Гоар НИКОГОСЯН: предприниматели — общественная группа, которая может как инициировать изменения, так и обеспечить их проведение в жизнь

nikogosynБОСС-профессия | Импортозамещение
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Компания «Никомол» (г.п. Мамадыш Мамадышского муниципального района Республики Татарстан) — один из лидеров импортозамещения в российской молочной отрасли. Компания специализируется на торговле сырами и сливочным маслом, причем прежде всего традиционными татарстанскими сырами. Генеральный директор фирмы Гоар Валерики Никогосян убеждена, что импортозамещение нуждается во всесторонней поддержке: одних лишь рыночных факторов — подешевевшего рубля и продовольственных санкций против ряда стран — для развития российского производства недостаточно.

— Гоар, как, на ваш взгляд, реализуется программа импортозамещения и что необходимо, для того чтобы она воплощалась в жизнь более активно?

— Есть значительные достижения в области импортозамещения, прежде всего в АПК. Импортозамещение в продовольственной сфере — это и продовольственная безопасность, и развитие внутреннего производства, и качественная, экологически чистая продовольственная продукция, доступная нашим согражданам.

За последние два года в продовольственном импортозамещении — огромные достижения. Российское продовольствие доминирует на внутреннем рынке, готово выйти на внешний. Не секрет, что российский зерновой экспорт стал одной из важнейших статей наших экспортных доходов. И это лишь начало: экспортный потенциал в мясном и молочном производстве очень велик.

— Но есть и проблемы…

— Увы. Из-за них, в частности, Минсельхоз России выступает с инициативой смягчения российских санкций против европейских поставщиков. Потому что российские производители, к сожалению, не смогли закрыть весь объем рынка. Произошло это во многом из-за того, что необходимой поддержки — в виде кредитов, льгот, льготной поставки оборудования, льгот для аренды помещений — они не получили. Далеко не во всех регионах была обеспечена поддержка для своих производителей.

По сути, только два фактора работает в пользу производителей в масштабах всей страны — резко выросшие цены на импорт и столь же резко выросший платежеспособный спрос на отечественную продукцию.

Этого оказалось недостаточно для быстрого роста. Если мы хотим структурных изменений в экономике, они должны поддерживаться специальными мерами.

Гораздо труднее развивается импортозамещение в тяжелой промышленности. Здесь не возникло такого масштабного платежеспособного спроса, как в продовольственном секторе, сказывается и упадок производства, например во многих отраслях машиностроения, за годы доминирования сырьевых отраслей экономики.

— Какие меры поддержки импортозамещения вы считаете наиболее важными?

— Прежде всего меры налогового характера: налоговые льготы. Они, кстати, могут предоставляться и на уровне регионов.

Далее — это особая кредитная поддержка через такие финансовые структуры, как Фонд развития промышленности, МСПбанк, Россельхозбанк, и другие специализированные финансовые структуры.

nikogosyn2На уровне регионов важны также льготы по аренде и покупке помещений и земельных участков для компаний, занимающихся импортозамещением.

Не менее весомый аспект поддержки — развитие маркетинга российской продукции.

— Это как раз то, чем занимается «Никомол»?

— Совершенно верно. Продвижение отечественных сыров и масла — моя любимая работа. Я ее хорошо знаю, знаю коллег — таких же энтузиастов, как и я, которые умеют работать на рынке.

Маркетинговые знания очень важно распространять на рынке — навязать покупателю продукцию не получится, ее нужно ему правильно преподнести. К сожалению, не все производители обладают достаточными маркетинговыми навыками. Им следует учиться, сотрудничать с профессиональными торговыми компаниями.

— Яркий пример успешного импортозамещения — татарстанский, мамадышский кластер производства сыров и сливочного масла.

— В России вообще и в Татарстане в частности выпускается прекрасная молочная продукция, экологически чистая, богатые традиции изготовления сыров и масла, особенно в национальных республиках.

Логично, если у нас в стране будут употребляться в пищу сыры и масло отечественной рецептуры. Ведь когда вы едете во Францию или Голландию, вам дают кушать местные сыры и намазывать на хлеб местное масло. Там нет засилья импорта.

Это вполне естественно для стран с развитой молочной промышленностью. Нужно создать такую же ситуацию и у нас в России.

Я занимаюсь продвижением отечественных сыров и масла уже 15 лет и весьма успешно делала это в том числе в период засилья импорта. Сыры, которые предлагает наша компания, прежде всего сыры и масло под брендом «Мамадыш», произведенные Мамадышским сыродельно-маслодельным комбинатом, теперь известны по всей России, продаются во всех ведущих торговых сетях. Комбинат много лет возглавляет Максут Махмутович Ахметшин.

Наш пример показывает, что качественные российские сыры и масло конкурентоспособны, что мы можем успешно работать не только в низком ценовом сегменте.

Раньше мы отступали перед импортом, поскольку ситуация в экономике складывалась сложная. С одной стороны, производить в России из-за слишком дорогого рубля было невыгодно. Кроме того, российское сельское хозяйство с трудом поднималось после развала 1990-х годов.

Но благодаря приоритетному национальному проекту развития сельского хозяйства, позднее госпрограмме развития АПК и программам субъектов Федерации аграрно-промышленный комплекс встал на ноги, сделался одной из ведущих отраслей российской экономики.

— В том числе экспортных?

— Да. Экспорт зерна — одна из главных статей российского экспорта. Не за горами тот день, когда массовым будет экспорт мяса птицы, свинины. Экспортный потенциал есть и у молочной продукции российского производства.

АПК получил поддержку за счет снижения курса рубля и резкого удорожания импорта, а также ответных санкций российского правительства, касающихся продовольственного рынка.

Сегодня мы приучили людей к качеству — к качественным зарубежным сырам и маслу. Этому уровню следует соответствовать: ведь даже если на рынке дефицит доступных импортных сыров, людей не заставишь есть некачественную продукцию. Их высоким требованиям надо соответствовать.

Я понимала это еще до удешевления рубля и введения продовольственных санкций против европейских стран и всегда участвовала в совершенствовании политики качества и ассортиментной политики наших сыров. Эту работу мы усилили в последние годы.

Кроме того, важна пропаганда российской продукции, ориентированная на разные слои населения.

— «Покупайте российское»?

— Да. «Покупайте качественное российское»! Нужна работа на разные слои населения — и на малообеспеченных граждан, и на средний класс, который в силах себе позволить более дорогие сыры и подсолнечное масло. Пропаганда при поддержке государства, при поддержке ведущих СМИ.

nikogosyn3— Могут ли конкурировать с нашей продукцией по цене продукты из Китая?

— Нет. Какой бы ни была цена, китайский сыр, по крайней мере тот, что я пробовала, настолько пресный, безвкусный, как будто пробуешь на вкус кусок мыла. Я даже побоялась глотать эту «пластмассу».

При этом есть примеры качественных традиционных азиатских сыров и сливочного масла, которые наверняка могут заинтересовать гурманов.

— Каковы главные факторы конкурентоспособности отечественных сыров и сливочного масла?

— Прежде всего экологически чистое производство. Кроме того, связь с национальными традициями, отечественной производственной культурой — наши стандарты качества всегда были очень высокие.

Сегодня многие люди стремятся перейти на правильное и полезное питание. Все больше и больше и в мире, и в нашей стране проявляется интерес к органическим продуктам. На продовольственный рынок, как внутренний, так и мировой, выставляется все больше и больше органической продукции, включая молочную.

Российское сельское хозяйство не испорчено многими элементами так называемой интенсификации сельскохозяйственного производства — использованием спорных биотехнологий, которыми в значительной степени отравлено сельское хозяйство многих стран мира. У нас производятся натуральные продукты, и это огромное преимущество. Спрос на чистую продукцию, в том числе молочную, будет лишь возрастать.

В России есть и климатические, и географические, и экологические условия для выработки весьма качественной, чистой молочной продукции. Огромная часть нашей территории пригодна для молочного скотоводства. Позиция президента России, Правительства Российской Федерации о том, что необходимо вернуть в оборот земли сельскохозяйственного назначения, будет только способствовать этому. А ведь именно земли для кормов — определяющий фактор объемов молочного скотоводства. И его качества: у нас прекрасные травы, за счет которых многие виды российского молока уникальны в мире.

У России сейчас, в период отчасти вынужденного импортозамещения, уникальный шанс создать индустрию экологически чистых продуктов, потенциал которой может быть использован во всем мире.

Многие отечественные и международные эксперты убеждены, что Россия способна стать одним из лидеров глобального молочного рынка. Однако собственных ресурсов производителей и торговых компаний для развития отрасли не хватит — нужны массированные инвестиции, как частные, так и государственные.

— Существуют ли теперь для вас проблемы с розничными торговыми сетями?

— Ныне проблем нет. Мы предлагаем востребованную продукцию, спрос на нее велик. «Никомол» постоянно наращивает объемы поставки. Компания работает по всей России: не только в Поволжье, но и в Московском регионе, на Северо-Западе России, на Урале, в Сибири. Мы умеем работать, продвигать, рекламировать качественную отечественную продукцию.

Отечественные производители и поставщики продовольствия получили большую фору. Этот шанс надо использовать.

Тем более что в нашей стране среднедушевое потребление молочных продуктов все же пока отстает от уровня потребления в европейских странах — есть большие перспективы роста.

Сегодня рынок в наших руках. Мы вольны его «лепить», как хотим. И важно выработать стратегию развития рынка, программу развития и успешно ее реализовать. Требуются усилия на государственном уровне, для того чтобы сформировать сильный молочный сектор, включающий систему продвижения отечественных сыров и сливочного масла как в нашей стране, так и за рубежом.

— Наверное, и сами торговые компании могут создавать собственные производства или участвовать в производственных бизнесах в качестве совладельцев?

— Безусловно. Это способ обеспечить соединение торговли и производства, которое даст синергию как для предприятий, занимающихся производством отечественной продукции, так и для предприятий, специализирующихся на ее продвижении.

nikogosyn4— Каков опыт поддержки импортозамещения в Татарстане?

— В Татарстане и до кризиса активно развивались как сельское хозяйство, так и промышленность. Республика выступала одним из лидеров производственной, несырьевой экономики. В кризис руководство республики уделяет первостепенное внимание импортозамещению, наращиванию производства продукции для других регионов страны и продукции на экспорт.

Ни одно из предприятий, связанных с импортозамещением, не выпадает из поля зрения властей — республиканских и муниципальных. Отсюда и результаты: экономика Татарстана оказалась в числе немногих регионов страны, где наблюдается экономический рост, причем он не просто не снижается, но и увеличивается.

Татарстан — один из самых динамично развивающихся субъектов Федерации во многом в силу того, что руководство республики всегда уделяло первостепенное внимание развитию экономики именно производственных отраслей. За счет этого создается задел на будущее — и в АПК, и в промышленности, и в строительстве. Это принципиальная позиция президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова. И она себя полностью оправдывает.

— Президент России рассматривает варианты программы развития экономики. Какой из программ вы отдаете предпочтение?

— На мой взгляд, программы взаимодополняющие: противоречия между ними во многом полемические и надуманные. Речь идет о разных аспектах одной программы, разрабатываемых двумя разными крыльями президентского штаба реформ, что, по-моему, разумно. У президента есть возможность за счет конкуренции крыльев добиться максимального качества программы преобразований, отобрать наилучшие идеи и концепции.

Думаю, что у президента Владимира Владимировича Путина достаточно мудрости, чтобы понять, на какую из программ опереться, на чем больше сделать акцент. Чем скорее появится программа, тем лучше.

Ведь для бизнеса важно прежде всего наличие стратегии развития, но также и налоговые, кредитные, административные условия ведения бизнеса, обеспечиваемые государством.

Необходим диалог государства и бизнеса при выработке программ развития экономики. Надеюсь, что в ближайшие месяцы такой диалог появится и станет интенсивным.

— Сейчас во многих регионах происходят организационные и кадровые изменения. С чем это связано, на ваш взгляд?

— Убеждена, что с реакцией президента на неэффективность управления и неготовность местных руководителей самим отвечать за деятельность региона. В развитии региона проявляется неготовность опираться на собственные силы, а не апеллировать по любому поводу к федеральному центру.

Уверена, что все регионы России экономически самодостаточны, в них есть все необходимое, для того чтобы как минимум полностью обеспечивать себя доходами, а как максимум зарабатывать. Хотя при этом большинство субъектов Федерации дотационные, что препятствует развитию страны, приводит к перераспределению доходов от тех регионов, которые зарабатывают, к тем, кто не в силах построить здоровую экономику на своей территории.

Отсюда и реакция президента, тем более когда и в слабых регионах ситуация не улучшается, наблюдаются те или иные коррупционные проявления. Это неприемлемо. Отсюда и столь жесткие решения главы государства, предложение на губернаторские посты новых руководителей: часть из них — люди из его «узкой», личной команды. Многих смущает большое число людей в погонах, возглавивших регионы. Но какова ситуация, каковы выводы, таковы и кадровые решения.

Я не вижу ничего страшного в том, что первое лицо региона владеет в деталях экономической ситуацией. Если это опытный управленец — а назначены опытные управленцы, — он подберет знающих людей. Так и происходит: в регионах, куда пришли руководить «варяги», руководители извне системы власти и управления данного региона, вводятся должности председателей правительств областей. Однако самое главное — целевые установки, ориентиры, ответственность перед избирателями, перед президентом, за что и будут спрашивать с новых руководителей регионов в первую очередь.

— Насколько партийные проекты, представленные сегодня на парламентских выборах, согласуются с интересами бизнеса?

— Интересы малого и среднего бизнеса представлены почти во всех партийных программах, но по большей части это риторика, а не конкретные предложения. Увы, достаточно риторический характер носит соответствующий раздел и в программе «Единой России».

Мне думается, главная партия должна более активно привлекать предпринимателей, разделяющих с ней ценности патриотизма и развития, чтобы вместе решать общественные задачи. А пока интересы бизнеса будут представлены на уровне конкретных депутатов.

Я считаю, это неправильно: стране требуется серьезная система поддержки предпринимателей на политическом уровне. Эту систему предстоит создать. Очень важно, чтобы в этом были задействованы сами бизнесмены, благо их политическая активность, готовность участвовать в политических процессах растет с каждым годом.

nikogosyn5— Каким, на ваш взгляд, будет кадровое обновление в ближайшие месяцы и годы?

— Новый депутатский корпус — это лишь первый этап обновления. Обновление будет более широким — коснется и исполнительной власти многих регионов. Нужна ответственная власть в каждом регионе и муниципалитете. Те, кто не соответствует этому требованию, вынуждены будут уйти.

— Какие депутатские и губернаторские кадры должны прийти на смену нынешним?

— Сложность в том, что требуются люди, обладающие и политическими, и управленческими компетенциями. Готовые и умеющие выстроить отношения со своими избирателями, отвечать перед ними, действовать в их интересах, кристально чистые. И при этом знающие реальную экономику, понимающие, как могут использоваться механизмы госрегулирования, умеющие создать механизмы мотивации, а не просто написать законы, которые невозможно выполнить.

В этом сложность. Одновременно и политиков, и управленцев мало. Хотя такие люди есть, и довольно много среди них представителей бизнеса. Ведь любой предприниматель — политик поневоле. Его избиратели — это сотрудники его компании, доверие которых предприниматель обязан завоевать. Чем больше людей из бизнеса придет в депутатский корпус, в исполнительную власть на всех уровнях, тем лучше.

При этом я имею в виду, конечно, бизнесменов, которые идут во власть для решения проблем общества и государства, а не для решения своих собственных проблем с помощью участия во власти. Присутствие таких предпринимателей в органах власти компрометирует всех их коллег.

К счастью, таких предпринимателей все меньше и меньше. Все больше деловых людей, стремящихся изменить среду, в которой им приходится вести бизнес. Деловое сообщество сейчас все более и более активно, и это общественная группа, которая может как инициировать изменения, так и обеспечить их проведение в жизнь.