Юлия АНТОХИНА: образовательная и научная кооперация с промышленными предприятиями — главное условие для развития инженерного вуза

БОСС-профессия | Образование
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | ГУАП

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) в прошлом году отметил 75-летний юбилей. При этом вуз находится в стадии обновления: третий год университет возглавляет молодой ректор — доктор экономических наук Юлия Антохина. Мы говорили с ней об актуальных проблемах подготовки инженерных кадров и оптимальных условиях для развития технического университета, которые должно создать государство.

— Юлия Анатольевна, в какой мере Университет аэрокосмического приборостроения — продолжатель традиций Ленинградского института авиационного приборостроения?

— Сегодня наш университет не просто наследник ЛИАП, а инновационный многопрофильный образовательный центр, реализующий новые подходы к образованию.

Мы готовим кадры, которые смогут преодолеть технологическое отставание страны и обеспечить ее технологическую независимость, быть на уровне высочайших требований к специалистам, профессиональных стандартов таких передовых отраслей, как авиационная и ракетно-космическая промышленность.

Кроме того, сейчас мир переживает четвертую промышленную революцию. Первая случилась в начале XIX столетия. Она была связана с использованием энергии пара. Вторая происходила до 60-х годов прошлого столетия и была связана с применением электрической энергии и разделения труда. Третья случилась в конце прошлого — начале нынешнего столетия и была связана с автоматизацией производства и управления. Теперь же мы с вами наблюдаем переход к индустрии 4.0.

— Интернет вещей?

— В том числе. На наших глазах происходит глобальная цифровизация, промышленность переходит к концепции умного цеха, когда машина управляет машиной и формируется цифровое производство, которое влечет за собой цифровую экономику.

Это новая индустрия, которая накладывает совершенно новые требования к подготовке инженерных кадров. Фундаментальное значение приобретает освоение проблематики искусственного интеллекта и передовых информационно-телекоммуникационных технологий. В нашем университете едва ли не половина кафедр связана как раз с этими направлениями.

Нам нужно работать в условиях глобализации роста объема знаний, то есть давать широкую подготовку, учить «учиться», осваивать новые предметные области в сфере технологий, которые возникают чуть ли не каждые два-три года. И при этом формировать все более кастомизированных специалистов — едва ли не для каждого конкретного предприятия, потому что у всех них весьма специфические требования, весьма специфический набор «скиллов», которым должны обладать конструктор, технолог, менеджер производственного звена.

Получается, что инженер должен быть одновременно и узким специалистом, и иметь достаточно широкий кругозор для решения сложных задач, научного саморазвития. И привыкнуть к необходимости фактически непрерывно доучиваться — самостоятельно или с помощью вуза.

— То есть вузу следует стать структурой непрерывного образования?

— Совершенно верно.

— Каковы принципиальные особенности вашей модели обучения?

— Прежде всего это проектно ориентированное сквозное обучение. Оно дает возможность уже со студенческой скамьи участвовать в реализации проектов, принимать самостоятельные решения по проектам.

При этом мы стремимся не разделять бакалавриат и магистратуру, потому что четырех лет бакалавриата не хватает для качественной подготовки специалиста. Для формирования готового инженера нужно шесть лет — полноценная «связка» бакалавриата и магистратуры.

В этом случае будущие инженеры получают максимально широкую и универсальную подготовку — по-настоящему университетскую. Ведь значимость конкретных навыков преходяща, а глубокие знания позволят получить новые умения самостоятельно, основываясь на прочном образовательном фундаменте.

Тем более что студенты при этом выполняют не учебные, а практические инженерные проекты — по заказам предприятий.

— В рамках кооперации между вузом и производственным предприятием?

— Именно так. Уже после второго курса наши студенты, обучающиеся инженерным специальностям, так или иначе привлекаются к работе на профильных предприятиях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а начиная с четвертого курса, практически работают на этих предприятиях.

Каждое предприятие ведет патронат студентов. По сути дела, речь о целевой подготовке специалистов. Мы обычно выпускаем 20–30 молодых специалистов в год для каждого из наших ключевых заказчиков и в настоящее время лидеры в Санкт-Петербурге по целевому набору.

— Кто ваши ключевые партнеры?

— Это как промышленные гиганты — холдинговая компания «Ленинец», завод «Арсенал», концерн «ЦНИИ “Электроприбор” », концерн «Гранит-Электрон», так и ряд относительно молодых инновационных фирм, возникших в последние десятилетия. При этом в ГУАП действует 12 базовых кафедр при ведущих высокотехнологичных предприятиях и компаниях.

Целевая подготовка делает ненужным процесс адаптации специалистов. То есть специалист сразу готов к практической работе и уже участвовал в ней. Иными словами, благодаря проектной работе и систематическому прохождению практики на предприятии по окончании вуза наши партнеры получают готовых специалистов. Готовых не просто по инженерным, экономическим знаниям и необходимым «скиллам», но и понимающих специфическую культуру конкретной производственной компании.

Важный аспект подготовки инженеров — экономико-управленческие знания и навыки. Без знаний и умений в этой сфере нечего делать на современном предприятии: в противном случае инженер не будет востребован на рынке труда.

Так, например, современный конструктор должен не только понимать технологию процесса, но и уметь просчитать запуск готового продукта, «упаковать» его для производства. Многие проекты просто-напросто не доходят до внедрения, не говоря уже о массовом производстве, из-за недостатка экономических знаний у производственников.

— Вы ведь сами инженер, впоследствии получивший экономическую квалификацию?

— Совершенно верно. Я окончила радиотехнический факультет нашего вуза и затем занималась практической и научной работой в области экономики и менеджмента образовательного процесса, а также в области проектного управления. Именно этому и посвящена моя докторская диссертация.

В процессе обучения мы широко задействуем новые образовательные технологии, методы интерактивного обучения, различные методы, активизирующие творческий процесс, ведь деятельность разработчика на современном предприятии — это творчество. И, конечно, применяем современные ИТ-, PLM-системы, ведь сегодня конструктор работает не на кульмане.

— Используете западные образовательные технологии? Вы ведь, насколько мы знаем, проходили подготовку в Университете Индианы?

— Да, я прошла там курс обучения новым образовательным технологиям и отчасти применила полученные знания.

Хотя в целом отечественная методология образования, в частности ленинградская школа высшего образования, — это образование мирового уровня. Сочетание фундаментальной теоретической подготовки и практического обучения в нашей стране используется уже много десятилетий. Репутация советских инженеров в мире говорит сама за себя. Выдающиеся традиции российского образования позволяют нам оставаться страной с уникальной в мировой практике методикой подготовки инженерных кадров.

— В вузе довольно большой спектр неинженерных специальностей: юриспруденция, лингвистика, культурология, экономика…

— С одной стороны, так исторически сложилось. С другой — это вполне естественное для университета явление.

Решение об открытии неинженерных специальностей было принято еще в начале 90-х годов в той непростой обстановке на образовательном рынке. И со временем многие наши образовательные центры, не связанные с основным профилем вуза, сами стали образовательными учреждениями с традициями, с высокой репутацией.

Например, Юридической школе ГУАП два десятка лет. Это серьезный образовательный центр, завоевавший солидную репутацию на петербургском рынке юридических кадров. Школа готовит специалистов исключительно на контрактной основе.

Лингвистике и культурологии в нашем вузе также около 20 лет, и это тоже серьезные научно-образовательные школы. По этим направлениям в нашем университете работают доктора наук и профессора, проводятся международные конференции, а выпускники ГУАП — лингвисты и культурологи — высоко котируются в профессиональной среде.

Что касается экономики и организации производства, то эти направления существовали у нас и в советское время, как и в любом другом отраслевом вузе. За последние годы они значительно расширились, что вполне обоснованно: многоплановая экономическая и управленческая подготовка абсолютно необходима в современном инженерном вузе.

При этом, разумеется, наши студенты получают прежде всего знания по макроэкономике — отраслевой экономике авиационной, ракетно-космической промышленности, приборостроения, а также экономике предприятия. Кроме того, им даются знания в области менеджмента — во всех его аспектах.

По любой современной инженерной специальности нужны глубокие экономические знания. К примеру, мы готовим инженеров по специальности «Логистика транспортных процессов». Не может быть квалифицированного инженера-логиста, если он не понимает экономики транспортных процессов, не осознает, за счет каких экономических факторов формируются потоки пассажиров и грузов.

— Многопрофильный характер вуза помогает ему выживать и развиваться?

— Он помог выжить в 1990-е годы, когда востребованность инженерных кадров резко упала. Да и факторы диверсификации, синергии между инженерными и гуманитарными направлениями — весьма важное достоинство университета как образовательной организации.

Еще одно преимущество многопрофильности связано с тем, что мы живем в эпоху, когда новую специальность или квалификацию придется получать несколько раз в жизни. И нельзя заранее сказать, что это будет за специальность.

В ГУАП созданы возможности для базового или дополнительного образования по самым разным специальностям, как и должно быть в вузе постиндустриальной эпохи. У нас 135 образовательных программ, в том числе программы среднего профессионального образования.

— Готовите рабочие кадры для машиностроительных предприятий? Из-за уничтожения большей части системы профтехобразования это очень востребовано…

— Готовим не только квалифицированных рабочих. Мы даем среднее профессиональное образование и для служащих по широкому спектру специальностей: скажем, в области делопроизводства, бухгалтерского учета, в различных практических сферах экономики и организации предприятия.

Большинство из тех, кто получает в нашем университете среднее профессиональное образование, затем приходит к нам и за высшим.

— Например, учатся заочно?

— Да, эта форма обучения у нас предусмотрена по большинству образовательных направлений. Для многих практиков, уже работающих на производстве, это оптимальный вариант. Ведь они не могут сидеть за студенческой скамьей в рабочее время.

— Вы стали ректором в 2014 году. Какие новые подходы в управление университетом вы привнесли?

— До того как стать ректором, я довольно долго работала проректором, а еще раньше — руководителем ряда ключевых подразделений университета. Так что была причастна к формированию политики вуза и в предыдущие годы.

В управленческой революции не имелось необходимости: вуз развивался поступательно. Почти все проректоры, директора институтов и деканы факультетов остались на своих постах.

Мой принцип — преемственность. Все управленческие решения я принимаю очень аккуратно, чтобы не разрушить то, что работает, а, наоборот, усовершенствовать, повысить отдачу, эффективность. Сохранить тот фундамент университета, который был сформирован как в советское время, так и в девяностые-двухтысячные годы.

Сделано многое, и накопленный потенциал нужно приумножать. Это и есть главная задача нашей управленческой команды.

Если же говорить о новшествах, то я активно занялась вовлечением в образовательный процесс практиков современных производств — тех, кого принято называть «молодые кадры». По многим направлениям у нас функционируют своеобразные «руководящие тандемы»: работой групп руководят молодые ученые и преподаватели, при этом научными кураторами выступают маститые профессора. За счет этого обеспечиваются одновременно динамизм и преемственность.

Молодежь очень мобильна, все схватывает на лету. Однако у нее нет того опыта и знаний, что есть у возрастной, скажем так, профессуры. Именно сочетание ученых и преподавателей разных возрастов дает однородную образовательную и научную среду, которая необходима вузу для нормального поступательного развития.

— Какую помощь университету оказывают именитые выпускники?

— Мы гордимся тем, что наш вуз окончили три действующих губернатора: губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко, губернатор Псковской области Андрей Анатольевич Турчак и губернатор Архангельской области Игорь Анатольевич Орлов.

В прошлом году наш университет отмечал 75-летие, и на традиционный Слет выпускников ЛИАП-ГУАП приехало более шести тыс. выпускников из всех регионов России и десятков стран мира.

Так что мы не теряем связи с нашими выпускниками, для них у нас всегда открыты двери, они участвуют в жизни университета. Так, например, Георгий Сергеевич Полтавченко весьма деятельно работает в качестве председателя Наблюдательного совета ГУАП.

— Какие условия должно создать государство для нормального развития вуза?

— Система образования в стране определяется профильным министерством — Минобрнауки. И в последние годы здесь произошли существенные изменения.

Прием в вузы теперь осуществляется на основе ЕГЭ, формирование госзаказа вузам также происходит на его основе. Сейчас эта система вроде бы претерпевает изменения, и вузы, на мой взгляд, должны быть привлечены к выработке данных изменений.

Еще одна непростая тема — система контроля за вузами.

— Вы, как и большинство ректоров, за ослабление этого контроля?

— И да, и нет. Сегодня представители высшего образования поставлены в довольно жесткие рамки, особенно государственные вузы. С одной стороны, это обоснованно, ведь их учредитель — государство, функции которого как раз и выполняет Минобрнауки России.

Хотя при этом современное образование должно быть адаптивным, особенно образование в высокотехнологичной сфере. А нынешние образовательные стандарты написаны слишком жестко — в это прокрустово ложе трудно уложить сегодняшние программы и подходы. Вузам следует предоставить больше свободы, не должно быть исключительно формальной регламентации.

— То есть участие в деятельности вузов необходимо, но живое участие, а не сбор отчетности?

— Совершенно верно! Больше внимания, помощи министерства как учредителя, а не контроля по десяткам формальных показателей.

— Как вам удается совмещать управленческую, педагогическую и научную деятельность?

— Это сложно, но нужно для руководителя вуза. Ректор обязан читать лекции студентам и должен вести научные проекты. Он не может быть просто администратором. Любой вуз прежде всего образовательное и научное учреждение, и ректор должен лично участвовать в этих двух сторонах жизнедеятельности университета.

Занимаясь преподаванием, напрямую соприкасаешься с теми проблемами, радостями, горестями, которые есть у студентов и молодых специалистов университета. Ну и, конечно, важно уметь управлять временем, чтобы успевать и учить, и заниматься наукой, и администрировать.

— Женщина во главе технического вуза — достаточно редкое явление…

— В нашей стране — да. У директоров предприятий, когда мы только начинаем сотрудничать, это вызывает сначала удивление, потом — интерес. Постепенно находим контакты.

В качестве примера такого взаимодействия скажу, что за три года моего ректорства объем НИОКР, которые выполняет университет для предприятий, вырос. Это связано как с реформой научной составляющей в вузе: мы создали внутриуниверситетские НИИ для более концентрированной работы по НИР и ОКР, так и с более широким и глубоким взаимодействием с промышленными компаниями.

— То есть помимо образовательной кооперации есть кооперация в сфере НИОКР?

— Да. С директорами промышленных предприятий мы находимся на одной волне. А это самое главное для развития вуза!


АНТОХИНА Юлия Анатольевна в 1999 году окончила Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения по направлению «Радиотехника» с присвоением квалификации «инженер».

С этого момента вся профессиональная деятельность Юлии Анатольевны связана с ГУАП. В разные годы она возглавляла отдел финансового анализа и мониторинга, управление финансового планирования и мониторинга ГУАП, занимала должности проректора по стратегическому планированию и управлению, первого проректора университета. В 2006 году защитила кандидатскую, а в 2014-м — докторскую диссертации по специальности «Экономика и управление народным хозяйством». Успешно окончила программу «Управление проектами» Университета штата Индиана (США, 2010–2013) и программу «Новые лидеры высшего образования» Московской школы управления «Сколково» (2013).

17 апреля 2014 года избрана ректором Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения. Занимается активной научной и преподавательской деятельностью. Автор более 80 научных трудов (в том числе 11 монографий), активно принимает участие в совместных исследованиях с Международным институтом планирования образования ЮНЕСКО, заместитель руководителя кафедры ЮНЕСКО «Инженерное дистанционное образование».

Член-корреспондент Международной академии наук высшей школы, членкорреспондент Российской метрологической академии, член совета Шанхайского политехнического университета.

.А. Антохина — лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности (2010), премии Правительства СанктПетербурга и СПбНЦ РАН (2011), премии Правительства Санкт-Петербурга в области высшего и среднего профессионального образования (2013), премии Правительства РФ в области образования (2015), премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники имени В.В. Новожилова (2017).

Имеет звания «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2013), «Почетный работник науки и техники Российской Федерации» (2016). Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2006), а также почетной грамотой Ассоциации юридических вузов (2015).

Замужем, воспитывает дочь.