ФЗ-54: что день грядущий нам готовит?

«БОСС» в помощь | Правозащита
Текст | Алексей ПРЫГИН, заместитель генерального директора компании «МаксиПост»

На заре принятия изменений очень многие эксперты говорили, что главным страхом у предпринимателей станет принуждение к декларированию данных о ценообразовании на их товары, поскольку эти данные могут попасть к конкурентам. Но, как показывает практика, пока это меньше всего беспокоит бизнес в сравнении с целым рядом других проблем, которые пришлось и приходится решать в процессе перехода на новые кассы.

Процесс «переобувки» оказался, мягко говоря, непростым и нервным по множеству причин. В самом начале все столкнулись с катастрофической нехваткой фискальных накопителей — далеко не все, кто сделал заказ заранее, успели их получить в срок. Большие усилия потребуются, чтобы разобраться со всеми тонкостями нового законодательства. Смех смехом, но долгое время было непонятно, что делать, если вдруг отказал интернет и нет возможности вовремя передать данные. А как выбрать ПО и сам аппарат? Интернет-магазины долго ломали голову над тем, как подключить сайт к онлайн-кассе и т. д.

Налоговая и ФСРАР на все вопросы отвечали формально, так что ломать голову пришлось самим, как обычно. А когда, наконец, все получили, установили, всех обучили и процесс запустили, выдохнули и … начали решать новые проблемы, а их, поверьте, в процессе эксплуатации «вылезает» немало, иногда на грани абсурда. Мы, например, столкнулись с невозможностью подзаряжать мобильные кассы в дороге. Курьер выезжает утром из офиса с посылками, а приезжает только вечером, и касса должна функционировать весь день. Оказалось, что разъем рассчитан на зарядное устройство в 24 В, а автомобиль дает только 12, и специальных автозарядок в комплекте нет! И это называется мобильная касса! В общем, все это было бы смешно… В итоге у примерных пользователей, ставших счастливыми обладателями нового оборудования, как и у тех, кто не успел и еще пытается запрыгнуть в уходящий поезд, забот достаточно, чтобы задумываться о том, что их данные утекут конкурентам, не говоря уже о долгосрочных последствиях текущих перемен. Какими они могут быть для малого и среднего бизнеса?

Сегодня, например, многие отмечают интерес финансовых структур к потенциальной возможности получать данные расчета с поставщиками от торговых точек. Интерес банков вполне понятен. Для них данные онлайн-касс — это новый уровень анализа финансового состояния клиентов и проверки юрлиц на платежеспособность при принятии решений о выдаче кредитов. Банки смогут расширить кредитный портфель за счет малого бизнеса, который можно будет качественнее «скорить» за счет данных о продажах с онлайн-касс. А вот что это может означать для самого ритейлера? Что производители ККТ и программного обеспечения, которое учитывает и кассовые операции, и товарооборот, могут включить в свое соглашение с клиентом возможность передачи данных третьим лицам, и что когда-нибудь он не получит кредит, потому что вовремя не рассчитался с поставщиком и таким образом подпортил себе репутацию.

Есть еще один интересный момент, на который пока особо не обращают внимания. Согласно новым правилам ФЗ-54, все розничные предприятия, продающие товары (не услуги), обязаны в каждом чеке отображать состав покупки, то есть печатать наименования всех проданных товаров. Если раньше в каком-нибудь местечковом овощном магазине продавец на калькуляторе подсчитывал стоимость редиски, огурцов и капусты, а потом выбивал единый чек на общую сумму (если вообще выбивал), то сейчас он обязан указывать в чеке все овощи по отдельности. Это же правило касается и интернет-магазинов, более того, это должны делать и курьеры, которые доставляют заказы от интернет-магазина покупателю.

Конечная цель этого нововведения пока неясна — догадки, конечно, есть, но они никак не комментируются официальными органами. А догадки следующие. Отображение каждого товара в чеке — это возможность для отслеживания пути товара, а значит, несанкционированных продаж и закупок, и в целом еще большего контроля над малым и средним бизнесом. Большому бизнесу от этих требований ни холодно ни жарко. Они и раньше пробивали все по отдельности, а вот тем, кто поменьше, будет гораздо сложнее продавать неизвестно откуда взявшийся товар. Если ты торгуешь булочками, которые в соседней квартире печет твоя бабушка, у тебя на эти булочки должны быть от бабушки все соответствующие документы, а иначе как ты объяснишь, откуда они взялись.

Я как-то попал в бар, у которого не было лицензии на алкоголь, но при этом алкоголь они наливали, а в чеке пробивали вместо одной порции виски три порции газировки «Швепс». Возможно, они и дальше так будут делать, однако тогда им придется объяснить, где они берут столько «швепса», предъявить накладные. В общем, любой пробел на пути товара к покупателю — это большой риск. Сразу попадаешь под статью о нелегальной закупке (или продаже). А это как минимум головная боль и штраф.

Небольшим интернет-магазинам и полулегальным курьеркам, которые работают «всерую», придется несладко. Кто не знает: курьер обязан печатать чек на месте покупки, а не привозить заранее (это нарушение кассовой дисциплины). Этому правилу далеко не всегда следовали все курьерские компании, ряд компаний действовал по принципу, если чек привозят — уже хорошо. Так вот сейчас этот номер не пройдет или пройдет, но до первой проверки кассовой дисциплины, а потом та же головная боль, штраф и т. д. Если курьерки хотят работать по-честному, им придется своих «серых» клиентов попросту «сдавать» — печатать чеки вместо них, а интернет-магазинам — или переходить на белую сторону, или уходить в подполье и развозить посылки самостоятельно.

Проще той рознице, которая предоставляет услуги, — там никто ничего не отследит. Ну пока по крайней мере. Потом наши налоговые органы, следуя тренду на полную информатизацию, обязательно что-нибудь придумают.