Почему закрываются агентства недвижимости?

БОСС-политика | Взгляд на бизнес
Текст | Светлана ЛАПШИНА

Экономический кризис в стране спровоцировал массовое закрытие агентств недвижимости. В 2015 году перестало существовать 1880 агентств, в 2016-м — более 4 тыс., и в 2017 году тенденция сохраняется.

На российском рынке недвижимости с 2014 года складывается непростая ситуация. С одной стороны, ухудшение спроса вследствие психологических причин: потенциальные покупатели просто не решаются на сделки. С другой стороны — падение платежеспособности населения. Но только ли это породило массовое закрытие агентств недвижимости?

Работа агентства напрямую зависит от покупательной способности. Инвестиционные покупки российской недвижимости наши граждане решили отложить. На нестабильном рынке даже те, у кого есть реальные деньги, не торопятся вкладывать их в квадратные метры. Инвесторы ожидают дальнейшего снижения цен либо ищут другие, более стабильные активы для вложений. Наблюдения кризисных лет показали, что сегодня жилье покупают по необходимости. Сейчас государственные программы стимулируют рождаемость, расширяются семьи, естественно, такие покупатели нуждаются в жилье. Продают недвижимость также по необходимости: если требуется раздел имущества между родственниками, бывшими супругами и т.д. Падающее количество сделок заставляет рынок сжиматься, тем более что непростая ситуация складывается не только в жилом сегменте.

В коммерческой недвижимости высокие арендные ставки держатся лишь на помещения в центре Москвы. Квадратные метры дальше первой линии центральных улиц, а также в спальных районах стремительно теряют в цене. Пользуются спросом в основном торговые и складские помещения. Многие компании отказываются от дорогостоящей аренды в бизнес-центрах, переводя часть персонала на работу в режим home-office. Потому главным образом действуют старые договоры аренды офисов; новых на рынке в данный момент мало.

В жилой аренде ситуация более стабильна, но и наниматели стали разборчивее: клиент готов платить, однако за комфорт и отличные условия.

Как мы видим, рынок недвижимости сжимается по всем секторам, и на передовой остаются самые крупные, сильные агентства, имеющие финансовый запас, чтобы приспособиться к неблагоприятным условиям и найти новые стратегические пути развития бизнеса. В кризисных условиях сокращаются рекламные кампании, урезается многочисленный штат, в коллективе остаются самые успешные менеджеры по продажам, а позиции типа «маркетолог», «системный администратор» и т.п. переходят на аутсорсинг.

Закрытию небольших агентств способствуют и нововведения крупных банков. Все устроено просто: когда клиент собирается взять ипотечный кредит, он обращается в банк, который рассматривает заявку на ипотеку и предлагает подобрать подходящую квартиру, проводит сделку купли-продажи. Таким образом, банк подменяет собой агентства недвижимости, и для последних ситуация патовая, поскольку, по статистике, сегодня каждый второй покупатель — ипотечник.

В условиях жесткой конкуренции агентствам необходимо удерживать опытных сотрудников, имеющих достаточную клиентскую базу. Это основной фактор. Ведь только грамотный агент способен справиться со сложными ситуациями, возникающими при заключении сделок с недвижимостью, тем более при наличии большого количества мошеннических схем на рынке «вторички». Весомую роль играет также наличие опытных юристов, которые поддерживают репутацию агентства.

Что касается коммерческого сектора, то большое значение имеет опыт работы брокера в бизнесе. Клиенты ждут готового решения, четкого понимания, возможно ли, например, увеличить мощность на объекте или подключить газ и т.п. Важно, чтобы агентство осуществляло комплекс услуг, не говоря уже о профессиональных переговорах и подготовке всех документов.

Впрочем, в столь сложной ситуации на рынке есть и позитивные факторы — это рост профессионального мастерства агентов и получение опыта работы в кризис. Речь, разумеется, не о тотальном снижении цен на услуги, а о разработке технологий выгодных продаж, о скорости выхода на сделку, о тех особых условиях и преференциях, от которых выигрывает клиент.


ЛАПШИНА Светлана, генеральный директор агентства недвижимости «БИГ Риэлти» и учредитель группы компаний «БИГ». Окончила Московский государственный лингвистический университет (ранее — Институт иностранных языков имени Мориса Тореза) по специальности «Экономист-международник», Высшую школу экономики при Государственной академии управления по специальности «Менеджер по финансам и налогообложению», МГЮА по специальности «Юрист». Кандидат экономических наук, неоднократно проходила стажировки и обучение за рубежом, имеет степень МВА (Oxford Brookes). Около десяти лет владеет собственным бизнесом, ранее около пяти лет работала в АО «Транснефть», где вела собственный проект.