Без золотой середины

БОСС-политика | Взгляд на бизнес
Текст | Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА

Как связаны проблемы отечественной образовательной системы и кризис среднего менеджмента в российских компаниях. И есть ли выход из этой ситуации?

За чертой прошлого века остались времена, когда достойное образование было гарантировано практически всем, кто к нему стремился. Блестяще образованные люди всегда были, есть и будут. Однако сегодня на одних только способностях далеко не уехать: даже для самых способных пропуском в интеллектуальную элиту все в большей мере становятся целеустремленность подростка и финансовые возможности его родителей. Иначе не вырваться за рамки общедоступного образования, планка которого снижается на протяжении уже многих лет. Расслоение имущественное ведет к расслоению интеллектуальному. Сказывается ли это на рынке труда? На какой персонал может рассчитывать нынешний бизнес?

По наблюдениям многих владельцев, да и по нашим собственным, добротный менеджмент вымывается из деловой жизни точно так же, как вымывается из общества средний класс. «Голов» на рынке труда все меньше, охота за ними все труднее. Но что чувствуется особенно остро, так это дефицит крепких управленцев среднего звена. Слишком многие из тех, кто считает себя менеджерами и претендует на менеджерские позиции, на поверку не в силах ни людей организовать, ни подрядчика выбрать, ни техзадание составить.

Где искать решение проблемы? Думается, одна из линий, по которой уже двинулся ряд компаний, — научиться жить без среднего менеджмента. О том, что такое возможно, красноречиво свидетельствует распространение CRM нового поколения. Подобные системы позволяют управлять продажами и маркетингом крупных розничных сетей почти в автоматическом режиме. Благодаря мобильным устройствам множество нитей передачи и обработки информации пронизывает большой, рассеянный по разным регионам коллектив. А высокая скорость и изощренные аналитико-алгоритмические механизмы могут диктовать действия работникам на местах вплоть до постановки весьма конкретных задач: куда какой переместить товар, какие выставить цены, что предложить именно этому покупателю. Устроенная таким образом компания способна обходиться компактным «мозговым центром», в то время как задача остального персонала — просто исполнять рассчитанные и выданные машиной предписания.


ЕМЕЛЬЯНОВА Светлана Ефремовна, управляющий партнер Консалтинг-центра «ШАГ», президент Ассоциации консалтинговых компаний (АСКОНКО).

Опыт работы в консалтинге с 1989 года.

Преподавание консалтинга и организационного развития в МГУ имени Ломоносова, АНХ при президенте РФ, Школе консультантов при КЦ «ШАГ». Соавтор ряда книг и статей по вопросам развития бизнеса и бизнес-консалтингу.

В числе 25 российских бизнес-леди была награждена почетным знаком «Заслуженный предприниматель».