Фискальный диссонанс

БОСС-политика | Мнение
Текст | Михаил АБРАМОВ, кандидат технических наук, вице-президент ЭАЦ «Модернизация»

Налоговая система — главное препятствие на пути инвестиций в промышленность России.

В России производить невыгодно даже по сравнению с развитыми странами. Мы об этом говорили давно. Теперь это утверждают и авторы доклада «Экономика роста», разработанного экспертами Столыпинского клуба под руководством С.Ю. Глазьева и Б.Ю. Титова.

Например, находящийся в Виннипеге (Канада) и принадлежащий российским собственникам тракторный завод в 2012 году имел прибыль $16,4 млн. На вопрос В.В. Путина, почему завод не переводят в Россию, президент «Росагромаша» К.А. Бабкин подготовил справку с расчетами: в России завод работать не сможет, так как его убыток составит $21,7 млн. В Канаде в 2012 году завод заплатил в виде налогов $47,9 млн, в России он должен был бы заплатить $74 млн, то есть на $26,1 млн больше. На заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, в России для такого завода нужно 65 бухгалтеров. К тому же кредиты в Канаде стоят 3,2% годовых, электроэнергия вдвое дешевле, чем в России, и т.д.

Аналогичная ситуация — при сравнении условий работы в России и США. В США нет НДС и налога на имущество, социальные сборы — 13,3%. Прогрессивная шкала НДФЛ — от 10 до 39,6%; годовой доход до $8500 подоходным налогом не облагается. Расходы до $2 млн в год на приобретение оборудования сразу списываются на производство (амортизационная премия — 100%). В США прогрессивная шкала налога на прибыль предприятий — от 15 до 38%. Общий принцип в США: бедным гражданам и предприятиям дают возможность «подняться», а потом разумно «стригут». Половина граждан США освобождена от уплаты налогов. Сравнение налоговой нагрузки на малое производственное предприятие показало, что в США эта нагрузка в три–пять раз меньше, чем в России.

В России могут работать лишь те предприятия, которые не имеют ограничений в цене продукции (то есть им не приходится конкурировать с импортом и контрафактом) или уклоняются от уплаты налогов. В невыгодное производство никто инвестировать не будет. Это подтверждается тем, что, по данным Минпромторга, в 2014 году на российском рынке от 80 до 90% продукции стратегических отраслей (станкостроение, тяжелое машиностроение, радиоэлектронная, легкая, фармацевтическая и медицинская промышленность) составлял импорт.

Реальная собираемость налогов в России не превышает 50%

Например, в 2013 году был собран НДФЛ в сумме 2,26 трлн рублей, что при определенной Минфином эффективной ставке НДФЛ 10,79% соответствует доходу населения 21 трлн рублей. А потребительские расходы в том же году составили 48 трлн рублей.

Другой пример. За продукцию, произведенную и реализованную в России, был собран НДС в сумме 1,8 трлн рублей, что соответствует налоговой базе 9 трлн рублей, а добавленная стоимость продукции, подлежащей обложению НДС, согласно Росстату, составила в том же году 35 трлн рублей.

Народ от уплаты налогов успешно уклоняется. Но одни уклоняются, чтобы выжить, а другие из принципа: зачем платить, если можно не платить.

Главное условие развития экономики — наличие покупательского спроса

В 2015 году покупательский спрос упал на 10%. А если нет спроса, не будет и производства. Теперь эта проблема может быть решена перераспределением доходов населения. В России сумма доходов 1% населения соизмерима с суммой доходов остальных 99%. Во всем мире эта проблема решается одним способом — совершенствованием подоходного налогообложения и, в частности, введением прогрессивной шкалы подоходного налога. Прогрессивная шкала есть во всех странах G20, ОЭСР, БРИКС и т.д.

Для преодоления Великой депрессии президент США Ф. Рузвельт в 1934 году ввел максимальную ставку подоходного налога, равную 91%. И богатые конгрессмены его поддержали, так как в противном случае боялись потерять голову. Сегодня в США максимальная ставка 39,6% с годового дохода свыше $400 тысяч.

Независимые друг от друга исследования Счетной палаты РФ и Центра уровня жизни в 2003–2004 годах показали, что введение в 2001 году «плоской» шкалы не решило ни одной задачи, которые при этом ставились. Кроме корыстных соображений или некомпетентности, никаких других препятствий для введения в России прогрессивной шкалы сейчас нет. Более того, если ныне максимальную ставку можно ограничить 40–50%, то через некоторое время нам не поможет и 91%, который был в США. Естественно, вводить прогрессивную шкалу необходимо одновременно с реформированием всей системы подоходного налогообложения. Именно эффективная система подоходного налогообложения во всех странах выступает главным инструментом борьбы с коррупцией и с теневой экономикой. Ведь все наворованное превращается в недвижимость, банковские вклады и т.д. И неважно: в России или за рубежом — налоговый инспектор (если это будет его обязанностью) найдет везде и спросит: откуда деньги, покажи, уплатил ли ты налог.

Сложность налогового администрирования — еще один тормоз на пути инвестиций

«Книга покупок» и «Книга продаж» с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который надо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС — неполный перечень «заморочек» бухгалтера. Отчет в налоговую инспекцию — несколько десятков страниц текста и расчетов. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных — ныне в тюрьмах находится более 100 тыс. предпринимателей. Многие из них сидят из-за разногласий с налоговой инспекцией в оценке отчетных данных, и в первую очередь по НДС. Переход на электронную отчетность проблему не снимает. Не зря же на тракторном заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а в России для этого завода потребуется 65 бухгалтеров. На проблемы администрирования указал В.В. Путин в Послании Федеральному собранию 3 декабря 2015 года: «Опросы показывают, что предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств».

Эксперты ЭАЦ «Модернизация» предлагают следующие меры в области налогообложения и налогового администрирования:

1. Объем налогового отчета сократить с 50–100 до 2–3 страниц. Проект формы давно разработан и рекомендован Налоговым форумом ТПП РФ — еще в 2007 году. Доработку формы отчета нужно поручить авторам с участием ФНС и Минфина.

2. Ставку НДС следует снизить до 8–10%, сократить льготы по НДС, отменить по примеру Китая возмещение НДС экспортерам сырья. Кроме того, надо изменить методику расчета НДС: считать НДС «прямым» способом — как произведение добавленной стоимости (сумма зарплаты, прибыли, амортизации и уплаченных налогов, приходящихся на реализованную продукцию) на ставку налога. С последней идеей уже дважды (в 2007 и 2014 годах) к президенту России выходил Б.Ю. Титов. Для реализации предлагаемых мер нет никаких теоретических и практических проблем. Только корыстные интересы некоторых лиц, нежелание и (или) некомпетентность чиновников. Тем не менее проверку эффективности необходимо провести в одном из регионов страны, например в Крыму.

3. Разработать Дорожную карту постепенного перехода к прогрессивной шкале подоходного налога. Скажем, на первом этапе установить необлагаемый налогом доход, равный величине прожиточного минимума, а свыше этого дохода — ставку, к примеру, 20%. И бюджет ничего не потеряет, и бедным будет лучше.

Реализация предлагаемых мер даст бюджету дополнительно 3–4 трлн рублей.