Бизнес на демографии

«БОСС» в помощь | Предпринимательство
Текст | Илья ПОПОВ

Какое дело открыть в эпоху демографического старения населения?

Рано или поздно каждый начинающий предприниматель или успешный инвестор задумывается об открытии нового бизнеса. Но очень часто на практике можно увидеть, что тот или иной бизнесмен открывает очередную торговую компанию — с желанием заработать и создать свою империю. Однако проходит год, и, кроме долгов, которые необходимо погасить перед кредиторами, у собственника бизнеса ничего не остается.

В чем же причина, спросите вы? Основная причина в том, что 95% создающегося нового бизнеса — это дублирование уже существующего, и, если ты не предлагаешь ничего нового и уникального, конкуренцию с действующим и отлаженным бизнесом в данном секторе экономики ты не сможешь выдержать.

Задумывались ли вы о появляющихся возможностях в связи с демографическим старением населения нашей планеты? Уверен, что нет. А именно здесь скрывается ответ на вопрос, на что завтра будет максимальный потребительский спрос, превышающий предложение.

Для этого на основе структурных изменений спроса необходимо выявить новые потребности, которые возникают, вовремя их распознать и ответить соответствующим решением. Тогда вашему новому бизнесу гарантирован успех.

Очевидно, что на смену типичным индустриальным секторам экономики приходят совершенно новые сегменты, которых никогда раньше не было, в связи с чем рождаются новые драйверы для роста. Например, кто говорил в недавнем прошлом о биотехнологиях как о целом секторе экономики, которая, на мой взгляд, уже в ближайшее время станет экономически привлекательнее для вложения собственных инвестиций, чем всем известный энергетический сектор?

Шаг первый: определить цель

Какая основная цель должна быть при открытии нового бизнеса? Многие скажут: заработать. Это, безусловно, так, но самая главная цель совершенно другая — это лидерство в создании новых знаний. Тогда вам абсолютно не важно, кто какие прорывы делает в области модернизации технологий, в области повышения эффективности труда. Ваш бизнес будет всегда зарабатывать.

Приведу яркий пример. Давайте сравним стоимость бизнеса двух компаний. С одной стороны, одна из компаний, которым принадлежат популярные мессенджеры, такие как WhatsApp или Viber, с другой стороны — любая компания из известных авиаперевозчиков.

У одних — интеллектуальная собственность в виде программного кода, которая может поместиться на небольшой flash-носитель, и штат сотрудников компании не более 100 человек, у других — тысячи самолетов, собственные центры по обслуживанию своего авиапарка, десятки тысяч сотрудников по всему миру, но при этом капитализация компаний одинаковая или даже у первых она значительно больше. Это не говоря о том, что конкуренция и риски по ведению самого бизнеса у последних несопоставимо больше.

Почему же так происходит? Все просто. Бизнес, который основан на знаниях большого количества высококвалифицированных специалистов, способен приносить инвесторам многомиллиардную прибыль в отличие от многих индустриальных секторов экономики, так как, чтобы построить самолет, необходимо достаточное количество квалифицированных специалистов, но не настолько высококвалифицированных, как, например, при создании одного флакона медицинского препарата для лечения какого-либо заболевания.

Шаг второй: определить структурные изменения спроса потребителей

Согласно прогнозу ООН, доля населения планеты в возрасте старше 60 лет в 2050 году будет составлять 21%, в России — около 37%, во многих странах ЕС — более 40%.

Как изменится структура потребления в связи с демографическим старением населения? Есть две вещи, которые весьма важны в постиндустриальном обществе. Это борьба со скукой и борьба за комфортную жизнь. Именно от этих двух факторов следует отталкиваться при создании успешного бизнеса. Например, покупая новый автомобиль, вы стремитесь прежде всего к комфорту, а потом уже к престижу.

Основные изменения потребления следующие:

  • Изменится структура заболеваний. Появится больше значимых для общества заболеваний, связанных со старостью. В связи с этим возникнут совершенно разные приоритеты с точки зрения линейки продуктового портфеля. К примеру, что будет необходимо в США, в других странах совершенно не нужно и наоборот. Это и есть возможность для открытия успешного и востребованного бизнеса или вложения собственных инвестиций. Активных развивающихся биофармацевтических компаний в мире не больше семи: четыре в США, две в России и одна в Европе, а этого недостаточно для удовлетворения будущего спроса населения планеты. На текущий момент не редкость в одном доме две аптеки конкурирующих между собой аптечных сетей. И все из-за повышенного спроса.
  • Количество свободного времени у пожилых людей резко увеличится, следовательно, появится колоссальный спрос на продукты здорового питания, индустрию развлечений, туристический бизнес, бизнес по предоставлению услуг для пожилых людей и т.д. Яркий пример изменения за последние 10 лет — это сколько открылось новых кафе. Люди не стали больше кушать, чем раньше, появился огромный спрос на общение и личное времяпрепровождение.
  • Изменится потребительская корзина, продуктовая линейка магазинов и супермаркетов существенно поменяется, что непременно приведет к росту потребительского спроса на одни товары и к упадку спроса на другие.
  • Изменится численность работоспособного населения. Тут две причины: это старение населения и роботизация многих бизнес-процессов. Все это приведет к повышению безработицы, а следовательно, возрастет спрос на сервисы по поиску работы и образовательные услуги в связи с появлением новых потребностей.

Шаг третий: придумать и создать решение для удовлетворения нового потребительского спроса

Кто будет потребителем новых бизнес-возможностей? Ответ прост. Это старая экономика, так как им это необходимо в первую очередь для дальнейшего собственного развития.

Например, разработанные новые ИТ-решения, которые будут модернизировать технологию производства, сокращать издержки производителя, всегда останутся востребованными на рынке. И на практике это ИТ-решение, программный код будет стоить гораздо дороже, чем само оборудование, которое производит тот или иной продукт.

На текущий момент наиболее эффективные инвестиционные стратегии — это стратегии, которые внимательно изучают долгосрочные глобальные тренды, приводящие к серьезным изменениям в мировой экономике. Если при открытии нового бизнеса вы учтете эти тренды, ваш бизнес обязательно станет успешным.


ПОПОВ Илья накопил 10-летний опыт работы в крупных инвестиционных компаниях и государственных фондах развития РФ. Член отраслевых рабочих групп при Министерстве финансов РФ, Торгово-промышленной палате и «Деловой России». Постоянный спикер на известных специализированных конференциях и вебинарах. Имеет более 10 собственных публикаций в таких изданиях, как журнал «Финансовый директор», «Генеральный директор», Chief-Time, Banki.ru, Информационное агентство «ТАСС», и многих других.