Закупки — под казначейский контроль

БОСС-политика | Сюжет месяца/Госрегулирование
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Правительство передало госзакупки Минфину.

Руководитель Центра развития и внедрения современных технологий в производство товаров и услуг, собственник НТЦ «Пожинжиниринг» Никита Демехин считает, что передача полномочий — логичное решение, в основном опирающееся на зарубежный опыт. Во многих европейских странах, отмечает он, все полномочия в сфере госзакупок отданы Министерству финансов. Минфин занимается и распределением финансовых потоков, и решением вопросов, связанных с применением ЕИС, так что передача ведомству контрольных функций вполне оправданна.

«Полагаю, что кардинальных перемен в работе с системой государственных закупок ждать не стоит, — уточняет эксперт, — но нужно учитывать влияние человеческого фактора. Работникам ведомства понадобится время, чтобы вникнуть в новые задачи (в Минэкономразвития закупками занимается специальный отдел, вопрос его перехода в Минфин пока не поднимался), а значит, согласования будут идти дольше, задержится выход новых постановлений и законопроектов».

Руководитель сети многофункциональных центров «МОЙ КАБИНЕТ» Владимир Трофименко высказывает сомнение: «Маловероятно, что передача контроля за госзакупками от МЭР к Минфину способна что-то кардинально изменить для самого процесса». Теоретически, полностью контролируя госзакупки, Министерству финансов по силам внедрять более рациональные подходы к тратам и быстрее реагировать на изменения рыночной ситуации.

«Хотя при этом совершенно непонятно, как такая передача полномочий способна сделать процесс госзакупок более прозрачным и лишить его коррупционной составляющей — ключевого фактора потерь бюджетных средств, — подчеркивает эксперт. — Потому представляется, что подобные инициативы — следствия внутреннего противостояния между министерствами и на положение дел в стране и в отрасли влияния не оказывают».

Владимир Ивлиев, исполнительный директор FindTenders.ru, напоминает, что основной орган, занимающийся госзакупками, — это Федеральная антимонопольная служба. При этом Министерство финансов и Минэкономики осуществляли надзорные функции.

«Поскольку основной задачей надзорных органов был контроль за целевым расходованием средств при осуществлении госзаказа, то передача всех этих функций Минфину выглядит логичной, так как на государственном уровне именно это министерство отвечает за „экономное расходование бюджета“, — говорит Ивлиев. — С этого момента Минфин будет отвечать не просто за корректную работу Единой информационной системы (ЕИС), но и за разработку общегосударственной стратегии проведения закупочной деятельности компаний, проводящих тендеры в рамках 44-го ФЗ и 223-го ФЗ. На самих госзакупках с точки зрения работы заказчиков и поставщиков, на мой взгляд, это никак не скажется. Однако процедура контроля станет более прозрачной, ибо теперь однозначно понятно, кто за это отвечает».

Вассальная зависимость?

Управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», глава Комиссии по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Головченко считает, что «система госзакупок претерпевает некоторые изменения. На сегодняшний день уже реализован перевод всех госзакупок в электронную форму, и в соответствии с этим создана единая информационная система госзакупок. Новая инициатива касается передачи функций контроля за системой госзакупок в целом и ЕИС в частности от Минэкономики Минфину». Государственные структуры обычно не любят передавать полномочия, отмечает он, ведь надзорные функции любого министерства — сферы власти.

В связи с этим переход госзакупок под контроль Минфина — это своеобразный жест доброй воли Минэкономики. «Минэкономики передает часть полномочий Минфину, словно вассал своему королю. Хочется верить, что Минфин отнесется к своей новой надзорной функции в сфере госзакупок серьезно и в ближайший период оптимизирует работу ЕИС, которая в последнее время давала сбои».

Эксперт напоминает, что с 1 января 2017 года ЕИС госзакупок расширила свои функции и осуществляет уже не просто хранение, обработку и предоставление информации, но и контроль над соответствием информации. По последним данным, известно о подготовке предложения о присоединении России к соглашению о госзакупках ВТО.

Предполагается, что после согласования предложения до госзакупок допустят иностранных поставщиков, при этом будет введен запрет на установление специальных требований госструктурами в тендерах к стране происхождения товаров. Таким образом, отечественные и иностранные поставщики окажутся в равных условиях.

На сегодняшний день, подчеркивает Головченко, российское законодательство предусматривает запрет госзакупок некоторых товаров (продуктов питания, автомобилей и программного обеспечения) иностранного происхождения в случае существования отечественных аналогов. Соответственно, предложение о присоединении к соглашению о госзакупках ВТО противоречит стратегии развития до 2035 года в целом и стратегии импортозамещения в частности.

«Несомненно, инициатива приведет к экономии бюджетных средств, — говорит эксперт. — Конкуренция возрастет, и, как следствие, приблизится к идеалу соотношение цена-качество. Равные условия для тендеров по госзакупкам для иностранных и отечественных производителей неизбежно приведут к вытеснению нашей продукции более низкой по себестоимости, к примеру, китайской. Развитие отечественного производственного сектора замедлится, поскольку произойдет сокращение рынков сбыта. Возникает диссонанс: с одной стороны, государство говорит о желании поддерживать производство, а с другой — частично перекрывает пути развития, в то время как другие развитые страны практикуют защиту внутреннего производителя».

Однако соглашение о госзакупках ВТО не затронет сферу национальной безопасности. Такие структуры, как Минобороны, МВД, ФСБ, Росгвардия и ФСО, продолжат совершать закупки исключительно у отечественного производителя.

Директор электронной цифровой площадки ООО «ГАРАНТ Электронный экспресс» Алексей Пауков убежден, что «прогнозировать, как решение скажется на закупках, можно будет, после того как сформируется новая структура в Минфине. Будут объявлены приоритеты и подходы к реформированию системы госзакупок. Если в системе останутся те же люди, что и сейчас, то существенных изменений, скорее всего, не произойдет. Отдельный вопрос — единая информационная система госзакупок. У нее недавно сменился разработчик. ЕИС является средой, которая задает фактический порядок реализации законодательства в сфере закупок. Ощутимые изменения на уровне правоприменения могут быть связаны именно с ней».

Не навредить

Руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры» Андрей Комиссаров считает, что говорить о каком-либо эффективном развитии сферы государственных закупок в результате одной смены регулятора не стоит. «Причина передачи полномочий, на мой взгляд, так и не была четко сформулирована. Осталось ощущение, что одно министерство хотело получить еще больше властного влияния, и оно его получило. Конечно, сильные стороны нового регулятора известны: контроль за расходованием бюджетных средств теперь в руках специалиста по этим вопросам, и с этой точки зрения все вполне логично».

Однако тут главное не навредить, подчеркивает эксперт. Процесс передачи полномочий занимает определенное время, что не может не сказаться в той или иной степени на отрасли. При обеспечении преемственности с ведомством Орешкина, сохранении положительных наработок, отсутствии проблем с кадрами у Минфина смену одного министерства на другое можно будет расценивать как технический момент без существенных изменений для отрасли.