Инспекция рыночности цен

inspecciaБОСС-политика | Налоги/Регулирование
Текст | Сергей ПЕТРОВ

Налоговым органам предоставляются дополнительные права при проверке рыночности цен сделок.

Президент корпорации ТехноНИКОЛЬ, член президиума Общественной организации «Деловая Россия» Сергей Колесников считает, что права на контроль цен в неконтролируемых сделках между взаимозависимыми лицами нет с 01.01.2012. Но правоприменительная практика приводит к тому, что Налоговый кодекс трактуется иначе.

По словам эксперта, в комментарии к судебному решению Верховный суд научил налоговые органы, как применять общие статьи НК РФ, корректируя налоговые обязательства сторон сделки в случае получения необоснованной налоговой выгоды при отсутствии прямого права на их контроль в НК РФ. Что же может быть такой выгодой?

ФНС и Минфин в своих письмах приводят в качестве примера получения необоснованной налоговой выгоды перераспределение дохода в результате манипулирования ценами в сделке стороне с меньшей эффективной ставкой налога, например в силу применения пониженных ставок налогов.

Однако наличие выгоды и ее необоснованность — разные вещи, подчеркивает Колесников. Кроме того, термин «манипулирование ценами» не определен законом, следовательно, любая цена может быть признана результатом манипуляции.

Такие письма являются сигналом в территориальные инспекции — по формированию подходов в практике. Так как любое юридическое лицо, применяющее пониженную ставку налога на прибыль, находящееся в группе компаний, не может не иметь сделок внутри группы. Следовательно, результаты этих сделок могут быть (будут) пересмотрены в целях налогообложения.

Подобные письма и последующее их использование территориальными инспекциями при проверках создают неопределенность в планировании развития бизнеса, поскольку все инвестиционные проекты, предполагающие пониженные ставки налога на прибыль, попадают в зону налогового риска.

«Сейчас становится очевидным, что без вмешательства Конституционного суда или законодателей в этом направлении бизнес ждут непредсказуемые налоговые последствия в результате совершения внутригрупповых сделок», — резюмирует эксперт.

Генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов замечает: «К сожалению, неопределенность в правилах у нас обычно оборачивается дополнительными расходами и нервотрепкой для предпринимателей. Любая попытка использовать некий концептуальный подход, когда проверяющий оценивает последствия сделки не по строго определенным критериям, а сообразно сути происходящего, превращается в произвол. И это закономерно. Верховный суд, в общем, подтвердил право налоговых органов определять цену сделки так, как им заблагорассудится, причем в обход установленного НК порядка. Таким образом, мы можем ожидать нарастающего вала проверок «рыночности» цен сделок — открывшимися благодаря упрощению процедуры доказывания широкими возможностями налоговые органы непременно воспользуются».

Дмитрий Кузнецов, финансовый директор ООО «Параллакс» (Казань), отмечает: «В Татарстане уже давно действует двойной, а иногда тройной контроль цен при закупке товаров и услуг для государственных нужд. Действует электронная торговая площадка, недавно появилась электронная биржа материалов. На создание этих средств контроля потрачены большие бюджетные средства и усилия. Результат этих нововведений нельзя назвать однозначно только положительным. С одной стороны, государство экономит средства при закупках. С другой стороны, многократно усложняется жизнь у поставщиков и подрядчиков, растягиваются и замедляются бизнес-процессы».