Киев преткновения

kievБОСС-политика | Сюжет месяца/Вокруг России
Текст | Анатолий ПОЛУЭКТОВ

Визит Нуланд свидетельствует о стремлении найти варианты реализации минских договоренностей.

Одной из главных новостей июня, касающихся постсоветского пространства, стал визит в Киев и Москву заместителя госсекретаря США, ее переговоры с представителями высшего украинского руководства и встреча с Владиславом Сурковым.

Как отмечает экcперт politcom.ru Александр Гущин, сам визит проходил на сложном политическом фоне. С одной стороны, идет трудный процесс поиска взаимоприемлемого решения относительно начала выполнения политической части минских соглашений, а с другой, ситуация на Донбассе в последние недели вновь обострилась.

Визит Виктории Нуланд, по его мнению, не стоит рассматривать как какой-то прорыв. Это, скорее, рабочая поездка, в ходе которой американская сторона сначала посещает Киев, уточняет позицию украинской стороны, координирует с ней свою позицию, вероятно, оказывая при этом на Киев определенное давление, и потом взаимодействует с Москвой. В целом же, считает эксперт, сегодня вокруг Украины и урегулирования конфликта на юго-востоке страны можно выделить несколько основных трендов.

Пять трендов

Первый, по словам Гущина, — нарастание общей усталости от украинского кризиса в Европе и желания ряда европейских стран настойчиво добиваться смягчения антироссийских санкций. Особенно ярко это желание из крупных государств проявляет Италия, в несколько меньшей степени, но тоже довольно явственно — Франция.

К такому повороту европейские страны подталкивает не просто усталость от конфликта или же потери от применения санкционных механизмов со стороны Европы и России, но и внутренняя ситуация в ЕС, в еще большей степени обострившаяся после референдума в Британии о выходе из Евросоюза.

Второй тренд, по мнению Гущина, связан с США, которые пусть и не являются непосредственным участником нормандского формата, хотя, безусловно, оказывают определяющее влияние на внешнеполитический курс Киева. При этом Вашингтон не может не учитывать позицию европейских партнеров, особенно в контексте кризиса вокруг выхода из ЕС Британии и переговоров по Трансатлантическому партнерству, а кроме того, очевидно, рассматривает украинский вопрос уже и с точки зрения внутриполитической повестки.

Третий аспект, считает эксперт, — это сама позиция Украины. Для Украины ситуация вокруг урегулирования конфликта лишь на первый взгляд может казаться выигрышной с той точки зрения, что наличие замороженного конфликта при условии поддержки со стороны Запада, конечно, выгоднее Киеву, чем Москве.

Последняя вынуждена будет в этом случае в долгосрочной перспективе обеспечивать жизнеспособность ДНР и ЛНР самостоятельно и не сможет реализовать свой сценарий реинтеграции самопровозглашенных республик в Украину. Но Украина сама по себе, при всем ее важном значении, не способна быть в современной социальноэкономической ситуации самостоятельным игроком. Многое зависит от того, получит ли она осенью новый транш МВФ, и от ряда других факторов.

Борьба вокруг санкций

Кроме того, отмечает Гущин, политическая линия Киева строится во многом вокруг темы санкций. Даже частичное смягчение санкций означало бы политическое поражение Киева. А опасаться Киеву в этом плане действительно есть чего. В последнее время не только маргинальные политики или представители бизнес-элиты стран ЕС, но и ведущие политики и государственные деятели таких стран, как Австрия, Германия, Франция, высказываются о необходимости смягчения санкций.

Таким образом, они зондируют почву относительно изменения того, что для Киева является самым важным, — плотной сцепки между наличием санкций против России и полным выполнением минских соглашений. При этом ключевое слово здесь — «полным», так как полное выполнение предусматривает передачу границы.

Сейчас же вероятно появление предложений, и таковые уже звучат, о том, что частичную отмену санкций возможно осуществить поэтапно, в увязке с поэтапным выполнением минских соглашений. Вероятность сегодня такого варианта мала — санкции продлены. Но в конце года, когда наступит очередной раунд рассмотрения вопроса об их продлении, такая умеренная позиция может возобладать, и далеко не однозначно, что американцы станут упорствовать и стоять до последнего. Они вольны «ослабить поводок» и позволить европейцам поварьировать с санкциями.

Гущин указывает: теперь, когда урегулирование в духе Минска не может обойтись без дополнительного инструментария и когда очевидно, что в существующем виде минские соглашения являются лишь рамочным документом, именно вопрос о выборах на Донбассе стал ключевым, вокруг которого идет обсуждение на различных уровнях. Украина, взяв на вооружение российскую позицию о том, что реализация минских соглашений должна идти попунктно, доказывает необходимость сначала полностью урегулировать пункты, связанные с разведением сторон, обменом пленными и безопасностью, а также настаивает на более полном участии сил ОБСЕ с оружием в модерировании ситуации.

Россия выступает за то, чтобы политическая часть и вопросы безопасности решались синхронно. А что касается ОБСЕ, то Москва готова пойти на определенные тактические уступки, как, например, присутствие сил ОБСЕ с легким оружием в точках складирования оружия и на линии разграничения, но не на всей территории или тем более на границе.

Киев под двойным давлением

Украина очевидно подвергается весьма серьезному воздействию со стороны не только европейцев, но и американцев, однако и у Запада ресурс в данном случае довольно ограничен. Конечно, Запад и сам президент Порошенко, вероятно, хотели бы как можно скорее провести закон о выборах в Раде, запустив политическую часть минского процесса.

Тем не менее само по себе такое голосование, по мнению многих на Украине, — предательство, и вопрос заключается в том, в какой степени подобное голосование в Раде способно закончиться позитивным результатом, и не взорвет ли оно внутриполитическую ситуацию в стране. Уверенного ответа ни на один, ни на другой вопрос пока нет. Во всяком случае, ясно, что голосование по закону о выборах несколько легче, чем голосование по особому статусу Донбасса и изменениям в Конституции, прежде всего имея в виду наличие в Раде фракций и групп, которые могут за определенные бонусы дать свои голоса.

kiev2Однако позиция Народного фронта в этом случае может быть достаточно жесткой, поскольку в такой жесткой позиции способен появиться определенный ресурс для его возрождения как политической силы. Сомнительно, чтобы сценарий неожиданного голосования в Раде 14 июля без предварительной проработки был бы реализован, тем более имея в виду последние заявления канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что пока выборы на Донбассе проводить невозможно, а также принимая во внимание невозможность согласовать целый ряд параметров в самом законе о выборах.

Патовая ситуация

Конечно, в недрах президентской администрации концепции и проекты закона прорабатываются. Более того, они прорабатываются и на международном уровне, и в том числе являются ключевым пунктом переговоров Нуланд в Киеве и Москве. Хотя пока ряд положений, которые предлагаются украинской стороной, явно не могут устроить самопровозглашенные республики и Россию, и дело движется с большим трудом.

При этом Украина, по мнению Александра Гущина, не в силах сейчас прибегнуть к такому шагу, как принятие закона в редакции, выгодной одной ей. Без согласия Запада, пока не дающего отмашки на такое решение, которое само по себе вело бы к заморозке конфликта, принятие его невозможно. В нынешней же ситуации, вероятно, поиск компромисса продолжится, однако говорить с уверенностью о том, что выборы могут состояться в ближайшие месяцы, явно преждевременно.

Статья подготовлена с использованием материалов politcom.ru