Правила соответствия

«БОСС» в помощь | Этикет
Текст | Виктория САМУСЕВА, руководитель блока информационного обслуживания Москва-Запад компании «Что делать Консалт»

Стиль одежды, которого вы придерживаетесь на работе, не только отражает вашу индивидуальность, но и демонстрирует соответствие вашего мировоззрения философии и принципам компании-работодателя.

Деловой стиль в одежде прочно вошел в современную жизнь, и практически все компании независимо от размера и сферы деятельности имеют свой официальный дресскод, или же правила, регламентирующие, как нужно выглядеть на рабочем месте.

Здесь я хочу обратиться к опыту нашей компании. У нас в «Что делать Консалт» официально существует дресс-код и есть положение о внешнем виде сотрудников. Всем, неважно, представляете ли вы фронт-офис или бек-офис, запрещено носить джинсы, свободные футболки, растянутые свитера. Были случаи, когда руководители отправляли сотрудников домой переодеваться, когда те, нарушая правила, приходили на работу «не по форме».

Деловой стиль одежды — показатель профессионализма и компетенции сотрудника. Ведь не просто по экономическим данным, но и по внешнему виду офиса и тому, как одеты его сотрудники, клиенты и партнеры судят, надежная ли компания и выгодно ли с ней сотрудничать. Официальноделовой стиль одежды, строгий дресс-код говорит прежде всего о высоком статусе организации.

Рассказывает руководитель отдела информационного обслуживания по работе с клиентами компании «Что делать Консалт» Владимир Агапов: «Соблюдение дресс-кода в моей жизни стало важно, когда я только начинал работать в одной крупной авиакомпании, в сервисно-информационном колл-центре, где отсутствовал визуальный контакт с клиентами. Каждый в офисе одевался, как хотел, и в один прекрасный день всем сотрудникам коллцентра выдали классическую форму компании и обязали придерживаться единого стиля одежды. Многие тогда спрашивали о том, зачем нужен этот маскарад, если нас не видят пассажиры.

Однако после того как был введен дресс-код, даже для специалистов, работающих по телефону, результаты мониторингов переговоров значительно повысились. При анализе записей разговоров с клиентами разница оказалась очевидной. Специалисты меньше ошибались, говорили увереннее и лучше соблюдали технологии компании по работе с пассажирами. Вряд ли совпадением явилось то, что специалисты, которые лучше соблюдали дресс-код, в итоге быстрее продвигались по карьерной лестнице».

Первое впечатление

Тема дресс-кода часто возникает на этапе нашего первого знакомства с потенциальным работодателем. «В чем прийти на собеседование?» — этим вопросом задаются многие соискатели.

Старший менеджер по персоналу компании «Что делать Консалт» Кристина Ольшевская уверена: «Согласно деловой этике специальных ограничений и строгих правил для соискателя нет — на интервью он вправе приходить так, как считает нужным. По своей практике могу сказать, что в бизнес-среде всегда выигрышнее смотрится официальный стиль в одежде уже на этапе собеседования. Слово “выигрышнее” я бы подчеркнула. Молодой соискатель на должность, скажем, специалиста по продажам может не обладать богатым опытом работы в этой сфере, при этом HRменеджер на этапе первой встречи вживается в роль будущего клиента и способен оценить, какое первое впечатление о себе сформирует кандидат. Впрочем, продавцы сами по себе люди проактивные, мобильные и, получив приглашение на собеседование, запросто могут явиться к вам на встречу прямо из парка Горького наперевес с лонгбордом, одетые в шорты и поло. На контрасте с внешним образом сильнее и отчетливее просвечивают компетенции, которыми они обладают, личностные качества, харизма и находчивость (при их наличии, естественно). Разглядев это на этапе интервью, остается лишь приятно удивляться, когда в первый рабочий день видишь его в строгом деловом костюме уже в статусе сотрудника».

Показатель успешности

Пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму» применима в любой ситуации. И особенно на переговорах. Именно внешний вид продавца/ переговорщика — его визитная карточка. Ведь важен не просто эмоциональный настрой делового человека, но и какое впечатление он создает.

Человек, который опрятно одет и улыбается, всегда вызывает доверие, а это большой плюс в переговорах. Да и сам переговорщик чувствует себя более уверенно и комфортно, когда одет «с иголочки». Презентабельный внешний вид — своеобразный показатель успешности. А человеческая натура так устроена, что мы подсознательно тянемся к успешным и презентабельным людям.

Обращаясь к личному опыту, скажу, что деловой внешний вид всегда положительно влиял на мои переговоры.

Еще в начале моей карьеры менеджера по продажам я заметила, что стóит мне надеть деловой костюм, как клиенты и партнеры охотнее принимают меня у себя в офисе и в более доверительном тоне начинают вести беседу. Как следствие — мой результат специалиста по продажам значительно увеличивался. Сейчас своим подчиненным я разъясняю, насколько важно, как ты выглядишь в глазах клиента. Ведь согласно исследованиям психологов, 85% людей составляют свое впечатление о человеке по его внешности в первые 10– 20 секунд встречи, и это впечатление остается доминирующим в течение длительного времени.

Той же точки зрения придерживаются и мои коллеги. Руководитель отдела информационного обслуживания компании «Что делать Консалт» Сергей Пичугин убежден: «На мой взгляд, сотрудники, которые работают напрямую с клиентами, должны иметь исключительный внешний вид. У меня произошел случай, когда я был еще молодым специалистом и не предавал значения дресс-коду. Одевался просто: джинсы, свитер или рубашка — если лето, в общем, мало отличался от обычных людей на улице. У меня была компания, в которой главный бухгалтер постоянно задерживала платеж за оказанные услуги, ссылаясь на то, что директор лично принимает решение по платежам и платит, когда ему захочется. Однажды на мой вопрос: “Могу ли я пообщаться с директором и поговорить о проведении платежа?”, бухгалтер ответила мне фразой, которую я помню по сей день: “Чтобы вести переговоры с директором, нужно выглядеть, как директор!”. А он у них всегда одевался “с иголочки”, носил дорогой костюм, шикарную рубашку и галстук. На следующий день я пришел одетым по дресс-коду и выглядел как настоящий специалист, который представляет интересы крупной компании. Увидев меня, главный бухгалтер сказала: “Сегодня твой день! Я уверена: у тебя получится договориться с нашим директором!”. И действительно, у меня получилось, с директором мы поладили. Думаю, мне удалось договориться с ним исключительно потому, что, когда я надел костюм, моя уверенность в себе стала просто зашкаливать, я чувствовал себя на переговорах как его настоящий партнер по бизнесу. Больше эта компания не подводила меня с оплатой счетов. Я же с тех пор, встречаясь с клиентами, не позволяю себе вольностей в одежде. Конечно, одного правильного дресс-кода на переговорах бывает мало. Весьма важно, насколько ваша компания и вы сами клиентоориентированы, как ведете переговоры, но это уже отдельная тема. И все же обязательно следите за своим внешним видом — и 50% успеха на переговорах вам обеспечено!».

Чувство меры и элегантность

Деловой костюм традиционно является основной формой одежды в бизнес-среде. Как для мужчины, так и для женщины.

При выборе костюма мужчине важно, чтобы брюки сочетались с пиджаком по стилю. Рекомендуемые цвета: черный, темно-синий, коричневый, серый. К костюму следует грамотно подобрать и галстук, и рубашку.

Рубашки предпочтительны светлые, пастельных тонов, на высшем же уровне — исключительно белые.

Галстук — обязательный атрибут, желательно, чтобы он был неяркой расцветки. Ткань галстука — шелк. Длина галстука не должна быть выше или ниже середины ремня.

Не менее внимательно мужчине стоит отнестись к выбору носков. Этот атрибут одежды должен соответствовать цвету обуви или костюма — быть в тон. А обувь необходима классическая.

Главное во внешнем облике деловой женщины — ухоженность, чувство меры, элегантность. Женский деловой дресс-код предполагает более сложный образ, так как должен одновременно ненавязчиво подчеркивать и женственность его обладательницы, и настраивать собеседника на деловой тон общения.

Не забывайте: на переговорах женщина в первую очередь должна восприниматься как деловой партнер!

Дресс-код для женщин предусматривает и юбочные, и брючные костюмы. Фасоны юбок могут быть различными, главное, чтобы длина соответствовала. Согласно общим рекомендациям юбка должна быть до середины колена.

Как и в мужском дресс-коде, блузки под костюмы также лучше выбирать светлых тонов, предпочтительно белые. Исключаются блузки из прозрачной ткани, яркой расцветки и сильно облегающие фигуру.

Женский деловой дресс-код независимо от времени года предполагает колготы, преимущественно телесного цвета. Нужно отнестись ответственно и к выбору обуви. Не рекомендуется обувь на очень высоком каблуке, и не стоит надевать туфли с открытыми носами и пятками. Лучше всего подходят аккуратные туфли-лодочки на небольшом и удобном каблуке.

Не забудьте позитив!

И для мужчины, и для женщины в деловом образе важны все детали: ухоженные руки, чистые волосы, опрятный вид. И не забудьте взять с собой на встречу хорошее настроение и позитив. Никакой дорогой костюм не спасет образ делового человека, если у него жирные засаленные волосы или грязь под ногтями. А улыбка, как говорят у нас в компании, — это самый дешевый способ хорошо выглядеть!

В завершение хочется добавить, что строгая одежда дисциплинирует. Человек, придерживающийся деловых норм в одежде, невольно внимательнее отнесется и к другим правилам.