Время перемен

БОСС-политика | Взгляд на экономику
Текст | Вячеслав СОЛОПОВ

Как трансформировать бизнес для новой экономической реальности?

Российский бизнес уже около двух лет находится в новой экономической ситуации: в условиях низких цен на традиционные товары нашего экспорта, без достаточного притока валюты; в условиях серьезных ограничений к внешним рынкам и новым технологиям. Кроме того, для наших иностранных партнеров есть препятствия в доступе на российский рынок. Прежде чем адаптировать бизнес к новым условиям, необходимо разобраться: кризис ли это или что-то иное.

Кризис — период времени, который имеет точку начала и точку завершения. Руководители компании Toyota во время кризиса 2008–2009 годов говорили так: «Мы спрогнозировали, что во время кризиса будем терять несколько миллиардов долларов каждый год. У нас серьезно снизятся продажи, возникнут большие сложности со сбытом. Мы переговорили с банками, оценили свои внутренние ресурсы и поняли, что способны прожить в условиях кризиса примерно 20 лет. Но, по нашим оценкам, кризис продлится восемь лет. Ресурсов у нас хватит, хотя одновременно появляется время, чтобы создать новый концепт-кар, изменить структуру двигателя, внедрить новые технологические решения, переподготовить персонал. Наша задача — успеть перестроиться, измениться, для того чтобы вернуться более эффективными».

Если рассматривать кризис как временной отрезок, задача менеджмента состоит в том, чтобы не просто пережить ухудшение ситуации, но и успеть за это время трансформироваться с максимальной пользой для бизнеса в долгосрочной перспективе. Для этого, разумеется, надо понимать, как долго продлится аномальный период, и составить программу деятельности на этот срок, позволяющую максимально успешно действовать в период кризиса и максимально успешно стартовать после его завершения.

Происходящее сегодня принято называть кризисом, однако это явление совершенно иной природы. Кризис 2008– 2009 годов был прежде всего кризисом банковской ликвидности. Нынешняя ситуация — другая. Безусловно, экономика дойдет до дна, оттолкнется от него и постепенно начнет расти: экономические циклы никто не отменял. Хотя рассчитывать на то, что завтра нефть резко подорожает, я бы не стал. Стагнация или низкие темпы роста могут продолжаться очень долго, а это значит, во-первых, что пересидеть не удастся, в экономике произойдут необратимые изменения. В прежнюю колею экономическая жизнь не вернется.

Таким образом, происходящее — изменение экономического уклада, возникновение новой парадигмы всех экономических процессов в стране. Старые бизнес-подходы больше не работают, и к ситуации важно относиться «с чистого листа» — это реальный шанс для совершения прорыва и достижения успеха.

Один бизнесмен из Европы стал миллионером во время Великой депрессии в США. На вопрос: «Как вы стали миллионером, это же было время Великой депрессии?», он отвечал: «Понимаете, я — француз, произвожу вина. Я приехал в Америку, потому что знал: в Америке есть рынок, который может покупать мои вина, это будет интересно. Но у меня имелась одна проблема — я не владел английским языком и не читал американских газет. Ничего не знал про кризис. Я просто работал, искал клиентов, продавал им вино и сделал так, чтобы мой бизнес был эффективным».

Приспосабливаться к новой реальности одинаково трудно и небольшим компаниям, и крупным. Небольшим, потому что они вынуждены будут перестроиться и работать в новых условиях. Им придется найти нового покупателя, предложить новые условия.

Для крупных компаний наступает время, когда они должны быстро принимать решения: постоянно отслеживать, что происходит в их крупных активах, отказываться от того, что становится невыгодным. Следует весьма оперативно собирать и анализировать информацию и уметь вовремя расставаться с тем, что неэффективно.


Солопов Вячеслав входит в состав топ-менеджеров «Консист Бизнес Групп», отвечает за стратегическое развитие компании и руководит департаментом управленческого консалтинга. Доктор экономических наук. Ранее работал в структурах ГК ЛАНИТ (с 2012 года), отвечал за консалтинговую составляющую наиболее масштабных и наукоемких проектов, в том числе в Центральном банке России, в «РосМорПорт» и ряде крупных промышленных холдингов. До этого в Астраханском государственном университете занимал должность проректора по учебной работе и инновационным технологиям обучения.