Иллюзии и шаблоны

БОСС-политика | Взгляд на бизнес
Текст | Сергей ПОЗДНЯКОВ

Что мешает российскому бизнесу двигаться вперед.

У российского бизнеса сегодня много проблем и задач, но есть здесь и скрытые тенденции, которые задают и определяют направление движения. Бизнес — это всегда люди, которые делают бизнес и для которых этот бизнес делается. Эти величины остаются постоянными в нашем быстро меняющемся мире. Посмотрим, какие тенденции сейчас доминируют в обществе среди потенциальных претендентов в бизнесмены.

Мотивация. Основное отличие российских предпринимателей от своих западных коллег заключается в мотивации и цели ведения бизнеса. Если на Западе основные задачи, которые ставят предприниматели перед собой, — это развитие творческого начала, независимость и самореализация, то в России основной движущей силой остается стремление получить стабильный и высокий доход. Эта разница в подходе находит отражение не только в ментальности и культуре людей, ведущих свое дело, но и в особенностях организаций, которые они потом возглавляют. Это прежде всего отражается в запросах на повышение квалификации и стремлении учиться. На Западе этот показатель, по статистике, выше в 1,5 раза по сравнению с российским сегментом.

Убеждения. В обществе доминируют установки, которые глубоко проникли в сознание большинства людей, что для открытия своего бизнеса нужны большие деньги и связи. Зарубежный и российский опыт успешных предпринимателей, которые смогли построить огромные империи с нуля, не является весомым аргументом ввиду особенности человеческого восприятия. Представление людей о реальности по-прежнему остается на уровне мифов и легенд.

Стабильность. Большинство молодых людей в возрасте от 21 до 25 лет смотрит в сторону работы в больших корпорациях. Поскольку это может гарантировать сразу престижную и высокооплачиваемую работу. Открытие своего собственного дела не рассматривается по причине значительных рисков и отсутствия оригинальных идей как таковых. Это не способствует развитию всего общества в целом, ведь движение вперед предполагает открытие и развитие нового и неизведанного, а это всегда риск.

Время. Бизнесмены не готовы и не хотят вкладывать свои ресурсы: финансовые, энергетические, временные в длинные проекты. Все хотят получить свои дивиденды уже завтра. Большую роль в этой тенденции играют ментальные убеждения, что на большом промежутке времени риск потери инвестиций возрастает. Многие забывают слова гениального инвестора Баффета: «Инвестируйте в вечность!». Весь Манхэттен был куплен у индейцев в свое время за горсть долларов, а теперь все это стоит миллиарды.

Ожидание. Глубинное убеждение в том, что скоро настанут лучшие времена для бизнеса и все сложится хорошо, — это иллюзия. Времена всегда будут непростыми. Важно понимать, что трудности — это неотъемлемая часть жизненного и бизнес-процессов. Люди сами делают свою судьбу, если хотят, или находят оправдание своему бездействию.

Шаблоны в головах людей — основной барьер для получения нового знания и опыта. Убеждения и ценности людей — два главных фактора на пути прогресса. Они могут как помогать двигаться и развиваться, так и препятствовать этому процессу. Ключи от нашего счастья по-прежнему в наших руках.


ПОЗДНЯКОВ Сергей, генеральный директор компании «Перспектива», бизнес-консультант.

Окончил Московский энергетический институт.

Имеет более 15 лет руководства собственным бизнесом.

Автор метода энергетического анализа и публикаций, посвященных теме эффективной работы с информацией.