Шесть новых налогов

БОСС-политика | Сюжет месяца/Налоги
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Минфин намерен включить в Налоговый кодекс шесть новых платежей.

Новые основания для уголовной ответственности

Генеральный директор компании «Ваш финансовый партнер» Игорь Пономарев поясняет, что шесть наиболее близких к налогам платежей могут быть включены в Налоговый кодекс. Вероятно, это произойдет уже в текущем году, замечает он. «Инициатором выступает Минфин, — подчеркивает эксперт. — Но характерно то, что ситуацию там практически не комментируют. Во всяком случае, пока».

О каких именно платежах идет речь?

Во-первых, плата в систему «Платон». Во-вторых, плата за негативное воздействие на окружающую среду. В-третьих, экологический сбор. В-четвертых, утилизационный сбор (за транспортные средства). В-пятых, курортный сбор. В-шестых, отчисления операторов связи.

«Поступления от них в бюджет в 2017 году составили ни много ни мало 255 млрд рублей, — замечает Пономарев, — что, на наш взгляд, является основной причиной инициативы Минфина. Самое большое поступление из всех шести платежей — это поступление утилизационного сбора: всего собрано 205,9 млрд рублей. На втором месте — плата с большегрузных автомобилей за проезд по федеральным трассам. „Платон“ принес бюджету 19,8 млрд рублей. От платежей за негативное воздействие на окружающую среду поступило 14,2 млрд рублей, а от отчислений операторов связи –13,8 млрд. Меньше всего принес бюджету экологический сбор (где-то 1,3 млрд). Данных по курортному сбору пока нет по объективным причинам, так как он будет введен с мая этого года».

Внесение этих сборов в Налоговый кодекс означает их передачу Налоговой службе, уточняет он. Авторы идеи считают, что переход контроля их уплаты к ФНС должен повысить платежную дисциплину. «И это вторая причина того, зачем Минфин запланировал осуществить этот маневр, — подчеркивает Пономарев. — К примеру, в прошлом году из 6,5 млрд рублей экологического сбора удалось собрать менее четверти».

Третья причина, по его мнению: платежи, которые должны попасть в НК, направляются в федеральные и региональные бюджеты, что отличает их от других сборов, поступающих в учреждения, их взимающие. «Минфин, — говорит эксперт, — в этом решении видит предсказуемость для бизнеса, поскольку до сих пор такие платежи могли повышаться решением правительства, о чем бизнес узнавал постфактум. Закрепление же неналоговых платежей в федеральном законе потребует внесения в него поправок, что само по себе процесс небыстрый и дает время хоть как-то подготовиться. Другими словами, предполагается, что таким образом повысится предсказуемость изменения размера этих платежей, ибо они будут регулироваться по правилам налогового законодательства».

Впрочем, отмечает Пономарев, это не единственные неналоговые платежи, которые могут попасть в Налоговый кодекс. Минфин не исключает, что следующим шагом станет установление в кодексе патентных пошлин, платы за сведения из госреестров, платежа при маркировке алкоголя и табака и других. Кроме того, есть еще ряд платежей, которые Минфин также хочет урегулировать, но не внесением в Налоговый кодекс, а принятием отдельного закона об их регулировании. Среди них — плата за госэкспертизу, плата бюджетным учреждениям за услуги и разные платежи на региональном и муниципальном уровне.

Дополнительно к закону, подчеркивает эксперт, планируется составить перечень неналоговых платежей, и после июля 2020 года платежи, которых нет в этом списке, взимать якобы перестанут.

«Если объединить три вышеобозначенные причины, — замечает он, — то власти в условиях ухудшения экономической обстановки и всех вытекающих из этого факта последствиях таким вот традиционным способом пытаются решить задачу повышения доходов бюджета. Точка зрения предпринимателей такова, что инициатива Минфина как минимум не вызывает восторга, а как максимум — это справедливое опасение роста административной и фактически налоговой нагрузки. В целом неналоговых платежей, по экспертным оценкам, насчитывается от 70 до 80. Торгово-промышленная палата оценивает их объем в 1% ВВП, а это более 800 млрд рублей!»

Если отталкиваться от последних веяний в области взаимоотношений бизнеса и фискалов, поясняет Пономарев, администрирование неналоговых платежей налоговыми органами автоматически означает появление уголовной ответственности за неуплату. К примеру, станут возможными блокировка счетов, уголовное преследование и взыскание задолженности с учредителей.

Долго готовились

Член правления СЭЦ «Модернизация» Артем Юдкин напоминает, что работа по анализу неналоговых платежей ведется с 2014 года, были даны два ключевых поручения президента РФ и Правительства РФ, проводилась работа по анализу существующих и предлагаемых к введению неналоговых платежей.

Вместе с тем в ходе работы Минэкономразвития России в 2015 году, по его словам, было рассмотрено около 70 неналоговых платежей, по ряду из них приняты плановые решения. «По экспертному мнению, в России действует в той или иной форме до 200 неналоговых платежей (в зависимости от понимания сущности неналоговых платежей), — подчеркивает Юдкин. — Однако в базовых плановых документах финансового планирования — основных направлениях налоговой и бюджетной политики на периоды 2017–2019 и на 2018–2020 годов — не просто не сообщается о примерном количестве неналоговых платежей, но и не дается даже ключевых характеристик такого важного финансового механизма».

Бизнес-объединения, замечает он, регулярно предлагают ускорить работу по неналоговым платежам и учитывать их при анализе фискальной нагрузки на бизнес. По некоторым оценкам, неналоговые платежи могут составлять в конкретных случаях до 70% от всех обязательных выплат, осуществляемых хозяйствующими субъектами.

«Стóит также указать на сохраняющееся отсутствие хотя бы методического определения понятия и сущности неналоговых платежей, что не позволяет провести их формализованный и обоснованный анализ», — говорит Юдкин.

В 2017 году Минфин России осуществил попытку по разработке Федерального закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который, однако, не дошел до этапа внесения в Государственную думу. Законопроект версии 2017 года, по его словам, во многом посвящался юридической технике и процедуре подготовки нормативных правовых актов, регулирующих неналоговые платежи. Фактически это был пример «закона о законах», но не закона, регулирующего вопросы финансовой политики. Не обнаруживались в документе и общие экономические принципы регулирования неналоговых платежей.

«В любом случае работа по преодолению бессистемности в области неналоговых платежей перешла на плановый уровень, — замечает эксперт, — и была оформлена дорожной картой от 9 августа 2017 года по систематизации неналоговых платежей, в которую задним числом вписали мероприятия от 2016 года. Дорожная карта, однако, не сообщает, должен ли закон о неналоговых платежах быть самостоятельным или вносить изменения в Налоговый кодекс РФ».

Можно предположить, считает он, что положения ранее разработанного законопроекта «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в большинстве своем войдут в положения Налогового кодекса РФ. В первую очередь будут перенесены положения по правам плательщиков и администрирующих органов и некоторые вопросы информационной работы.

Положительная сторона от внедрения в корпус Налогового кодекса РФ, по мнению Юдкина, состоит в адаптации администрирования неналоговых платежей к общим правилам администрирования налогов, а также возможном распространении на них правил налогового контроля, основанного на общих правилах. Это позволит адаптировать практику защиты прав плательщиков неналоговых платежей к практике защиты прав налогоплательщиков.

Негативная же сторона решения о переносе регулирования неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ — в распространении на эту сферу того же механизма юридической ответственности, более тяжелой, чем это предусмотрено в соответствующих неналоговым платежам отраслях законодательства.

«В любом случае необходимо решить три стратегически значимых вопроса, — напоминает эксперт. — Первый: сколько неналоговых платежей нуждается в систематизации на федеральном уровне и почему именно они? Второй: каким образом должно регулироваться установление ставок неналоговых платежей и может ли оно быть четко урегулировано без предоставления «вилок» или усмотрения органам власти? Третий — каким образом будет осуществляться управление неналоговыми платежами — профильными органами власти или налоговым органом?»

Работа для штатных юристов

Евгений Жаров, адвокат, эксперт по защите бизнеса компании «Объединенные консультанты ФДП», считает, что, несмотря на протесты бизнеса, шесть неналоговых платежей скоро станут отдельной главой Налогового кодекса. «Речь идет, в частности, об утилизационном и экологическом сборах.

Сейчас неналоговые платежи формально находятся за пределами налоговой системы и регулируются отдельными отраслевыми законами и нормативными актами. Ими же определяются база исчисления, ставки, порядок уплаты. Из 6,5 млрд рублей платежей за год собрано менее четверти. С внесением платежей в Налоговый кодекс обязанности по их сбору перейдут к ФНС. Они будут подчиняться порядку учета и администрирования, установленному в НК».

По его мнению, многим компаниям придется навести порядок в системе неналоговых платежей. Теперь на них будут распространяться не только все требования налогового кодекса, но и вся ответственность за неуплату.

«К примеру, станет возможной блокировка счетов, а значит, приостановка работы компаний, уголовное преследование и взыскание задолженности с учетом персональной ответственности директоров и владельцев, — уточняет эксперт. — Контроль за платежами войдет в состав налоговых проверок. Появится четкий механизм возврата переплаты, но также и возможность начала процедуры банкротства за неуплату. Оспаривание претензий к порядку исчисления платежей будет организовано по правилам Налогового кодекса».

Поэтому, подчеркивает Жаров, для эффективной работы штатные юристы должны будут разбираться одновременно и в экологическом, и в налоговом законодательстве. Новую квалификацию придется освоить и бухгалтерам. Необходимо будет привлекать консультантов и адвокатов, которые обладают актуальными знаниями экологического и налогового права. «Экологические и утилизационные платежи были компромиссом для бизнеса, потому что не подчинялись жесткому администрированию, — напоминает адвокат. — Теперь, как и в ситуации с передачей пенсионных взносов в налоговые органы, российский бизнес ждет новая волна банкротств. Статистика обжалования налоговых проверок говорит не в пользу налогоплательщиков. Потребуются новые инструменты защиты бизнеса».