Движение Думы

БОСС-политика | Сюжет месяца/Налоги
Текст | Сергей ПЕТРОВ

Дума проголосовала за восстановление налога на движимое имущество компаний.

Комментирует Александр Тарасов, адвокат, управляющий партнер юридической компании «АВТ Консалтинг»: «Государственная дума в окончательном чтении одобрила проект поправок в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих в числе прочего возврат так называемого налога на движимое имущество организаций, который субъекты бизнеса называют „налогом на модернизацию“. Законопроект „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ“ был предложен на рассмотрение правительством».

В законопроекте, по его словам, шла речь о продлении срока передачи полномочий по установлению налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества субъектам РФ на 2019 год, сохранив, таким образом, «льготный период» для уплаты налога на движимое имущество для организаций. Однако ко второму чтению в законопроект были внесены поправки, позволяющие регионам самостоятельно устанавливать налоговые ставки на имущество уже с января 2018 года.

«Законодателем предусмотрено, что ставка налога на движимое имущество не должна превышать 1,1%, — говорит он. — Кроме того, субъекты РФ также наделены правом устанавливать дополнительные налоговые льготы по данному виду налога. Налог уплачивается с разницы между ценой, по которой было куплено имущество, и его стоимостью на текущий момент с учетом амортизации».

Эксперт напоминает, что уплата налога на движимое имущество, к которому относятся автомобили, станки, оборудование и другая техника, осуществлялась в региональные бюджеты вплоть до 2012 года. В 2012 году на федеральном уровне приняли решение освободить организации от уплаты этого налога.

«Указанное нововведение касалось имущества, поставленного на баланс предприятия после 2013 года, — уточняет Тарасов. — Прежде всего это было сделано с целью провести модернизацию оборудования в организациях и повышения качества продукции. Так, по данным ФНС, организации за счет льготы по налогу на недвижимость сэкономили в общей сложности более 160 млрд рублей. Очевидно, что введение налога на модернизацию грозит компаниям большими расходами, в первую очередь за счет увеличения налоговой нагрузки, что само по себе не способствует стимуляции бизнеса. Кроме того, в целях экономии на налоговых платежах с введением поправок у компаний снизится интерес заменять старое оборудование на новое».

Поэтому, по мнению эксперта, возврат налога на движимое имущество в размере 1,1% нанесет урон компаниям, в которых высока доля мобильных основных фондов, в том числе связанных с передовыми технологиями. Первыми могут пострадать компании, деятельность которых связана с инновационными и высокими технологиями.

«Ясно, что введением этого регионального налога Министерство финансов считает возможным решить вопрос о пополнении бюджета в регионах и, соответственно, уменьшении участия в этом федерального бюджета, — убежден Тарасов. — Хотя снижение обновления фондов и увеличение затрат бизнеса впоследствии способны привести к замедлению развития предприятий. Данное нововведение отразится и на обычных потребителях в виде повышения цен на услуги и товары, так как техника, которая будет облагаться налогом, используется во многих сферах услуг и торговли».

Инвестиционный аналитик Global FX Иван Карякин уверен, что увеличение налогов и расширение налогооблагаемой базы — «наше будущее». «Мы никуда от этого не денемся, — говорит он. — Однако произойдет это не сейчас, а после выборов президента, может, и позже — с 2019 года. Другие способы пополнения государственной казны, такие как темпы роста и повышение доходов, или не рассматриваются, или трудновыполнимы».

Увеличение налогов станет происходить постепенно, прогнозирует он. Сначала нагрузка повысится на бизнес и отдельные сектора экономики, затем и на физлиц.

В 2017 году, замечает Карякин, глава Налогового кодекса РФ, посвященная налогу на имущество организаций, дополнена ст. 381.1, уточнившей порядок применения льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 и освобождающей от налога движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013.

Согласно ст. 381.1 НК РФ вопрос применения этой льготы с 2018 года отдается на усмотрение регионов. То есть если законом субъекта будет предусмотрена такая льгота, то она начнет применяться. Если соответствующий закон регион не примет, то движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, с 2018 года придется включать в базу по налогу на имущество организаций.

«В данном случае это не прямое повышение налогов за счет расширения налогооблагаемой базы, — подчеркивает эксперт. — Это инструмент для регионов в деле пополнения местного бюджета. Многие регионы в стране остаются дотационными и имеют огромную задолженность по займам. Применение этой меры даст им шанс снизить задолженность».

Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade, напоминает, что отменяется льгота, которая с 2014 года освобождала от налога вновь вводимое имущество, такое как новое оборудование, транспортные средства и прочее. «Это, — говорит он, — стимулировало модернизацию, обновление фондов, замещение старого парка, остающегося под данным налогом. Чем более крупные суммы направлялись на инновацию в этой сфере, тем выше экономия для предпринимателей и возможности инвестирования. За счет существования льготы бизнес смог сэкономить 164 млрд рублей только в 2016 году».

Налог на имущество является региональным, замечает эксперт. Поэтому принятие решения о существовании льготы передано регионам. На 2018 год ставка налога не превысит 1,1%, затем может быть поднята до 2,2%. Отмену льготы наряду с Минфином, по его словам, лоббировали именно регионы, ведь в большинстве из них остры проблемы дефицита территориальных бюджетов.

«Таким образом, — резюмирует Гойхман, — центр пытается решить вопрос уменьшения трансфертов из федерального бюджета на места. И продлевать льготу подавляющее число областей не предполагает. Доходы от этого уже заложены в региональную казну».

Хотя увеличение налоговой нагрузки, по его мнению, отразится прежде всего на передовых секторах и компаниях, в которых высок удельный вес мобильных основных средств, в том числе задействованных в современных технологиях. Поэтому налог получил неофициальное название «налога на модернизацию».

«Очевидно, поступления от него действительно повысятся в первое время, — говорит эксперт. — При этом уменьшение стимулов для обновления фондов и повышение расходов бизнеса впоследствии приведут к удорожанию оборудования и продукции, замедлению роста производительности и развития предприятий. И в целом долгосрочный эффект может быть отрицательным не просто для бизнеса, но и для самих регионов. Они сейчас получат лишь сиюминутную финансовую выгоду для „пожарного“ решения текущих проблем».

Профессор кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Людмила Дуканич замечает, что изначально налогом на имущество облагалось движимое и недвижимое имущество. С 1 января 2013 года введена такая оговорка в Налоговом кодексе в соответствующую главу о том, что имущество движимое, поставленное на учет в организации с 1 января 2013 года, не учитывается, не формирует объект для обложения налогом на имущество.

«То есть то, что покупалось, находилось на учете организации до 2013 года, по-прежнему формировало налоговую базу, другими словами, учитывалось при расчете налога на имущество, — говорит она. — С нового года эту поправку снимают. И вновь, как до 2013 года, будет объект и база формироваться с учетом движимого и недвижимого имущества».

При этом г-жу Дуканич удивляет бурная реакция в прессе, которая, так сказать, связана с тем, что «вот вернулись к прежнему моменту». «Почему-то до 2013 года проблема так бурно не обсуждалась, — напоминает она. — Хотя, по моему мнению, здесь в обложении налогом на имущество и транспортным налогом сидит порок налоговой системы, который называется „двойное налогообложение одного и того же объекта“».

Эксперт подводит итоги: налоговая нагрузка возрастет у тех, кто недавно обновлял фонды, и это есть плохо.