Компании творят добро

БОСС-политика | Взгляд на бизнес

Текст | Андрей ИГНАТЬЕВ

Корпоративное волонтерство в России и за рубежом.

Корпоративное волонтерство — это благотворительная деятельность, которой сообща занимаются сотрудники компаний.

По моим наблюдениям, программы корпоративного волонтерства появляются в успешных и развитых компаниях. Возьмем, к примеру, американский бизнес, который в отличие от нашего появился еще в XVIII веке вместе со страной. У него было время встать на ноги, поэтому сейчас сотрудники американских компаний могут заниматься корпоративным волонтерством без убытка для основной деятельности своих работодателей. Бизнес современной России начал развиваться в 1980–1990-х годах, и ему еще предстоит прийти к состоянию, когда все предприниматели начнут задумываться не только о прибыли, но и о помощи обществу.

Я замечаю, что в западном гражданском обществе принята определенная модель ведения бизнеса. Если человек зарабатывает деньги, то, по мнению общества, он должен тратить их (или время — свое или сотрудников) на помощь тем, кто в них нуждается. Осознание необходимости помощи другим формируется там в людях с самого детства. Мои дети сейчас учатся за границей, и там в детских садах и школах постоянно проходят благотворительные мероприятия: ребята что-то мастерят, продают свои изделия, а деньги отправляют на помощь нуждающимся.

В России старт развитию корпоративного волонтерства дал экономический кризис 2008 года. До него многие отечественные компании в основном жертвовали деньги на благотворительность. Когда грянули экономические проблемы, пришлось затянуть пояса, денег на заботу об обществе стало не хватать, и руководители компаний поняли, что для этого можно использовать физический, интеллектуальный и творческий потенциал сотрудников.

Запрос на корпоративное волонтерство в российском гражданском обществе, безусловно, есть. По моим наблюдениям, клиенты больше доверяют тем компаниям, сотрудники которых реализуют социальные проекты: например, сажают деревья или выгуливают собак из приютов. Также я в своей деятельности нередко сталкиваюсь с ситуациями приобретения компаний, и инвесторы, люди, делающие предпродажные исследования, всегда интересуются: ведется ли какая-то социальная деятельность в компании, приобретение которой они рассматривают, занимается ли она чем-то еще помимо бизнеса.

Да, российский бизнес пока очень молод, однако во многих крупных отечественных компаниях уже действуют программы корпоративного волонтерства, существуют интересные практики. А вот малый и средний бизнес редко участвует в подобных мероприятиях. Причина проста: крупная компания может позволить себе нанять менеджера, который будет заниматься развитием культуры корпоративного добровольчества. У бизнеса поменьше такой возможности нет. И ресурсов — человеческих и временны́х — на координацию и контроль таких практик не хватает.

В свое время за рубежом эту проблему решило создание центров корпоративного волонтерства, взявших на себя ту непростую организационную работу, которую в крупном бизнесе обычно выполняют менеджеры, ответственные за волонтерские программы. Мы переняли эту практику, адаптировав ее под российский бизнес, и создали движение и центр корпоративного волонтерства «ДаДобро». Стараемся приобщить к этому движению как можно больше малых и средних компаний — находим социальные учреждения, которым нужна помощь, думаем, чем и как им могут помочь сотрудники предприятий, которые к нам обращаются. На Западе подобные центры сыграли важную роль в становлении практики корпоративного волонтерства. Они помогли обществу понять, что от этого движения выигрывают все. Компании — потому что корпоративное волонтерство заменяет тимбилдинг и помогает выявить лидеров; их сотрудники — потому что они получают удовлетворение, делая добрые дела; социальные объекты — потому что получают столь необходимую им помощь, и, наконец, государство, ведь корпоративное волонтерство берет на себя часть ответственности за заботу об обществе.Б


ИГНАТЬЕВ Андрей Владимирович, основатель движения «ДаДобро».

Предприниматель, общественный деятель.

Окончил МАИ по специальности «Инженер-механик», позже — британскую правительственную программу «Обучение менеджеров в британской индустрии» (Лондон).

Долгое время работал в туристической сфере, где занимался предпринимательской и управленческой деятельностью. В 1990-е стал сооснователем и директором группы туристических компаний BSI Global Group (в настоящее время — советник BSI Global Group).

Был генеральным директором Российской компании по туризму при Министерстве по физической культуре, спорту и туризму РФ.

Входил в руководство крупнейших некоммерческих туристических объединений. Вел преподавательскую работу на кафедре социально-культурного сервиса и туризма Государственного университета управления.

В 2012 году выступил основателем международного волонтерского движения «ДаДобро».