Тонкости взаимодействия

«БОСС» в помощь | Коммуникации
Текст | Денис КАРАСЕВ, генеральный директор компании LCP Group Russia

Национальные нюансы делового общения в международном бизнесе.

Сотрудничество с иностранными партнерами открывает огромные возможности для развития бизнеса. Обмен знаниями, информацией, товарооборот, движение капитала, инвестиции — это результаты интеграции, выгодной для всех участников процесса. Однако не следует забывать про национальные особенности зарубежных коллег — знание культуры и традиций позволит упростить процесс коммуникации и преодолеть трудности общения.

Зачастую проблемы общения с иностранными партнерами возникают не только из-за незнания языка, но и из-за плохой осведомленности о традициях и нравах, присущих той или иной стране. Поэтому выстраивайте план переговоров, учитывая национальные особенности собеседников. Иногда этот аспект определяющий.

Германия: консерватизм и сдержанность

Деловое общение в Германии основано на нескольких составляющих: надежности, пунктуальности и точности. Деловая культура в стране хорошо развита, поэтому при общении с немцами в бизнес-среде необходимо следовать определенным правилам.

Большое значение партнеры из Германии придают габитарному имиджу. Немцы очень консервативны, следовательно, ваш стиль одежды должен быть простым, лаконичным и аккуратным. Также не стоит опаздывать — это проявление неуважения к коллегам.

Как правило, в Германии четко разграничивают работу и личную жизнь. Официальность отношений подразумевает у немцев и дистанцию при общении, а ее нарушение воспринимается как вторжение в личное пространство. Немцы прямолинейны и предпочитают сразу приступить к сути дела, уделив лишь несколько минут разговору на общие темы. В переговорах необходимо оперировать только фактами и подтвержденными цифрами.

Приглашение на домашний обед — хороший знак. Это говорит о глубоком уважении и доверии к представителю компании. И помните, что в Германии существует традиция приходить в гости с небольшими подарками: «дому», хозяйке, детям партнера.

Южная Корея: традиции и церемонии

Республика Корея — процветающее и самобытное государство. Корейцев можно назвать относительно новыми участниками международного бизнеса, так как страна появилась на мировом рынке только в 60-х годах прошлого столетия. Жители Республики Корея — хранители многовековых традиций, что является неким «барьером» для принятия мировых стандартов ведения бизнеса.

Некоторые поведенческие особенности корейцев могут быть неверно истолкованы партнерами в ходе делового общения. Например, во время беседы южнокореец может несколько раз кивнуть головой, но это будет означать понимание смысла сказанного, а не согласие. При обсуждении планов проекта в первую очередь затрагиваются второстепенные проблемы — таким образом, устанавливается дружественная атмосфера перед принятием главного решения.

В Корее есть несколько степеней вежливого общения — к бизнес-партнерам нужно обращаться по полному имени и социальной принадлежности, иначе ваш тон сочтут фамильярным. Важная составляющая — это качественные визитки, так как по ним корейцы узнают самое главное: вашу принадлежность к компании и социальное положение. Обмен визитками — традиционная церемония приветствия между партнерами.

Корейцы доверяют людям с большим опытом. Поэтому если вы часто меняли работу, в беседе с ними от упоминания этого лучше воздержаться — в Корее такое воспринимается негативно. Кроме того, не забывайте о культуре поведения: будьте пунктуальными и оповещайте партнеров в случае опоздания заблаговременно. 

США: энергия и доверие

Американцы — оптимистичные и энергичные люди. Их главная цель — заработать как можно больше и как можно быстрее, используя упорство, быстроту действий и стремление к получению прибыли. «Время — деньги», — сказал однажды Бенджамин Франклин, и он был прав.

Большую роль в совместной работе с американцами играет доверие. Для того чтобы партнеры стали испытывать его к вам, необходимо доказать, что ваша компания стабильна и надежна как в финансовом аспекте, так и в профессиональном. Нелишним будет запастись и рекомендациями — они помогут повысить лояльность потенциальных партнеров из США.

Американские бизнесмены довольно прямолинейны, от партнеров ждут быстрой реакции и честности.

Немаловажная особенность американских компаний — социальная ответственность. Они берут на свое содержание малообеспеченных граждан, участвуют в проектах по благоустройству города, привлекают городское правительство с целью улучшения жизненных условий малообеспеченных слоев населения. Принимайте во внимание и уважайте эту позицию, если хотите сотрудничать с американцами.

Понимание специфики поведения иностранных партнеров способствует более успешному бизнес-взаимодействию. Учитывайте кросс-культурную психологию нации, которую представляет партнер, как во взаимоотношениях с ним, так и в собственном поведении, и вы, несомненно, получите интересный опыт и положительный результат от совместных проектов. Б