Пакетные риски

paketnueriskiБОСС-политика Сюжет месяца/Деловой климат
Текст | Иван НИКОЛАЕВ

«Пакет Яровой», принятый российским парламентом и подписанный президентом, вызывает жесткие споры.

Один из руководителей ООО «Параллакс » (компания — системный интегратор из Казани) Дмитрий Кузнецов замечает: «Пакет “антитеррористических” поправок в законодательство, неофициально названный “пакетом Яровой”, предлагает ряд существенных нововведений, которые будут иметь последствия во всех сферах общественной жизни. Одно из ключевых изменений: утверждено право правительства устанавливать требования к операторам по хранению всей информации, передаваемой пользователями услуг связи. Это касается телефонных разговоров, СМС, всей информации, получаемой и передаваемой абонентом через интернет. Правительство теперь может обязать операторов сохранять всю эту информацию в течение длительного срока (до полугода) и предоставлять по требованию субъектам оперативно-разыскной деятельности».

Помимо роста расходов компаний-исполнителей на реализацию законодательных идей нововведения приведут и к проблемам с защитой личных данных россиян, считает эксперт. Даже если оставить в стороне очевидные проблемы, связанные с защитой личной жизни граждан и тайной связи, технически это сложно для исполнения и дорого. Если правительство воспользуется этим правом и установит требование по хранению информации, пусть и при условии сокращения срока такого хранения, в любом случае реализация закона потребует создания существенной инфраструктуры. Это в самом минимальном варианте чревато денежными затратами, а в процессе реализации — перебоями связи, падением пропускной способности каналов.

По словам Кузнецова, данное решение означает рост тарифов для клиентов и снижение качества услуг связи.

«Кроме того, не бывает идеально защищенных систем, — уверен он. — Если к содержанию телефонных переговоров и просмотренных в интернете страниц может получить доступ сотрудник спецслужб, значит, может и злоумышленник (путем взлома или, к примеру, подкупа сотрудников оператора связи). Такие случаи неизбежны. То есть защищенность частной жизни граждан существенно снизится».

Еще один важный момент закона касается обязанности организаторов распространения информации предоставлять ключи шифрования для расшифровки переписки и другого защищенного трафика. В то же время в ряде случаев предоставление ключей невозможно чисто технически, поскольку «организатор распространения информации» не располагает такими ключами (закрытые ключи имеют только отправитель и получатель информации, но не промежуточные узлы между ними).

Сейчас трудно предсказать, как именно будут развиваться события.

Дмитрий Кузнецов подчеркивает: «О серьезных недостатках предлагаемых решений высказались практически все представители индустрии. В ближайшее время ожидается появление подзаконных актов, раскрывающих видение регуляторами порядка выполнения требований закона. Тогда и можно будет делать выводы о краткосрочных и долгосрочных последствиях указанных нововведений. Единственное, в чем можно быть практически уверенным: дешевле, качественнее, доступнее и безопаснее связь от этого точно не станет».

Эксперт Nag.Ru Михаил Климарёв утверждает: «Так называемый пакет Яровой телекоммуникационным сообществом был воспринят буквально как наезд на отрасль. С точки зрения операторов это бессмысленные затраты, которые даже в приблизительно-минимальных расчетах сравнимы с годовой выручкой».

paketnueriski2Сообщество считает, что бороться с терроризмом, безусловно, нужно, и это важная задача. Но никто не понимает, почему расходы «на борьбу» должны оплачивать именно операторы. А «контртеррористический пакет» возлагает эти затраты прямо на операторов. В «пакете» не просто много неясностей — он технически неисполним, поскольку, например, почти треть современного трафика составляет трафик зашифрованный. Причем расшифровать его технически невозможно, даже если компетентные органы соберут те самые пресловутые «ключи шифрования». Сама технология криптографии end-to-end подразумевает генерацию этих ключей на стороне клиента, и никто не планирует отдавать эти ключи.

Предложение хранить «текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки» вообще не выдерживает никакой критики ни с точки зрения исполнимости закона, ни с точки зрения русского языка.

Ожидаемые последствия, по мнению эксперта:

  1. Банкротство множества операторов связи. По нашим расчетам, «хранение до 6 месяцев» приведет к уходу с рынка 85% провайдеров. Особенно мелких и средних.
  2. Замедление развития отрасли. Операторы должны будут тратить основные средства на реализацию «пакета», а не на строительство новых сетей или новые сервисы.
  3. Правоприменительная практика и многолетний опыт показывают, что все перед законом равны, но некоторые равнее. Неравное отношение к разным операторам в вопросах ввода систем хранения приведет к колоссальным потерям одних и таким же у других. Закон получился весьма коррупционноемким.
  4. Поскольку теперь затраты для операторов будут зависеть от потребления трафика, то всевозможные сервисы ОТТ становятся для них весьма затратными. Это наверняка приведет к тому, что сетевой нейтралитет начнет повсеместно нарушаться. Начнут деградировать сервисы с «тяжелым контентом» — видео и мультимедиа, что приведет к торможению развития инновационных телекоммуникационных сервисов и тотальному отставанию ИТ и телекоммуникационной отрасли от мирового уровня.

Евгений Горохов, исполнительный директор Stack Group, в отличие от других комментаторов настроен оптимистически. Он убежден, что реализация требований поправок должна способствовать развитию всех сегментов отрасли ИТ, начиная от размещения ИТ-инфраструктуры и ИТ-сервисов и заканчивая производством СХД и разработкой специализированного программного обеспечения. «Некоторые варианты реализации этих поправок подразумевают большой объем пространства для хранения информации, — уточняет эксперт. — Это способно стать вызовом для производителей и поставщиков систем хранения данных. Также мы можем скоро увидеть ряд государственных инициатив по стимуляции развития внутри страны возможностей в области производства СХД. Сейчас необходимо дождаться уточнений от Правительства РФ, направленных на реализацию требований внесенных поправок».