Симптомы предприимчивости

БОСС-политика | Взгляд на бизнес 
Текст | Максим СОКОЛОВ

Управленец и предприниматель. В чем разница?

Один мой знакомый, в свое время доросший в крупной компании до должности начальника отдела, в один прекрасный момент решил, что хватит работать «на дядю», и открыл свой бизнес. Управленцем он был очень хорошим, но вот с собственным бизнесом у него не ладилось: то клиентов нет, то какие-то проблемы в структуре. Закончилось его бизнес-приключение довольно благополучно: продав свою компанию в момент роста из-за накопившейся усталости, он остался в небольшом плюсе (если сравнивать его затраты и полученную прибыль со стоимостью сделки по продаже компании).

Почему же так получилось, что хороший управленец оказался неспособен руководить собственной компанией? На мой взгляд, дело здесь заключается в отличиях таланта управленца от таланта предпринимателя.

Отличий между предпринимателем и управленцем несколько.

Первое — разница в уровнях ответственности. Над любым управленцем всегда стоит некий начальник. Даже если мы говорим о президентах компании, над ними всегда есть совет директоров или акционеров, которому они подотчетны. Предприниматель же отчитывается только перед собой. И из разных систем контроля вытекают следующие два различия между талантом бизнесмена и талантом управленца.

Предприниматель склонен к риску и стремится проявлять инициативу, потому что без этого его бизнес будет стагнировать и прекратит развиваться. У управленца же часто внутренним стремлением является не развитие, а сохранение и управление вверенным подразделением компании (и сохранение своего статуса). Управленец (если он не генеральный) не видит картины в целом и вынужден действовать, исходя из указаний или пожеланий руководства. И поэтому он всегда ограничен в действиях, в то время как у предпринимателя таких ограничений нет.

Естественно, что свобода действий порождает бóльшую ответственность и из этого вытекает разное отношение к неудачам. Бизнесмену деваться некуда: поскольку он ответственен зачастую лишь перед собой, то ему самому с проблемами и справляться. Управляющий же будет искать виноватых, проводить анализ, искать, что же стало причиной провала, и ждать дальнейших указаний.

Однако же иногда хороший управляющий способен проявлять предпринимательские черты, а предприниматель — управленческие. Потому что ключевое отличие отнюдь не в инициативности или отношении к риску.

Ключевое отличие заключается в разнице между тем, как управленец и бизнесмен держат удар. У предпринимателей снижено восприятие риска и выше болевой порог. Организаторы сомневаются, боятся и весьма болезненно реагируют на неудачи, предприниматели — наоборот. Они меньше сомневаются, они активнее берутся за новое дело и не теряют инициативы, после того как потерпели неудачу. Зачастую они и более терпеливы.

Хороший пример здесь — история Джеймса Дайсона. Сегодня оборот его компании — более миллиарда долларов. Хотя за историей успеха компании, создающей бытовую технику, — тысячи попыток создать действительно уникальный товар. Дайсон трудился над своим пылесосом 15 (!) лет и разработал за эти годы более 5 тысяч (!!!) моделей. И все ради одной модели, которая и стала фундаментом компании. Даже лампа накаливания, созданная Томасом Эдисоном и принесшая огромные прибыли его компании, переделывалась им 11 тысяч раз.

То есть предприниматель с высокой долей вероятности начнет пробовать новое направление бизнес-деятельности, если с предыдущим проектом ничего не вышло. И, когда обстоятельства складываются уж не совсем фатально, ему удается создать успешный бизнес. В итоге не зря существует поговорка: «Успех — это лишь количество попыток».

 


СОКОЛОВ Максим, директор по развитию и ведущий методолог IMBD Partners, руководитель представительства Dale Carnegie Training & Associates в России. Бизнес-консультант и бизнес-тренер. В 1993 году окончил Московский государственный педагогический университет, в 2014 году получил степень МВА («Операционный менеджмент и предпринимательство») в Высшей школе бизнеса Государственного университета управления.

В 1994–1999 годах работал руководителем отдела специального сервиса в TNT Global Express, Logistic and Mail, с 1999 по 2002 год был директором по продажам и маркетингу, внутренним тренером российского отделения Sweden Royal Post («Армадилло Бизнес Посылка»). С 2002 года по настоящее время — управляющий партнер, ведущий тренер-консультант в Management & Business Development Group. С 2003 года по настоящее время — CEO, ведущий методолог в Dale Carnegie Training® of Moscow. С 2009 года по настоящее время — управляющий партнер, ведущий тренер-консультант IMBD Partners.