Дома или дальше?

БОСС-политика | Взгляд на бизнес
Текст | Светлана ЕМЕЛЬЯНОВА

Стратегический выбор: локальный, федеральный, интернациональный.

Вот уже лет пять, как российские частные компании озаботились темой стратегии. Понятно, что к этому их в первую очередь подтолкнуло экономическое неблагополучие страны. Однако не только это.

Многие, прожив 10–15–20 лет и собрав все плоды постсоветского рынка дефицита, оказались перед фактом невозможности жить в прежней бизнес-модели и необходимости задуматься о ее смене (или хотя бы значительной коррекции). А это не что иное, как стратегический выбор, решение вопроса о том, как мы будем делать бизнес дальше.

И здесь мы наблюдаем, как сильно недооценивают наши заказчики (сто раз обученные в разных школах МВА российского и международного образца) тот простой момент, на который им надо обратить внимание в первую очередь. А именно — решение вопроса о том, игроком какого уровня они хотят быть. И тут возможны три варианта.

Первый — позиционировать себя игроком локального рынка и честно работать на том, чтобы удовлетворять потребности своих локальных клиентов наилучшим способом. Так, например, действует Рузский молочный завод, поставляя свою продукцию в Москву и Московскую область и не претендуя на более широкий охват территории. Безусловное преимущество подобного позиционирования — возможность сосредоточить ресурсы внутри небольшой территории, и понятное ограничение в этом же — возможность развивать бизнес только в рамках заданной географии.

Второй вариант — стать федеральной компанией, делая бизнес на масштабе. Хороший пример такого подхода — МАГНИТ. Начав когда-то с локального рынка Краснодара, компания пошла по стране и на сегодня стала крупнейшим продуктовым ритейлером в стране. Очевидно, что географическая экспансия — блестящая возможность для развития бизнеса. Хотя она же — огромная трудность в плане построения эффективной бизнес-модели, с одной стороны, и справляющейся с управлением системы — с другой.

Третий вариант — «а не замахнуться ли нам на…» и не стать ли игроком международного бизнеса? Конечно, поставщики сырья или производители металла с той или иной степенью успешности играют именно на этом поле. Но готов ли нынешний российский средний бизнес выйти на этот уровень? Мы знаем производственные компании, которые готовят себя к этому через работу с темой управления качеством и бережливостью. Мы знаем торговые компании, которые разрабатывают продукты в надежде их когда-нибудь начать продавать за рубежом. Мы знаем брендовые компании, которые пытаются вывести свои торговые марки на рынки Европы. Однако независимо от вида бизнеса все они озабочены одной темой: смогут ли они конкурировать на внешних рынках с местными или другими международными игроками?

Все три стратегических варианта могут быть как успешными, так и неуспешными. Как известно, гарантий в бизнесе никто не дает. Хотя вот что нам кажется важным для владельца бизнеса, так это осознание им уровня собственных амбиций. Ведь если вам хочется маленькую и управляемую компанию, то локальное позиционирование — прекрасная стратегия. Можно думать о диверсификации продуктов, о сервисе для вполне понятной и географически близкой аудитории. Если вы готовитесь играть по-крупному и решать задачи в разных регионах нашей большой страны, то масштаб вашего дела будет значительно круче, но и с рисками удаленного управления придется столкнуться вплотную. А уж тем, кто нацелен на выход за границы этой юрисдикции, придется решать задачи юридического и управленческого характера наряду с освоением иной культурной среды и иных клиентских предпочтений. И справиться со всем этим надо умудриться так, чтобы оставаться эффективным и конкурентоспособным.

Выбор за вами, господа предприниматели!


ЕМЕЛЬЯНОВА Светлана Ефремовна, управляющий партнер Консалтинг-центра «ШАГ», президент Ассоциации консалтинговых компаний (АСКОНКО). Опыт работы в консалтинге с 1989 года.

Преподавание консалтинга и организационного развития в МГУ имени Ломоносова, АНХ при президенте РФ, Школе консультантов при КЦ «ШАГ». Соавтор ряда книг и статей по вопросам развития бизнеса и бизнес-консалтингу.

В числе 25 российских бизнес-леди была награждена почетным знаком «Заслуженный предприниматель».