Вне офиса

«БОСС» в помощь | Оперативное управление
Текст | Ксения ЗИМИНА
Фото | pixabay.com

С ухудшением эпидемиологической ситуации работодатели вновь стали переводить значительную часть персонала на дистанционную работу. Журнал «БОСС» выяснил, насколько компании оказались готовы к новой волне удаленки и как они используют в организации этого процесса опыт, полученный во время весенней самоизоляции.

Сюрприза не было

Необходимость массового перевода сотрудников на удаленную работу, вызванная угрозой второй волны коронавируса, не стала неожиданностью для всех опрошенных нами респондентов. Тем более что многие компании и после снятия весенних ограничений не спешили возвращаться к полноформатному офисному режиму, оставив на удаленке максимальное число своих сотрудников.

По этому пути, в частности, пошел Банк Хоум Кредит. «Банк одним из первых перевел сотрудников  на удаленный  режим  работы  в марте 2020 года. Практика показала, что наши сотрудники эффективно работают как из офиса, так и из дома. Поэтому уже в июне 2020 года мы объявили о переходе на гибридный режим работы для сотрудников головного офиса, региональных представительств и колл-центра. Бóльшая часть продолжила работать из дома. Офис можно посещать только при необходимости  или особых пожеланиях со стороны сотрудника. Обязательное условие выхода в офис — наличие отрицательного теста на ковид. Сейчас мы продолжаем работать в этом формате», — сообщили в пресс-службе  Банка Хоум Кредит.

Компания «Факторинг ПЛЮС» также убедилась, что дистанционная работа  в период  весенней  самоизоляции не отразилась на эффективности ее бизнеса, и решила: для стопроцентного возвращения сотрудников в офис повода нет. «Ограничения были частично сняты. Но сама ситуация с распространением коронавирусной  инфекции никуда не делась. Поэтому мы вернули в офис тех сотрудников, которые сами этого захотели. И продолжаем регулировать численность людей, одновременно находящихся в офисе. В своем решении мы придерживаемся одной из главных  наших корпоративных ценностей — заботы, на основе которой принимаем все решения в части нашей команды»,  — говорит директор  по персоналу «Факторинг ПЛЮС» Илья Зайцев. Компания также сделала  выбор  в пользу  гибридного  графика. «Руководители  подразделений  самостоятельно  принимают решение о формате работы сотрудников, определяют количество дней присутствия в офисе (если это требуется). Есть подразделения, которые  целиком  перешли  на дистанционный формат и в офис приезжают, только для того что- бы увидеться с коллегами. Единственное ограничение, которое мы ввели, — одновременно в офисе не может присутствовать  больше 30% от общей численности персонала», — комментирует Илья Зайцев.

Похожий опыт и у российского подразделения международной финтех-группы TWINO. «Мы внимательно следили за развитием ситуации и статистикой по заболеваемости COVID-19. И, несмотря на снятие ограничений,  не торопились  возвращать всех своих сотрудников в офис, поскольку риски как для них самих, так и для компании в случае их заболевания оставались высокими», — подчеркивает генеральный директор финтех-компании TWINO в России Ашот Торосян. В TWINO регулярно проводили опросы внутри коллектива, среди целей которых было выявить настроения сотрудников по поводу возможного выхода из удаленки. «Некоторым  сотрудникам  после снятия ограничений предпочтительнее было работать из офиса. Причины разные: кому-то для комфортной работы из дома не хватало мотивации, другие указывали на отсутствие условий для нормальной работы, включая отвлекающие факторы, у кого-то имелись иные основания. Части персонала мы разрешили выйти в офис при условии соблюдения мер безопасности. В основном вышли те сотрудники, работа которых в той или иной степени была связана с нахождением в офисе. Хотя даже в этом случае мы старались установить для них режим частичной удаленной работы, при котором в офисе можно находиться один-два дня в неделю. Некоторые наши отделы перешли в формат гибридной работы, но все-таки бóльшая часть коллектива оcталась работать удаленно», — добавляет Ашот Торосян.

Удаленный  режим работы сохранился и у IT- компании «ФИТ». Говорит ее генеральный директор Дмитрий Колесников: «Мы предполагали повторную волну всплеска заболеваемости  в этом году и, к сожалению, оказались правы. На текущий момент соотношение работающих очно и дистанционно в компании составляет примерно двадцать к восьмидесяти. Специалисты, которым требуется физический доступ к тестовым стендам и оборудованию, работают очно, остальные, у кого нет необходимости иметь дорогостоящее оборудование под рукой, остались на дистанционной работе». Однако раз в неделю в «ФИТ» проводятся обязательные очные совещания. «Регулярные личные контакты с использованием средств индивидуальной защиты и при выполнении требований по обеспечению личной безопасности позволяют поддерживать коммуникации между отделами, продуктовыми и проектными командами на приемлемом уровне, сохранять взаимопонимание сотрудников между собой», — отмечает Дмитрий Колесников.

Часть офисного персонала компании по производству и продаже бытовой техники Wollmer тоже продолжает работать удаленно. «Клиентский отдел и отдел продаж остались работать из дома. Аналогично у нас работают дизайнер, SMM-специалист, отдел закупок. Во время самоизоляции нам удалось выстроить процессы в компании таким образом, что необходимость приезжать в офис отпала. Решение было также обусловлено личным желанием сотрудников.  В целом работоспособность не снизилась, зато сильно сократилось время на дорогу, что позволило больше времени уделять отдыху, а это важно», — уточняет руководитель отдела продаж Wollmer Полина Блохина.

Все меняется

Некоторые  компании  в связи с ухудшением ситуации с распространением  COVID-19 вынуждены были скорректировать свои планы.

«После окончания  режима  самоизоляции в стране мы не спешили возвращать свою команду в офисы, — рассказывает менеджер по связям с общественностью IT-компании ICL Services Диляра Мурзина. — Практика удаленной работы во втором квартале текущего года продемонстрировала свою эффективность. В этот период  90% сотрудников компании выполняли свои обязанности из дома, заказчики оставались довольны качеством и сроками предоставления  услуг, что отразилось на сохранении традиционно высоких показателей SLA. В связи с этим руководство приняло решение  о постепенном выходе в офис в виде трех волн». В конце лета среди сотрудников ICL Services провели опрос с целью выявления намерения вернуться в офис. 90% высказались за выход в четвертом квартале текущего года, в 2021 году или предпочли остаться на постоянной удаленке, 10% проголосовали за скорейшее возвращение. «Учитывая данные опроса, 7 сентября у нас стартовала первая волна выхода в офис. Возвращение в офлайн находилось  под четким контролем,  поскольку в целях соблюдения требований Роспотребнадзора предстояло адекватно запланировать загрузку офисных и IТ-мощностей», — комментирует Диляра Мурзина. Старт второй волны выхода сотрудников в офис в ICL Services запланировали на ноябрь. Однако в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в мире и городах присутствия  компании топ-менеджмент принял решение отменить ноябрьскую волну. «Сотрудники, которые на данный момент работают в офисе, с согласованием линейного руководителя могут вновь вернуться к удаленной работе. В случае отсутствия критической необходимости, вызванной невозможностью предоставления сервиса заказчику, компания призывает своих сотрудников продолжить работу из дома в целях снижения риска здоровью», — говорит менеджер по связям с общественностью ICL Services.

С 1 сентября  в полном составе возобновили офисную работу сотрудники Научно-исследовательского и проектного института карбамида (ОАО «НИИК», г. Дзержинск Нижегородской  области). Но вскоре в связи с обострившейся в регионе ситуацией с распространением заболеваемости компания опять вернулась  к удаленному графику. «Сейчас на дистанционную работу снова переведен весь персонал, за исключением  некоторых категорий сотрудников — IT-специалистов, обеспечивающих связь и удаленный доступ к офисной технике, хозяйственного  персонала, поддерживающего чистоту и выполняющего дезинфекцию, транспортной службы, руководителей и специалистов, чье присутствие  в офисе необходимо  для выполнения  определенных работ. Выделенная  группа сотрудников имеет спецпропуска в административные помещения, обеспечена защитными средствами и проходит ежедневный контроль температуры тела. Все производственные помещения подвергаются санитарной и бактерицидной обработке», — рассказывает коммерческий директор ОАО «НИИК» Валентина Колодинская.

Нельзя не вернуться

Возобновили офисную работу и все сотрудники онлайн-сервиса для учета денег в бизнесе «ПланФакт». «Другого варианта мы и не рассматривали. Одним из секретов успешного  развития «ПланФакта» мы считаем постоянную  работу над вовлеченностью команды. Нас сейчас почти 50 человек, каждый знает цели и стратегию компании. И программист, и финансовый консультант, и сейлз-менеджер могут предложить какие-то изменения или нововведения.  Они понимают, почему стóит сделать  так или иначе, а не просто вслепую выполняют поставленные задачи. Раз в неделю мы проводим оперативное собрание для всех сотрудников, где руководители подразделений делятся достижениями и планами, а управляющие партнеры — движением к целям и текущими  результатами. Это вовлекает  каждого члена команды в общее развитие компании. Конечно, с учетом обстановки процесс возвращения был не одномоментным и продолжался  с июня по сентябрь, но в итоге собрались все. И, безусловно, с малейшими симптомами недомогания мы отправляем  сотрудников  домой без каких- либо дополнительных условий», — поясняет сооснователь и управляющий партнер онлайн-сервиса «ПланФакт» Игорь Боев. «Бэк-офис компании расположен в Брянске, и к настоящему  моменту (вторая половина октября. — Ред.) никаких рекомендаций либо предписаний по переводу сотрудников на удаленный режим работы у нас нет», — добавляет  Игорь Боев. Однако в московском  представительстве «ПланФакта» с наступлением активных ограничительных мер сотрудники переведены на удаленный режим. «Время от времени коллеги собираются в коворкинге, но это, скорее, происходит для восполнения нехватки живого общения. Ну и, конечно, офисный режим дисциплинирует,  особенно  если дома много  отвлекающих факторов», — комментирует сооснователь и управляющий партнер онлайн-сервиса «ПланФакт».

После снятия ограничений в офис вернулись и 90% сотрудников ГК «Обувь России». «Стоит отметить, что офисная жизнь существенно изменилась: вместо очных совещаний предпочтение отдается дистанционным способам связи, строго контролируется выполнение требований Роспотребнадзора — ношение масок, соблюдение дистанции, измерение  температуры  тела и другое», — отмечает руководитель отдела обучения и развития ГК «Обувь России» Кристина Стулова. Сейчас, по ее словам, решение о переводе сотрудников на удаленную работу принимают руководители подразделений, исходя из возможностей и ситуации в конкретном отделе. «С учетом полученного опыта во время весенних ограничений компания готова к переводу практически всех сотрудников на удаленный режим работы. Для этого созданы все необходимые условия», — добавляет Кристина Стулова.

Неожиданные плюсы

Новые модели организации работы сотрудников, вынужденно опробованные  во время пандемии, для многих оказались полезны. Удаленный и гибридный режимы значительная часть наших респондентов собирается использовать и в дальнейшем. И не только как инструменты кризисного периода.

Такое решение, в частности, приняли в Русской Школе Управления (РШУ). «Весенний уход на удаленку показал нам удобство работы в таком режиме для сотрудников, которые не взаимодействуют непосредственно с клиентами. У части сотрудников  ныне полностью  удаленный  доступ: вся служба маркетинга, контент-подразделение  остаются работать дистанционно. Есть сотрудники и с гибридным графиком (мы называем его сменным), когда работники одинаковых должностей не пересекаются в офисном пространстве, а сменяют друг друга. Такой график работы мы оставим и в будущем в качестве рабочей бизнес-модели. С переходом на удаленную работу у нас появилась возможность создавать проектные команды сотрудников из других городов. Мы более четко и продуктивно стали проводить рабочие встречи: все фиксируем через задачи с помощью внутренней системы, поэтому меньше времени уходит на рассуждения», — сообщает директор РШУ Анастасия Боровская.

В «РСХБ Факторинг»  по окончании весеннего карантина в офис вернулись не все сотрудники, так как выяснилось, что некоторые специалисты гораздо продуктивнее работают  из дома. «Для части подразделений,  которые показали значительно более высокие результаты  на удаленке, было принято решение сделать этот режим работы постоянным. Зачем портить то, что стало лучше благодаря этим форс-мажорным обстоятельствам?» — комментирует генеральный директор «РСХБ Факторинг» Михаил Яценко. Однако в октябре для выполнения обязательного предписания московских властей о переводе на дистанционный режим 30% персонала числа сотрудников, которые уже работали в «РСХБ Факторинг» удаленно, оказалось недостаточно, уточняет он. «Поэтому для тех, кого мы вернули в офис, был разработан посменный гибридный график — неделя через неделю, который позволяет сохранить эффективность бизнес-процессов и выполнить требование по количеству сотрудников, работающих дистанционно», — добавляет Михаил Яценко. Работа в удаленном формате, по словам генерального директора «РСХБ Факторинг», сделала видимыми некоторые слабые места в управлении и показала, что для эффективной работы местонахождение сотрудников не настолько принципиально. «Сегодня я задумываюсь над переводом части функций в региональный хаб. Оптимизация расходов на содержание офиса и новые возможности для региональных специалистов — очевидные плюсы карантина. Если раньше идея о переводе некоторых функций в регионы рассматривалась  нами в отдаленной перспективе, то карантин дал толчок к ускорению реализации этой инициативы в ближайшее время. И это касается не только нашего бизнеса. Найм персонала из регионов создаст новые рабочие места и разгрузит столицу, а московские компании выиграют вдвойне, снизив расходы благодаря дистанционному  формату работы персонала», — заключает он.

В компании «ФИТ» оценили гибридный график организации труда. Дмитрий Колесников, ее генеральный директор, отмечает: «Оказалось, что гибридный формат работы — часть сотрудников всегда в офисе, часть всегда на удаленке, часть появляется в офисе раз в неделю — для нас, с точки зрения организации труда, оптимальный. С одной стороны, сотрудники не тратят время и деньги на дорогу в офис, с другой — тратят больше времени  на саму работу. При этом мы снизили операционные издержки  и обеспечили более комфортные, по мнению самих сотрудников, условия для работы. Ситуация для компании достаточно новая, но приемлемая. Мы рассматриваем возможность сохранения текущего формата работы, а в перспективе и уменьшение количества арендуемых офисных площадей».

Сооснователь и управляющий партнер онлайн-сервиса «ПланФакт» Игорь Боев констатирует: «Опыт весны свидетельствует, что в удаленном формате нет ничего страшного, критичного для бесперебойной и слаженной  работы команды.  Более того, некоторые сотрудники из дома стали работать эффективнее.  Теперь мы всерьез рассматриваем вариант удаленной работы некоторых людей даже вне пандемии».

В «Факторинг ПЛЮС» также решили взять на вооружение полученный во время пандемии  опыт. «Научившись управлять результативностью в условиях удаленной работы, мы и в будущем сохраним сотрудникам возможность работать не только из офиса. Многим этот формат пришелся по душе. Единственное наше пожелание к работникам — это сохранить связь с офисом и иметь возможность в него возвращаться. Мы серьезно задумались и о переустройстве офисного  пространства с учетом нового опыта, а также над расширением  количества  мобильных  рабочих  мест», — говорит директор по персоналу компании Илья Зайцев.

Легче, чем весной

По мнению большинства  опрошенных  нами представителей бизнеса, начавшийся в середине осени заход на удаленку пройдет для работников и работодателей легче, чем это было в начале года.

Диляра Мурзина из ICL Services указывает, что нынешнее возвращение к дистанционной работе ожидаемое и прогнозируемое. Многие крупные мировые IТ-компании  еще в мае и летом этого года решили оставить своих сотрудников на удаленке до 2021 года. Поэтому, по ее словам, внутреннего сопротивления у персонала при новом переходе будет гораздо меньше.

«В целом результаты внутренних опросов по- казали, что бóльшая  часть наших сотрудников оценила преимущества удаленного формата работы, и мы не ожидаем каких-либо существенных трудностей. Коллектив уже адаптировался к новым форматам коммуникации. Все корпоративные активности были переведены в онлайн-формат, зародились новые традиции (утренние пятиминутки с неформальным общением, к примеру), регулярно отслеживается внутренний  эмоциональный настрой, дается обратная связь от руководства  с информацией о дальнейших планах компании», — комментирует менеджер по связям с общественностью компании ICL Services.

Продление удаленного режима работы, рекомендованное  властями,  не стало сюрпризом  и для сотрудников Русской Школы Управления. «Все предполагали  такое развитие событий. Некоторые даже рады удаленной работе: нет необходимости тратить время на дорогу, можно организовать максимально комфортное для себя рабочее место», — замечает директор Русской Школы Управления  Анастасия  Боровская.  Многим, конечно, не хватает привычного личного общения друг с другом, признает она. «Но я думаю, что при новых обстоятельствах меняются правила корпоративного общения, да и корпоративной культуры в целом. 2020-й станет годом крутого виража корпоративных стандартов, которые войдут в постоянное использование в ближайшее время во многих компаниях», — добавляет директор РШУ.

Валентина Колодинская, коммерческий директор НИИК, вспоминает: «Весной департаменту IT удалось  грамотно  и оперативно организовать дистанционный доступ для всех сотрудников. Проверку в действии получили наши внедренные системы  электронного  документооборота,  3D-проектирования. Работают  корпоративная электронная почта и мобильные телефоны. Для обеспечения стабильной работы в штатном режиме проходят видеоконференции, в том числе и с иностранными коллегами. Сегодня мы все это повторяем заново, а это намного легче, чем весной. И руководители, и сотрудники теперь хорошо понимают, как и что нужно делать. Что касается трудностей,  то они, скорее, личного характера. Например, дети сейчас на каникулах, и иногда им сложно объяснить, почему родителей нельзя отвлекать, и требуют внимания. Однако все сотрудники понимают главное: наша устойчивая работа — основной источник финансовой  стабильности компании и материального благополучия».

Но трудности будут

Генеральный директор IT-компании «ФИТ» Дмитрий Колесников считает, что ныне все компании сталкиваются с похожими проблемами. В части работы с людьми это снижение уровня делегирования  и контроля, невозможность  реального контроля рабочего времени, неочевидность загруженности  персонала, снижение оперативности решения вопросов, нарастающая разобщенность коллектива. В части инфраструктуры  — высокая зависимость каждого отдельного сотрудника и компании в целом от качества каналов связи десятков операторов и интернет-провайдеров, а также технических характеристик удаленных рабочих мест. В части информационной безопасности увеличиваются риски утечек чувствительных данных, а применение традиционных методов ограничения доступа с недоверенных технических средств нередко невозможно. В части управления компанией и организации работы — новые управленческие практики приходится искать, пробовать и имплементировать в бизнес практически на лету, постоянные и очень быстрые изменения стали нормой.

Илья Зайцев, директор по персоналу компании «Факторинг ПЛЮС», обращает внимание, что во время локдауна многие компании столкнулись с проблемой  снижения прибыльности  бизнеса, а значит, и с необходимостью пересмотреть статьи расходов. Работодатели стали чаще задумываться о том, нужен ли им еще один офис, будут ли они нанимать  новых сотрудников и какие есть варианты перераспределения функционала. Так- же за время вынужденной  удаленки компании стали внимательнее отслеживать эффективность не только линейного, но и руководящего состава. «Пандемия  показала  все неэффективные процессы и выявила всех непродуктивных сотрудников, которые скрывались в общей массе», — заключает он.

Кристина Стулова, руководитель отдела обучения и развития ГК «Обувь России», подчеркивает: «Важны гибкий подход и возможность сохранить эффективность работы отделов в любой ситуации. В связи с этим мы делаем ставку на широкое использование дистанционных форматов обучения, проведение онлайн-совещаний и планерок, а также развиваем у сотрудников цифровые навыки общения с клиентами — коммуникации  в мессенджерах, ведение социальных сетей и т. д.»

Руководитель отдела продаж Wollmer Полина Блохина предвидит ряд технических сложностей, которые могут возникнуть на стороне работников. «Перебои с домашним интернетом и личными гаджетами, например. В офисе такие вопросы решаются все-таки быстрее. Было такое, что у нашего оператора в начале смены не подключалась телефония на ноутбуке, приходилось приезжать в офис и разбираться на месте», — вспоминает она. «Из психологических факторов это, конечно, смазанные границы между домом и работой. Тяжело, когда после рабочего дня не можешь сменить обстановку. Не для всех такой вариант подходит. Мне, к примеру, комфортнее, когда вокруг кипит бурная рабочая атмосфера,  можно поделиться с коллегами текущими идеями и обсудить планы на будущее  глаза в глаза. Однако  если устраивать еженедельные собрания и ежедневно находиться  в контакте  с коллегами,  то все эти сложности можно минимизировать. Главное, чтобы у сотрудников на удаленке была высокая личная ответственность, тогда беспокоиться не о чем. А если кто-то не справляется, для начала это может быть поводом вернуть его в офис», — добавляет Полина Блохина.

Люди и пандемия

Впрочем, технические проблемы, с которыми столкнулись некоторые компании во время стремительного перехода к дистанционной работе весной этого года, по мнению наших респондентов, в этот раз не станут большой головной болью работодателей. На первый план выйдут более сложные и требующие особого подхода факторы психологического характера.

Говорит Михаил Яценко, генеральный директор «РСХБ Факторинг»: «Сегодняшние технические возможности удаленного доступа и электронного документооборота позволяют  нам полноценно  работать без ущерба для результата, чего нельзя с уверенностью сказать об организационных и психологических аспектах рабочего процесса. Не всем сотрудникам во время весенней самоизоляции было комфортно без внутреннего взаимодействия и общения с коллегами. Не все оказались самодисциплинированными и самодостаточными. КПД у некоторых подразделений, склонных к интравертной и аналитической работе, вырос. В то время как другие сотрудники несколько растерялись и испытали большие трудности во взаимодействии на расстоянии. Когда человек работает удаленно, он начинает жить в своем ритме, а в бизнесе так нельзя. Есть процессы, работающие как часы и требующие держать темп, поэтому так важно сохранять командный дух и общий ритм работы».

С этим согласен и генеральный директор TWINO в России Ашот Торосян:  «Никаких  технических сложностей по сравнению с весенней пандемией новая волна почти не несет. Однако стóит признать, что, несмотря на адаптацию коллектива к работе из дома, которая, на наш взгляд, прошла успешно, психологические сложности теоретически могут возникнуть. Если весной удаленная работа для многих стала первым подобным опытом, из-за чего случались отдельные сложности с адаптацией и организацией рабочего времени, то сейчас ситуация носит явно затяжной  характер.  Люди устали от соблюдения  мер безопасности  от не известной ранее инфекции, от ношения перчаток и масок. Безусловно, многие из нас успели соскучиться по привычному образу жизни, который был в «доковидные» времена. Очевидно, что мир с тех пор сильно изменился, и, возможно, нам еще какое-то неопределенное время придется работать в таком режиме. Поэтому самое лучшее, что в данных обстоятельствах мы можем сделать, это использовать  максимум возможностей. Скажем, время, которое раньше тратилось  на дорогу в офис и обратно, теперь можно использовать на получение дополнительного образования. Мы всячески мотивируем своих сотрудников на это, предлагая внутренние корпоративные образовательные программы и т. д. По согласованию с руководителем любой сотрудник может выбрать образовательную  программу, которая позволит ему повысить  квалификацию для выполнения текущих задач либо для возможного перехода в другое подразделение. В нашей компании люди могут быстро нарабатывать новый опыт и занимать более высокие должности, чему мы только рады. У нас существует большая внерабочая активность: мы встречаемся в онлайн-формате для обсуждения тем, не связанных напрямую с работой. Я считаю, что это помогает многим из нас черпать дополнительные  силы и ресурсы, чтобы не терять связи с внешним миром. Эффективно работать можно лишь тогда, когда ты умеешь находить время на отдых. Поэтому мы стараемся иногда отвлекаться от работы. Для перехода в онлайн-режим нам ничего особо не требуется: все бизнес-процессы были хорошо налажены во время первой волны. Мы действовали практически в чрезвычайных обстоятельствах, однако сервисы работали в бесперебойном режиме. Наши клиенты не заметили никаких изменений в работе, что оказалось непростой задачей (в первую очередь технической)».

Игорь Боев (онлайн-сервис «ПланФакт») подчеркивает, что на данный момент его компании нет необходимости переводить на удаленный режим бóльшую часть персонала. Но, когда это происходило весной, вспоминает он, возник небольшой технический вопрос с оборудованием: «У части сотрудников на рабочих местах установлены стационарные компьютеры, поэтому мы организовали их доставку по домам. Учитывая этот опыт, мы докупили мобильную технику, поэтому в случае повторения  карантина подобных вопросов больше не возникнет». «Организационных проблем у нас нет. Коллектив с пониманием относится ко всему происходящему, ну а, кроме того, общение  в мессенджерах — нормальная практика в IТ, даже если люди сидят в соседних кабинетах. Поэтому с этой точки зрения почти ничего не изменилось. А вот с психологическим состоянием людей не все так про- сто. Карантин, как и любая изоляция, — это стресс для психики. Понимая это и учитывая все ограничения, мы тем не менее постарались не ставить на паузу наши традиционные корпоративные активности, к примеру, игру в «Мафию» или волейбол. У меня нет повода сомневаться в ответственности сотрудников, в том числе относительно своего здоровья»,  — добавляет сооснователь и управляющий партнер «ПланФакта».

Проверка на прочность

В целом наши респонденты склонны оценивать практики дистанционной и частично дистанционной работы, опробованные в условиях новой реальности, в позитивном ключе.

Генеральный  директор TWINO в России Ашот Торосян убежден: «Любой опыт всегда идет в копилку. Это касается не только людей, но и компаний. Мы увидели, что способны оставаться эффективными в сложных обстоятельствах, быстро реагировать на вызовы и адаптироваться к новым условиям. К сожалению, мы все неожиданно оказались в мире, где весьма трудно что-то прогнозировать на полгода или даже на год вперед, но тем интереснее жить. Главное не терять оптимизм и не опускать руки, поскольку не бывает плохих времен в буквальном смысле этого слова: каждый этап дает новые возможности для развития». «Мы выяснили, что удаленная работа не является критически отрицательным опытом. Наблюдались определенные сложности, но в целом работа шла в заданном режиме, что говорит об организованности людей, отлаженности бизнес-процессов. Кто знает, сколько еще сюрпризов преподнесут нам природа  и  общество? Чтобы  быть готовыми и еще более мобильными, мы стараемся закупать соответствующее оборудование — ноутбуки вместо стационарных компьютеров», — делится Игорь Боев («ПланФакт»).

Валентина Колодинская констатирует: «Несмотря на долгий период удаленной работы, результаты деятельности компании остались на высоком уровне. Все подразделения работали и работают эффективно с соблюдением графика. НИИК продолжает трудиться и не снимает с себя никаких обязательств по текущим договорам. Сложившаяся сегодня  ситуация  дала нам шанс проявить  свои лучшие профессиональные, организационные и человеческие качества и в дальнейшем вы- работать более гибкие подходы к организации и развитию компании. Например, удаленка позволила нам проанализировать занятость сотрудников, их вовлеченность в решение поставленных задач и определить их полезность для бизнеса. Любые крупные изменения, к которым нужно приспосабливаться, — толчок для роста».

Диляра Мурзина (ICL Services) комментирует: «Мы поняли, что компания может эффективно  работать  не только онсайт. Все наши сервисы функционировали непрерывно в режиме  24/7 даже в самые критичные периоды. Преодоление трудностей еще больше сплотило команду, усилился наш опыт в области антикризисного управления. В ближайшем будущем  мы планируем  оставить на постоянной удаленке до 30% сотрудников. Так же, как и ранее, сохранится возможность работы в условиях гибридного графика».

«Этот опыт стал отличной проверкой для компании на возможность и способность к быстрым изменениям. Произошла переоценка многих процессов, какие-то этапы в работе, которые не влияют на эффективность, были упразднены. Мы продолжим дальше развивать цифровые компетенции и навыки управления изменениями у сотрудников», — уверена  Кристина Стулова  («Обувь России»).

Илья Зайцев («Факторинг ПЛЮС») отмечает: «Период локдауна показал высокий уровень личной ответственности за результат у наших сотрудников и высокий уровень адаптивности к быстро меняющимся условиям. Мы развиваем текущие проекты и запускаем новые. Весенний опыт перехода на дистанционный режим работы позволил нам полностью подготовить все системы для быстрого разворачивания ключевых бизнес-процессов в любой точке мира. К тому же мы существенно прокачали свои навыки в части управления распределенными командами и даже выработали методические рекомендации для руководителей подразделений о том, как поддерживать на удаленке высокую производительность, вовлеченность и командный дух».

«Главный вывод: если компания на удаленке работает хорошо, значит, она в принципе работает хорошо. Если у сотрудника снижается эффективность, как только он уходит из-под прицела руководства, то это повод задуматься. Это означает, что либо процессы в компании не настроены (настроены плохо), либо вопрос в личной ответственности и мотивации, что тоже является упущением руководителя», — считает Полина Блохина из Wollmer.Б