Олег ПОДОМАРЕВ, Лариса ПОДОМАРЕВА: наше дело, наш дом, наша семья — для нас это самое главное

БОСС-профессия | Здоровое питание
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | ИП О.В. ПОДОМАРЕВ

Ангарский предприниматель Олег Подомарев более 15 лет занимается тем, что любит, — здоровым питанием и методами оздоровления человека. Сегодня он и его супруга Лариса Подомарева управляют группой компаний, которые при этом остаются семейным бизнесом. Эту модель предпринимательства они считают оптимальной.

— Олег Валентинович, Лариса Станиславовна, каковы главные направления вашего бизнеса?

Олег Подомарев. Направление у нас по большому счету одно — здоровье и здоровое питание, просто реализуется оно в разных областях: переработка снэков — семечки, орешки; производство нерафинированного подсолнечного масла методом холодного прессования; оздоровительный центр и центр семейной медицины, а также имиджевые услуги, ведь «здоровье с красотою неразлучны», как говорил Лопе де Вега.

Деятельности по переработке снэков уже 15 лет. Мы начинали с черных семечек под торговой маркой «Семечки от Фенечки», постепенно расширили линейку. Наш ассортимент на сегодняшний день: семечки черные, семечки белые, семечки полосатые, тыквенные семечки, миндаль, фисташка… В 2016 году запустили завод по изготовлению подсолнечного масла.

Мы контролируем весь процесс, начиная от подготовки и посева семян подсолнечника до продажи конечному потребителю. Подсолнечник выращиваем на полях Алтайского края.

Орехи закупаем у надежных и проверенных поставщиков. Работаем только с теми партнерами, кому доверяем.

— А куда поставляете свою продукцию?

О.П.: Прямые поставки осуществляем в Иркутскую область, Бурятию, Новосибирск и Красноярский край. Но за счет оптовых каналов география продаж значительно шире.

— Почему начали заниматься производством продовольствия именно с семечек?

О.П.: Семечки из подсолнечника — традиционное и любимое народное лакомство. Пятнадцать лет назад их жарили бабушки и продавали. Это был исключительно бабушкин бизнес.

В своем регионе мы стали одними из первых, кто предложил любителям этого лакомства промышленное производство и поставку семечек в розничную сеть. Нам пришлось продвигать этот продукт как абсолютно новый и незнакомый, прививать культуру потребления.

Лариса Подомарева. Идея с семечками созрела в кругу семьи. Олег Валентинович очень любил и продолжает любить семечки — именно жарить. Я эту любовь испытывала в меньшей степени, так как приходилось убирать лежащую повсюду шелуху. Это мое отношение к порядку сделало меня не любителем, а экспертом.

— А почему начали бизнес сразу с производственного направления, а не как многие — с торговли?

Л.П.: Олег Валентинович — человек производства. Ему интересно создавать: все производство выстраивал и даже продавал первое время сам! Он перфекционист — только собственное производство ему позволяет нести полную ответственность за то, что продает.

Для нас весьма важно быть ответственными перед нашими покупателями. Мы трепетно относимся к выбору партнеров. Для нас принципиально, чтобы они разделяли нашу концепцию: вкусное, здоровое и безопасное питание.

— Это и есть миссия вашего бизнеса?

Л.П.: Наша миссия: здоровые люди — сильная страна.

— Олег Валентинович, а были ли у вас такие направления, которые вы хотели развить, но не получилось?

О.П.: Как-то так сложилось, что мы любое развитие анализируем не из конъюнктуры рынка, а с точки зрения социальных проблем. Проблема алкоголизма актуальна, и мы предположили, что, наладив пивное производство, мы сможем повлиять на культуру потребления, однако отказались от этого направления — в пользу формирования культуры здорового питания. Эта проблема оказалась не менее масштабной и насущной!

— Как связаны ваши направления бизнеса — продовольственное и медицинское?

Л.П.: Здоровье и здоровое питание неразрывны, они поддерживают друг друга. Оздоровительный центр и Центр семейной медицины формируют культуру потребления здоровья и здорового питания.

Центр семейной медицины направлен прежде всего на то, чтобы оказывать помощь будущим мамам, молодым семьям. Среди медицинских услуг для молодых семей — дородовый патронаж, работают специалисты по женскому и мужскому здоровью, семейной медицине, неонатологии, детская и взрослая неврологии. В центре — собственная медицинская лаборатория. Развиваем также реабилитационное и косметологическое направления.

В составе центра, кроме того, фитнес-комплекс, бассейн — три чаши: для взрослых, для детей и для грудничков.

— Большой комплекс…

О.П.: И этот комплекс мы построили сами — начиная с проекта. Проект был сделан по нашему заказу, в соответствии с нашей концепцией. Здание построено под нашим контролем, оборудование подбирали сами совместно со специалистами по одному-единственному критерию — самое лучшее и эффективное. Мы работаем на результат!

— Как вы оцениваете ситуацию на рынке оздоровительных услуг?

О.П.: Люди вкладывают в свое здоровье в первую очередь. И в кризис, когда они тратят более экономно, расходуют деньги на то, что даст максимальный эффект. То есть тратят средства именно на качественные медицинские и оздоровительные услуги, покупают более качественные продукты и т.д.

В этом смысле ситуация кардинально поменялась по сравнению с тем, что было несколько лет назад. Раньше мы не видели потребности людей в здоровом питании. На продовольственных выставках доминировали не экологически чистые технологии, а разного рода химия, в том числе усилители вкуса. Особенно молодежь трудно было убедить в важности здорового питания и здорового образа жизни для их будущего.

В последние несколько лет мы наблюдаем совершенно новый тренд. Все больше приходит молодых пап и мам, которые понимают, что правильно питаться и вести здоровый образ жизни — это ко всем неоспоримым преимуществам и способ экономии средств. Вы платите за результат — за ваше здоровье, а не тратите деньги на его восстановление!

— Какой бизнес более доходный — продовольственный или оздоровительный?

О.П.: На данный момент, конечно, продовольственный. За пятнадцать лет много сделано и предстоит еще больше сделать. Потребитель развернулся в сторону здорового и безопасного питания. Это наше направление, а значит, у нас много работы.

Наше перерабатывающее производство не стыдно показать ни в России, ни за рубежом.

— Кто ваши партнеры по продовольственному бизнесу — поставщики сырья?

Л.П.: Так получилось, что среди наших партнеров оказывается довольно много семейных компаний, хотя специально семейные бизнесы мы не выбираем. Считаем, что семейный бизнес весьма ответственно подходит ко всему тому, что делает, более надежный и нацелен на долгосрочное сотрудничество. Это фамилия!

— Мы знаем, что вы ведете фактически натуральное хозяйство?

О.П.: Да. И есть проекты превратить направление нашего личного подсобного хозяйства в промышленное производство. Это новый проект, которым мы занимаемся, — развитие животноводства.

— Будете производить мясо птицы или свинину?

О.П.: Ни то и ни другое. Мы планируем освоить еще очень малоразвитое направление — пока не готов обнародовать, какое. Сейчас изучаем технологии производства. В ближайшее время отправляемся в командировку: поучиться, послушать, перенять опыт, чтобы заниматься этим производством с полным знанием дела.

— Ваше производство и бизнес в целом — точка роста и для экономики Ангарска, и для экономики Иркутской области. Какую поддержку вы получаете от муниципалитета и областной администрации?

О.П.: Мы не обращались за поддержкой. Справлялись своими силами.

— И, наверное, с помощью со стороны банков?

О.П.: Банковских кредитов у нас нет и не было. Развиваемся исключительно за счет заработанных средств. Надежное партнерство помогает решать многие вопросы, в том числе и финансовые.

Конечно, кредитный рычаг по льготным ставкам — под государственные программы, под госгарантии — нам бы не помешал. Для реализации нового проекта мы обязательно воспользуемся всеми возможностями для развития.

— Вы, насколько мы знаем, подготовили программу развития производства?

О.П.: Да. Речь идет о масштабном проекте производства натуральных продуктов питания. Он предусматривает несколько направлений, создание более сотни рабочих мест.

По сути дела, мы говорим об использовании потенциала региона в интересах нашей страны. Тем более что в Ангарске и Иркутской области в целом есть острая потребность в новых производствах.

Мне кажется, рецепт для многих регионов — не придумывать концепции по созданию не существующих пока отраслей экономики, а поддерживать те сложившиеся направления бизнеса, которые развиваются.

Есть те реальные бизнесы, которым необходимо дать зеленый свет. Они и станут такими точками роста, причем естественными, а не искусственными. Благодаря им будут созданы новые рабочие места, благодаря им из региона пойдут товарные потоки, а в регион — финансовые.

Развивать собственное производство продуктов питания в целом по стране — стратегическая потребность, а в регионах — стратегическая необходимость. Независимость региона в производстве продуктов питания его важное преимущество и ответственность перед своими жителями.

— Сегодня у вас уже группа компаний. Вы уверены в модели семейного бизнеса? Не планируете ее дополнять, например, привлечением акционерного капитала?

Л.П.: Мы убеждены, что семейный бизнес — оптимальная модель. А наши «акционеры» — это наши сотрудники. У нас семейное предприятие еще и потому, что это не только наша семья: Олег Валентинович, я, наш сын, брат Олега Валентиновича, моя мама. Наши сотрудники тоже работают семьями. Получается одна большая дружная семья. Родители приводят в нашу компанию детей, дети приводят родителей…

— Как вы учились искусству предпринимательства и управления?

Л.П.: Многие не просто говорят, но и совершенно уверены в том, что семейная бизнес-модель неэффективна и прямой путь к конфликтам в семье. Однако мы разрушили этот стереотип и создали успешную, стабильно развивающуюся компанию. У нас счастливая семья и успешное семейное дело.

История показывает, что самые устойчивые компании — семейные. Они успешно пережили не одно столетие. В России и купеческий, и промышленный бизнес был в основном семейным.

— Наблюдалось ли падение спроса на ваши товары и услуги в кризис?

Л.П.: Да, определенный спад происходил. Хотя мы всегда готовы к таким событиям. Это не первый кризис, который мы переживаем, и не последний. Цикличность рыночной экономики никто не отменял.

Мы готовы к кризисам и даже любим и используем их как новые возможности. Кризис всегда дает шанс мобилизоваться и подумать. Это для нас всплеск, новое развитие. Мы создаем новые линейки продукции, новые услуги. Нынешний кризис не исключение.

— Каковы планы на ближайшие год-два?

Л.П.: В этом году расширим линейку как по семечкам, так и по орехам. К тому же выпустим новый продукт — сочетание семечек и орехов.

О.П.: Планируем кардинально перестроить существующее производство — запустить новое.

— Может ли быть что-то, что помешает реализовать ваши планы?

Л.П.: Только если мы сами остановимся, и у нас пропадет желание. Хотя люди, с которыми мы работаем, которые разделяют нашу концепцию, не позволят нам расслабиться.

О.П.: Мы полны энтузиазма, ведь направление, которым мы занимаемся, сейчас востребовано.

Если коротко определить тенденцию, характерную для глобальной экономики, — это возвращение к истокам. Например, в России раньше, до революции, в первую очередь развивались сельское хозяйство и легкая промышленность — производство натуральных продуктов и природных материалов. Мы поставляли аграрную продукцию по всему миру.

Теперь именно эти направления востребованы больше всего. Потенциал российской экономики с ее необъятными земельными угодьями, природой, еще во многом первозданной, безграничен и есть все возможности. И мы делаем все, для того чтобы этот потенциал реализовать.