурного роста — позитивные реалии нашего времени. Чаще всего, конечно, это случается в области революционных технологий, в IT-сфере. Их потенциал к подрывным изменениям огромен. Так, например, на слуху случай, когда Viber буквально через полтора года с момента основания был продан за $900 млн. Но и компании в других сферах бизнеса имеют шанс расти по экспоненте во времена перемен. И тут возникает вопрос, как управлять таким ростом, как работать с командой, для которой подобные перемены всегда серьезный стресс и проверка на прочность — умение адаптироваться.

Наша компания сейчас переживает период бурных изменений. Мы стремительно растем и радикально меняемся. И я понимаю, насколько это сложное время для многих сотрудников, какие усилия нужны, чтобы проходить через это испытание и преодолевать трудности. Поэтому всячески стараюсь помогать и объясняю, что именно мы строим. Потом обязательно будет больше устойчивости и уверенности, когда мы выйдем из режима турбулентности и привыкнем работать по-новому. Да, ныне у нас смещен work-life balance. Однако это не будет длиться вечно. А пока можно получать удовольствие не только от результата, но и от самого процесса активной работы. Поделюсь алгоритмами работы с персоналом, которых я как руководитель придерживаюсь, отвечая на вызовы этого воодушевляющего и насыщенного событиями, но в то же время и весьма непростого для нашей команды периода развития компании.

Поспешишь — людей насмешишь

Приумножение бизнеса — мечта любого руководителя. Однако следует принять, что в реальности экспоненциальный рост редко сопровождается симметричным увеличением команды. Более того, можно взять за правило тот факт, что в растущем бизнесе не бывает такого, когда ресурсов хватает на 100%. И наоборот, если всего «достаточно», то можно с большой долей вероятности предположить, что дело попросту стоит на месте — стагнирует.

Но плох тот босс, что не спланировал изменения в компании. Прежде чем начинать так называемый аудит перемен, а может быть, даже и хвататься за голову, руководителю нужно иметь отчетливое видение того, как компания движется из точки А в точку B. Четкий план, составленный на бумаге, — признак «полководца», который способен вывести свою команду к победам и свершениям. Этот план поможет понять, какие именно части системы будут первыми пересматриваться и перестраиваться.

Да, рост бизнеса — это всегда перегрузка всей команды. И задача руководителя — не дать ей развалиться, грамотно планируя, выявляя тонкие места и мотивируя сотрудников.

Рассмотрим, какие основные шаги в отношении работы с командой можно предпринять.

  1. Пересмотр структуры компании

Неизбежный рост числа организационных вопросов порождает ситуацию «бутылочного горлышка», когда для решения тех или иных задач, получения самых мелких согласований к боссу обращается одновременно слишком много сотрудников. И это стрессовая ситуация для всех участников рабочего процесса. Решение проблемы — в реструктуризации и найме линейных руководителей, если их недостаточно. Боссу необходимо ограничить число людей в прямом подчинении. Наиболее комфортное число — до десяти человек. В этом случае очередь в ваш кабинет не будет напоминать толпу, а решение рутинных вопросов ускорится.

Параллельно вы заметите выработку «взрослой» позиции у членов команды. В идеале ваши подчиненные должны дойти до такого уровня самостоятельности, чтобы, если что-то у них не получается, честно признаваться себе в том, что это они не справляются, а не тратить время на хождение по офису в поисках виноватых и не жаловаться коллегам, что все плохо, транслируя негатив.

  1. Психологическая безопасность

Первыми с growth culture (культурой роста) начали работать в Google. Аналитики компании, исследуя, что именно формирует успешную команду, определили несколько факторов, где психологическая безопасность (Psychological Security) была поставлена во главу списка. Психологическая безопасность, по определению авторов изысканий Google, означает, что сотрудники не боятся рисковать при выполнении своих задач и чувствуют себя в полной безопасности, работая в команде.

Один из факторов Psychological Security для сотрудника — работа с тем, в чем он силен. То есть воспользуюсь аллегорией Альберта Эйнштейна: «Не нужно пытаться загнать рыбу на дерево». Найти правильного «игрока» на позицию — задача управленца, и то, как он с ней справится, влияет на психологический настрой в коллективе.

Работа с психологическим настроем с помощью инноваций — дело совсем недалекого будущего. Более того, в Силиконовой долине часть этих программ уже реализуется. Мониторинг физических параметров сотрудников обеспечивает важную информацию об их состоянии здоровья (уровне усталости, концентрации внимания, потребности в движении или отдыхе) и позволяет вовремя принять необходимые меры, чтобы избежать ошибок, стресса, снижения продуктивности и выгорания.

  1. Развитие системы наставничества

Отлаженная практика наставничества помогает быстро перестраивать любую команду на новые рельсы и эффективно работает в быстрорастущих компаниях. При этом наставничество полезно для всех. Сам наставник развивает свои навыки и улучшает свой имидж в компании. Новички (а к ним относятся и давние работники компании, переброшенные на новый объект) быстрее и проще адаптируются и начинают эффективно работать.

  1. Организация необходимых тренингов

Бурный рост компании может заставить испытать как дистресс (иными словами, негативный тип стресса), истощающий нервную систему и разрушающий нас изнутри, так и эустресс — так называемый стресс созидателей, обеспечивающий мобилизацию сил и работоспособность.

Все, что мы говорим про самостоятельность и «взрослое» поведение, не всегда возникает из ниоткуда и не предустановлено у большинства из нас «по дефолту». Поэтому скачок развития компании обязательно должен сопровождаться актуальными в конкретной ситуации тренингами. Они помогают сплотить команду, выступить в роли психологического «клея», проработать тревожность и моменты, которые тормозят развитие.

  1. Работа с культурными ценностями

Идейность, философия бизнеса — то, что позволяет выстоять в период перемен. Поэтому я считаю, что формирование миссии компании — очень важный и работающий на практике момент.

Осознание того, что ты не просто получаешь зарплату, но при этом несешь нечто полезное миру, помогаешь людям, действует максимально мотивирующе. Думаю, каждой компании полезно найти в своей деятельности подобный пункт. Решить, как именно наша деятельность помогает людям, делает их жизнь проще и лучше.

И не забывайте быть для своих сотрудников амбассадором этой культуры. Так вы сможете удерживать костяк команды и сглаживать шероховатости, которые неизбежны в любом рабочем процессе.

  1. Расставание с «опасными» сотрудниками

В период роста компании самые страшные сотрудники — те, что… не желают расти. Они саботируют любые перемены и заражают своим настроением окружающих. Пожалуй, это одна из разновидностей токсичности, в прямом смысле заражающей коллектив.

Находясь в коллективе, мы несем ответственность за свои чувства и настроение, так как транслируем их другим людям. И неудивительно, что негативный настрой одного человека, его неготовность идти вперед автоматически запускает те же самые чувства и установки у окружающих его людей и дестабилизирует их.

Выявлять и «выкорчевывать» из команды подобных людей — непростая, но очень важная и в какой-то мере филигранная задача. Каким бы профессионалом ни был такой человек, если он наносит вред всеобщему настрою, а значит, косвенно влияет в негативном ключе и на результат, нужно иметь смелость с ним расстаться. Если вовремя этого не сделать, в период перемен такие сотрудники принесут компании серьезный ущерб.Б

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте