Выравнивание статуса

БОСС-политика | Регионы
Текст | Сергей ПЕТРОВ

Истек договор с Татарстаном. Удастся ли передоговориться?

Декан факультета инженерного менеджмента Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Сергей Серебренников напоминает: «Это уже третья итерация заключения договора. Первая произошла в 90-е, в эпоху правления Ельцина. Вторая была путинская, во время второго срока Владимира Владимировича. Я уверен, что третья также станет успешной».

Никаких предпосылок к сепаратизму между Москвой и Казанью нет, и отношения абсолютно рабочие, считает эксперт. «Татарстан — инновационный регион. Сейчас выстроено отличное отношение между федеральной исполнительной властью и республиканскими исполнительными органами. Каких-либо причин утверждать о том, что будут пересмотрены положения, я не вижу».

Вячеслав Кокуркин, юрист из Международного клуба юристов «Найдем адвоката», убежден, что вероятность заключения нового или продления старого договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Республикой Татарстан стремится к нулю. «Данное соглашение — абсолютный юридический рудимент, — говорит он. — В 2007 году властям Татарстана удалось достигнуть договоренности с Москвой, однако это вряд ли повторится. Договор не несет абсолютно никакого юридического смысла и создает политическую неопределенность и нестабильность (хотя бы потому, что Республика Татарстан названа, пусть и в скобках, государством). Скорее всего, Кремль предложит Татарстану жить по тем же правилам, что и все остальные республики».

Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов считает, что полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами разграничены в Конституции. «В нашей стране 85 субъектов, которые юридически равны между собой. Поэтому, с этой точки зрения, в самом подписании и дальнейшем пролонгировании федеративного договора с Татарстаном нет необходимости».

Эксперт напоминает, что договор о разграничении полномочий между РФ и Татарстаном впервые был подписан в 1994 году Минтимером Шаймиевым и первым президентом РФ Борисом Ельциным. Он давал более широкие полномочия для Татарстана: республика имела право на собственное законодательство, налоги, гражданство.

По подписанному в 2007 году договору за республикой оставили право на совместное с федеральным центром решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями Татарстана, право на особое оформление паспортов (жители могут получить вкладыш на татарском языке).

«Однако отношения внутри Федерации строятся на конституционной основе, и поэтому, на мой взгляд, все регионы должны быть в одинаковом статусе, — говорит Иванов. — И я не думаю, что этот договор будет пролонгирован. Это станет правильным решением. Нужно уходить от „особых статусов“ на региональном уровне».