Ошибки прошлого и проблемы будущего

«БОСС» в помощь | Лидерство
Текст | Олег КОНОВАЛОВ, управленческий консультант

Как в свете наступающей бизнес-реальности меняется роль лидеров и почему значение сильной корпоративной культуры стало настолько важным.

Что внутри?

Что такое проблема в понимании современного бизнеса? Это события, действия или нарушения процессов, которые увеличивают дистанцию между бизнесом и потребителем. Не просто потеря эффективности, но ограничение способности компании удовлетворять потребителей сегодня и тем более завтра.

Клиенты не являются источником проблем. Проблемы — это результат человеческого поведения внутри самой компании. Будь то некомпетентное лидерство, негативная культура или плохое исполнение обязанностей.

Проблемы возникают в самой компании и выражаются в увеличении затрат, низком уровне производительности, ограничении роста и могут убить бизнес, если не предпринять соответствующих мер.

Многие компании повторяют одни и те же ошибки, чересчур полагаясь на силу своего бренда, не адаптируясь к происходящим изменениям, ограничивая инновации и, самое серьезное, теряя понимание своих потребителей. Компания, которая не учится и не меняется, умирает вне зависимости от ее размера и доли на рынке. Такое уже произошло со столь всемирно известными компаниями, как Kodak, Blockbuster, Nokia, BlackBerry, Xerox, Toys R Us и многие другие. Ну что же, будем благодарны им за уроки, которые мы получили от их провалов. А основной урок в том, что подходы и методы, которые были эффективными вчера, не гарантируют успеха сегодня и будут вредоносными завтра. Другими словами, ошибки и проблемы, которые мы тащим за собой из прошлого, стоят нам будущего.

Еще 60 лет назад американский мыслитель Рой Л. Смит сказал: «Успешный человек тот, кто определяет, какие проблемы есть у его бизнеса, до того, как это сделают конкуренты». Очень важно осознать, какие у компании проблемы, и решить их как можно скорее. Не менее важно и то, как мы смотрим на проблемы: как на что-то, что абсолютно реально решить, если понять и структурировать, или нечто пугающее и неясное. И, конечно, нельзя забывать, что каждая история успеха в бизнесе или жизни начинается с решения какой-то серьезной задачи.

Семь проблем и их решения

Можно выделить семь основных проблем, с которыми сталкивается современный бизнес, и способы их решения.

Первое. Потребительский спрос предсказуем только в том, что он будет меняться всегда. Потребители становятся более образованными и требовательными, и их потребности меняются соответственно. Потребители и рынок не будут подстраиваться под компании и их предложения, а наоборот — бизнес должен развиваться и меняться в соответствии с изменениями потребительского спроса.

Нужно учесть, что ни одна компания не может развиваться больше, чем компетенции ее сотрудников. Сильная корпоративная культура — самый мощный инструмент в развитии компетенций. Мы все свидетели того, чего добились Microsoft, Starbucks, Google и другие, построив сильную культуру. Соответственно, требуется смещение фокуса в сторону совершенствования корпоративной культуры.

Второе. Весьма распространенная ошибка в российских компаниях — отсутствие понимания руководителей, что управление корпоративной культурой — это функция лидерства. Проблема в том, что руководители не понимают, как культивировать сильную и продуктивную культуру в контексте современного бизнеса, и избегают или откладывают этот вопрос как абсолютно непонятный. В лучшем случае вопросы развития культуры делегируются тем, кто не несет за нее прямой ответственности.

Третье. Проблемы помогают находить новые возможности. Можно привести яркий пример из жизни. У Айвана Вогана, школьного друга Джона Леннона и Пола Маккартни, была диагностирована болезнь Паркинсона. Он не сдался болезни, которая сильно поражает мозг и нервную систему, и усиленно искал способы лечения. В 1986 году Воган написал книгу «Айван: Жить с болезнью Паркинсона». Он писал книгу, находясь под действием леводопы, когда мысли текли свободно. Когда действие лекарства прекращалось и реакция мозга замедлялась, он принимался за редактирование написанного. Случай с Айваном Воганом показывает, что возможности стоят за каждой проблемой.

В бизнесе происходит точно так же. Компания Boeing увидела возможности внутреннего развития и усиления корпоративной культуры, когда возникли проблемы с запуском Boeing-787 Dreamliner. Компания поняла, что проблема не в технических вопросах, а в объединении усилий людей.

Четвертое. Бизнес вступил в новую парадигму управления, в которой главным элементом стал человек и его роль. Это определило новый принцип конкуренции — борьбу за человека, за лучших сотрудников, за самое эффективное развитие каждого члена команды. Компании, которые не приняли новые правила игры, ушли в историю, несмотря на высокие позиции в списке Fortune500: например, Borders (США), RadioShack (США) и Comet (Великобритания).

Пятое. Всегда ужасно видеть, как компании разрушают себя с оглушающим эффектом для сотрудников, акционеров и партнеров. Это прежде всего случаи плохого и некомпетентного лидерства. Наиболее сложным в моей практике случаем была работа с одной европейской компанией, где целенаправленно насаждалась фальшивая или искусственная культура. Культура выдуманных отчетов о вовлеченности сотрудников с толстенным сводом внутренних правил, которые никто и никогда не читал, но которые выдавались за корпоративные ценности. Сотрудники попросту были «выжаты» без веры в возможность позитивных изменений и хорошее будущее, без доверия друг к другу и к компании и без малейшего шанса на эффективную командную работу. Компания с оборотом в два миллиарда евро умирала на глазах.

Решение такой проблемы занимает несколько месяцев и требует переосмысления многих аспектов управления, диагностирования и лечения культуры. Однако предпринятые действия позволили компании не просто вернуться на прежний уровень капитализации, но увеличить ее на 130% в течение года. И самой большой наградой стали счастливые и благодарные лица руководителей и сотрудников.

Шестое. Забота о людях — это товар, который компания предлагает своим сотрудникам поверх заработной платы в обмен на их вовлеченность. Люди судят о компании исходя из того, как компания заботится о них. В любом случае невозможно ожидать высокую вовлеченность, если компания не заботится о своих сотрудниках.

Вроде звучит просто, но что такое забота о сотрудниках и как о них заботиться, остается большим вопросом для большинства руководителей. Забота — это действия, а не только слова, а именно — вовлеченность в людей, забота об их будущем, эмоциональный, физический комфорт и безопасность. Компании, которые заботятся о своих сотрудниках, эффективнее своих конкурентов до 300%.

Седьмое. Любой бизнес прагматичен и рационален с точки зрения цели его существования и логики внутренних и внешних процессов. Компании создаются для удовлетворения спроса потребителей и применения рыночных возможностей. Эффективное использование потенциала компании допустимо, только если компания управляется как единое целое, где каждый сотрудник добавляет ценность продукту и осознает свою роль в построении успешного будущего компании. 

Завтра уже сегодня

Бизнес меняется с неимоверной скоростью. Сегодняшние действия и усилия руководителей должны быть направлены на то, что будет определять успех даже не сегодня, а завтра и послезавтра. Завтрашняя сильная культура, которая определит успех, — это сегодняшние усилия.

Вслед за бизнесом меняются требования к знаниям и компетенциям лидеров. Раньше мы говорили лишь о квалификации руководителя, теперь мы говорим о том, что ценность лидера в его растущих компетенциях. Компетенции — это то, чему можно научиться и что можно развить, увеличив тем самым свою собственную ценность и ценность управляемой вами компании. Управление корпоративной культурой — одна из самых востребованных компетенций в ближайшие двадцать лет, и приобретение ее поможет в решении массы корпоративных проблем и развитии компании. Б


КОНОВАЛОВ Олег, управленческий консультант, номинант премии Thinkers50 и #1 Global Thought Leader по корпоративной культуре в международном рейтинге Thinkers360, бизнес-автор, создатель Школы корпоративной диагностики, спикер.

http://olegkonovalov.com/

Автор деловых бестселлеров, изданных в США и Великобритании, — Organisational Anatomy («Организационная Анатомия», перевод на русский), Hidden Russia («Спрятанная Россия», перевод на русский), Corporate Superpower, а также готовящейся к изданию в США книги The Trinity of Business.