Как проверить контрагента для работы

«БОСС» в помощь | Правозащита
Текст | Эрнест АРХАРОВ, управляющий директор Системы добровольной сертификации Регистра проверенных организаций (СДС РПО)

Первое, что следует сделать, после того как вы выбрали контрагента, проверить его надежность. Ведь работа с неблагонадежным контрагентом может стоить вашей компании миллионов рублей, привести к блокировке счетов и проблемам с налоговой инспекцией. При этом в России в отличие от США пока не слишком хорошо развит институт сертификации поставщиков. Так что проверка добросовестности потенциальных партнеров — дело рук самих бизнесменов. Из каких этапов состоит такая проверка и на что нужно обращать внимание.

Этап первый.

Соберите данные дистанционно

Для первичной проверки достаточно смартфона, доступа в интернет и пары часов времени. Банальный поиск через Яндекс или Google по названию компании или имени топ-менеджеров может принести много интересного, например, с отраслевых форумов.

Дальше стоит подключать онлайн-инструменты для быстрой проверки.

Проверьте адрес регистрации компании через сайт https://service.nalog.ru/addrfind.do. Если по этому адресу находится больше десяти организаций, то, скорее всего, это массовый адрес, который просто покупают в интернете для регистрации. Вероятнее всего, офиса контрагента там нет, и в случае конфликта вам будет сложно его найти. Сама по себе регистрация по массовому адресу не критична, но если это только одно из подозрительных обстоятельств, то следует насторожиться.

Проверьте контрагента по базе ФНС (https://egrul.nalog.ru/index.html). Если информация в базе неполная или не хватает сведений о государственной регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц, это тревожный знак. А вот задолженность — не обязательно жирный минус: она может возникнуть у любого бизнеса, но все же стоит учесть этот момент при составлении полной картины.

Посмотрите данные в картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/). Эта проверка покажет, как тщательно поставщик исполняет условия договора. Укажите в поле «Участник дела» название, ИНН или ОГРН контрагента и выполните поиск. После этого вы сможете увидеть список дел, в которых фигурирует контрагент. К ним приложены основные процессуальные документы и дана информация об актуальной стадии судебного разбирательства. Так вы узнаете, в каких судебных разбирательствах участвует контрагент.

Важно также удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. Эту информацию можно найти в федеральном реестре сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru/Default.aspx). Если ваш контрагент находится на стадии конкурсного производства, значит, его деятельность приостановлена, и сделки он заключать не может. Если банкротство только началось, есть шанс, что положение стабилизируется. А если заявление о банкротстве подал сам потенциальный партнер, вероятно, у него нет денег, и связываться с ним не стоит.

Для анализа финансового положения и благонадежности потенциального партнера есть множество интернет-сервисов, но учтите, что полученная там информация носит, скорее, справочный характер. Поэтому для более точной информации следует перейти ко второму этапу.

Этап второй.

Запросите документы

У контрагента стоит затребовать бухотчетность за год, предшествующий году заключения сделки. С получением этого документа не должно возникнуть проблем, поскольку годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Дополнительно у контрагента можно запросить сведения о штатной численности, имущественном положении, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке, опыте работы в той или иной сфере. Не думайте, что это мелочность, скорее, вы проявите свою осмотрительность. Все-таки в бизнесе выживают те, кто внимателен к деталям.

Хорошо, если контрагент готов предоставить все необходимые документы по вашей просьбе. Это показывает, что он настроен серьезно и не сомневается в своей репутации.

Этап третий.

Назначьте встречу и познакомьтесь лично

Для начала можно убедиться, что компания действительно расположена по указанному в документах адресу. Для этого лучше лично туда съездить или отправить кого-то из сотрудников. В данном случае действует правило «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Особенно это важно, если вы ведете переговоры с компанией, чья деятельность предполагает наличие складов или производственных помещений. Стоит убедиться, что они действительно есть.

Обосновать необходимость такой проверки просто: если стоимость контракта и сумма возможных штрафов выше цены рабочих часов, которые будут потрачены на проверку, ее нужно провести.

Также следует назначить личную встречу и посетить офис и производство. Познакомьтесь с руководством компании, заодно обсудите условия сотрудничества и заключения сделок. Нелишним будет еще раз удостовериться, что компания намерена выполнить все оговоренные условия. Это обычно заметно на встрече: если представители контрагента торопятся с заключением сделки и хотят поскорее договориться об оплате, что-то может быть нечисто.

После такой проверки у вас обычно складывается основное представление о контрагенте, и вы готовы принять взвешенное решение о том, заключать ли с ним контракт. Но учтите, что нельзя успокаиваться после одной проверки: желательно раз в полгода снова пройтись хотя бы по списку из первого этапа. Б