Большая премьера праймериз

praimeriz БОСС-политика | Сюжет месяца/В России
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Праймериз «Единой России» прошли в целом успешно.

В Москве 22 мая состоялись праймериз «Единой России», фактически предвыборы, учитывая доминирующее положение партии. По партийному списку в праймериз участвовали 400 кандидатов, 225 шли по одномандатным округам. «В предварительной расстановке у нас 424 члена партии и 201 беспартийный, 142 действующих депутата, из них 74 депутата — в одномандатных округах», — пояснил секретарь Генсовета «ЕР» Сергей Неверов. В ходе заседания Федерального оргкомитета (ФОК) партии по проведению предварительного голосования (праймериз) он сообщил, что из 225 одномандатных округов в 74 округах победили действующие депутаты Государственной думы, а в 151 округе — «совершенно новые лица».

Право на праймериз 

Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права НГУЭУ Андрей Макарцев уточняет: «Предварительное голосование, или, как его называют, «праймериз», является институтом внутрипартийной демократии политической партии «Единая Россия» и не регулируется российским избирательным законодательством. Тем не менее именно в ходе предварительного голосования будут определены кандидаты, которых политическая партия «Единая Россия» официально выдвинет на предстоящих выборах депутатов нижней палаты российского парламента — Государственной думы».

С точки зрения права предварительное голосование — новый и довольно интересный правовой институт современной российской политической системы, отмечает он. «У меня как у юриста возникает вопрос: будут ли основанием отмены выдвижения и регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией «Единая Россия» в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной думы, нарушения этими кандидатами правил предварительного голосования? Предстоящие выборы, я думаю, это покажут».

Позитивный момент проходящего в настоящее время предварительного голосования — возможность участия в нем не только членов этой политической партии, но и беспартийных кандидатов. Как мы видим, исходя из большого количества агитационных материалов участников предварительного голосования, развешанных на улицах городов, оно вызвало интерес среди тех, кто является действующими депутатами Государственной думы, и среди представителей политической элиты.

И последние имеют довольно высокие шансы стать официальными кандидатами от партии власти. Это связано с тем, что у них больше возможностей консолидировать представителей местной политической элиты, а самое главное — больше возможностей обеспечить диалог с избирателями.

Особенность будущей думской избирательной кампании, подчеркивает эксперт, заключается в том, что впервые после выборов нижней палаты российского парламента 2003 года появилась возможность выдвижения кандидатов не просто по пропорциональной избирательной системе, то есть по партийным спискам, но и по одномандатным избирательным округам. А ведь кто, как не местные политики, может более качественно обеспечить связку «кандидат — избиратель — депутат». Я не думаю, что итогом предварительного голосования или выборов депутатов Государственной думы станут различные скандалы. Интрига же характерна для любых выборов, иначе они не были бы выборами.

Интриги

«Главной интригой праймериз явилось наличие действительно большого числа интересных кандидатов, которые могли «выстрелить», — замечает Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС, кандидат на предвыборах в Государственную думу. — Важно то, что на праймериз пришли те избиратели, которые действительно хотят идти за своим лидером. Здесь меньше случайно отмеченных галочек и больше взвешенных позиций граждан, являющихся настоящими сторонниками выбираемого ими кандидата».

Вместе с тем, к сожалению, многие идут участвовать не с целью борьбы за победу и представления интересов граждан, а скорее, для собственного самопиара. Это можно рассматривать как определенный обман граждан, ведь люди голосуют за тех, кого ожидают увидеть кандидатами от партии на выборах в Государственную думу. Таким образом, это и возможность взглянуть на честность тех, кто считает себя лидерами общественного мнения: действительно ли они готовы стать проводниками общественного мнения или лишь эксплуатировать выборы для собственного пиара.

Еще одна особенность, по словам эксперта, состоит в том, что праймериз позволяют на предварительном этапе выявить тех, кто применяет «серые» технологии, и стремящихся любым путем набрать себе голоса. Партия может увидеть соответствующие фигуры и сможет их отсеять, не допустив в будущем дискредитации партии и самих выборов.

Ответы — в сентябре

Социолог, доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС, директор по развитию и внешним коммуникациям Академии труда и социальных отношений Вера Захарова уверена, что праймериз ждали и воспринимали их как нечто новое и креативное в избирательном процессе нашей страны, дающее дополнительный шанс для проведения открытых, прозрачных и демократичных выборов. Оправдаются ли надежды избирателей, покажет сентябрь, подчеркивает она. «Сама задумка, то есть концепция праймериз, интересна. Полагаю, что стартап реализован более или менее успешно, но, пока процедура до конца не продумана и не имеет, соответственно, хорошей наработанной применительной практики, для ее становления потребуется минимум 10–15 лет».

Некоторые, напоминает эксперт, утверждают, что праймериз — фикция и бессмысленная процедура, проходящая по ранее подготовленному сценарию. С этим мнением трудно согласиться.

Во-первых, сейчас безумный ажиотаж, связанный со стремлением в депутаты. Депутатство — это одна из самых популярных и востребованных «профессий», и особенно у молодежи. В депутаты пытаются попасть многие, в первую очередь денежные мешки. Праймериз — неплохой отсев, индикатор, «решето», через которое можно просмотреть поведение того или иного кандидата. «А мы помним опасения нашего президента В.В. Путина, который сказал, что мы не должны пропустить во власть криминал».

praimeriz2Во-вторых, праймериз — это институт, используемый обычно в зарубежных странах, и при его проведении в нашей стране следует учитывать все нюансы данного избирательного механизма и адаптировать его к российской действительности. Хотя если вспомнить практику Советского Союза, то в КПСС применялся многоуровневый отбор кандидатов.

Однако, как утверждают скептики, после праймериз должна идти процедура дебатов. В ней как раз и проявляются весь синтез и изобилие политических красок и орнаментов, например неравное положение сторон в дебатах: раскрученный политик, постоянно мелькающий в телеи радиоэфирах, и мало кому известный сельский доктор или учитель (разный социальный статус, разное владение ораторским искусством, разные ресурсы, разная калибровка публики, политическая подкованность, раскрепощенность перед телекамерами и т.д.). «Полагаю, что с каждым годом этот механизм будет совершенствоваться и находить все новые и новые формы реализации избирательных прав граждан. Да, не исключено, что в итоге победителями праймериз станут изначально предсказуемые люди, но, безусловно, хотелось бы видеть в законодательных органах новые адекватные лица. Ведь основные цель и задачи праймериз — привлечение новых избирателей, дальнейшее повышение рейтинга партии, исключение всевозможных, в том числе и политических, конфликтов, процедура открытости и доступности избирательного процесса».

Еще один важный вопрос — это контроль за результатами проведения праймериз и дебатов. Как они проходят, есть ли наблюдатели, участвуют ли там представители гражданского общества, осуществляющие общественный контроль за данной процедурой? «На все эти вопросы мы услышим и увидим ответы в предстоящем сентябре».