Контроль в реальном времени

kontrolБОСС-политика | Взгляд на бизнес
Текст | Алексей МАКАРОВ

В этом году российский бизнес начнет переход на онлайн-кассы. Новая контрольно-кассовая техника (ККТ) будет передавать все сведения о каждой совершенной продаже в Федеральную налоговую службу России в режиме онлайн.

В 2016 году переход на новые кассы пока останется добровольным, в тестовом режиме, но уже с 1 февраля 2017 года прекратится регистрация новых касс и перерегистрация старых, не отвечающих новым требованиям законодательства. С 1 июля 2017 года весь бизнес должен будет окончательно перейти на онлайн-кассы. Для тех бизнесменов, кто платит ЕНВД или работает по патентной системе налогообложения, установлена другая дата перехода — 1 июля 2018 года.

У предпринимателей есть два пути: приобрести новую кассу или модернизировать существующую. Какой вариант выбрать? Для этого я рекомендую поинтересоваться у производителя вашей кассы, предусмотрен ли для нее комплект модернизации, и в чем именно он будет заключаться. В процессе модернизации ККТ потребуется заменить ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная. — Ред.) на фискальный накопитель (ФН), произвести замену внутреннего программного обеспечения устройства, заменить шильдик и сопроводительную документацию на технику. В некоторых случаях произвести установку или замену электронных блоков ККТ.

Помимо приобретения новых ККТ или модернизации старых необходимо будет заключить договор с ОФД (оператором фискальных данных). Задача ОФД — принимать данные от предпринимателей и передавать их в ФНС в режиме онлайн.

Схема работы после перехода на онлайн-кассы будет следующая:

1. Покупатель подходит с товаром на кассу, кассир пробивает товар и оформляет чек. ККТ передает информацию о расчете в установленный внутри ФН, который формирует электронный вариант чека с фискальным признаком и отдает его обратно ККТ. ККТ печатает бумажный чек с фискальным признаком либо формирует электронный, если до момента расчета об этом попросил покупатель.

2. ККТ передает электронную версию чека с фискальным признаком в ОФД. ОФД получает чек, проверяет его подлинность и отправляет в ККТ подтверждение о получении чека или отказ, в случае если подлинность чека не подтвердилась. Если чек с ККТ был отправлен, но ответ от ОФД не поступил, отправка продолжится с определенной периодичностью, пока данный чек не примет или отклонит ОФД.

3. База электронных чеков накапливается в ОФД и поступает в ФНС.

Переход на новые правила спровоцировал появление ряда мифов.

Миф №1: многим предпринимателям кажется, что новое законодательство сильно усложнит им жизнь. Но стоит сказать о том, что у реформы есть и плюсы для бизнеса: например, упрощение процесса регистрации и перерегистрации ККТ. Сейчас для выполнения данной процедуры требуется посещение налоговой инспекции, а с принятием закона это можно будет сделать удаленно через электронную систему регистрации ККТ в личном кабинете на сайте nalog.ru. Помимо этого предусмотрен отказ от обязательного заключения договоров с центрами технического обслуживания (в текущем порядке применения ККТ это обязательно).

Миф №2: реформа бесполезна для государства и граждан. Все задаются вопросом: зачем данная реформа государству и как она повлияет на российский бизнес? Ответ очевиден: новый подход призван обеспечить прозрачность всех расчетов и способен выявить нарушения налогового законодательства.

Миф №3: переход на новые кассы повлечет большие затраты для бизнеса. Что ж, вот пример бюджета на модернизацию контрольно-кассовой техники на примере модели «Автономная касса АТОЛ FPrint90АК». Итак: снятие ККТ с учета обойдется в 700 рублей. Покупка комплекта модернизации ККТ — в 3 тыс. рублей. На работы сервисного центра по модернизации ККТ нужно будет заплатить еще 700 рублей. В общей сложности выходит 4 тыс. 400 рублей. Не самая обременительная сумма, не правда ли?

Для экономии посоветую начать модернизацию существующей в организации ККТ в соответствии со сроками замены ЭКЛЗ, тогда вы избежите дополнительных затрат на покупку ФН. В свою очередь, стоимость новой ККТ не будет существенно отличаться от текущих цен на контрольно-кассовую технику.


МАКАРОВ Алексей Петрович, президент АТОЛ.

Окончил МГТУ имени Н.Э. Баумана по специальности «Информационная измерительная техника и технологии». С 2003 по 2005 год проходил обучение и повышал квалификацию по различным программам менеджмента в Международном институте менеджмента ЛИНК.

Трудовую деятельность начал в 1996 году — занимался разработкой систем автоматизации розничных предприятий.

В 2001 году основал и возглавил компанию АТОЛ, которая уже 15 лет занимается разработкой, производством и дистрибуцией оборудования и программного обеспечения для автоматизации бизнеса.

В 2013 году под его руководством стартовала компания АТОЛ Драйв. За девять месяцев компания вывела на рынок тахограф АТОЛ Drive 5, который сегодня является лидером российского рынка тахографического контроля.

Осенью 2015 года А. Макаров стал победителем международного конкурса «Предприниматель года» в номинации «Высокие технологии», который ежегодно организует компания Ernst & Young.

В 2016 году Алексей выступил сооснователем компании «Эвотор» — одного из самых амбициозных ИТ-проектов года. Над проектом также работают Сбербанк и сооснователь Qiwi Андрей Романенко.