Дом под контролем

«БОСС» в помощь | Технологии 
Текст | Алексей СЕРГЕЕВ

Компания МГТС — один из пионеров в продвижении решений «умного дома» на российском рынке.

Директор по маркетингу и развитию продуктов МГТС Дмитрий Кулаковский рассказывает о разработках МГТС в области технологий «умного дома».

В последнее время данные исследований открыто говорят о высоком спросе со стороны пользователей на технологии «умного дома». Однако в России они не получили широкого распространения. Факторов, мешающих широкому распространению решений «умного дома» в России, множество.

Последние 10–15 лет сервисы «умного дома» были слишком дорогостоящими для среднестатистического российского потребителя и требовали полного переоборудования дома или квартиры. Кроме того, эти решения отличались высокой стоимостью, что среднестатистическому москвичу было не по карману. Для того чтобы сделать эти решения массовыми, мы, как домашний оператор 96% московских домохозяйств, полностью пересмотрели подход к их предоставлению.

Поэтому при разработке нашей концепции smart home мы учли все эти нюансы и предложили пользователям более простую, доступную и понятную операторскую модель сервиса на основе интернет-доступа. Она предполагает, что, проведя в квартиру или дом высокоскоростной канал связи по технологии GPON и установив в квартире соответствующее оборудование, МГТС может обеспечить предоставление современных услуг максимально легким для абонента путем. Для этого мы специально разработали коробочные решения, которые построены на синергии проводных и беспроводных сетей связи и могут легко инсталлироваться нашими абонентами самостоятельно. Для абонентов сервисная модель удобна тем, что все вопросы по функционированию услуг и оборудования, в том числе и по оплате, решаются в режиме «одного окна», то есть они избавлены от звонков отдельным подрядчикам. Как показывает мировой опыт, массовыми технологии «умного дома» станут лишь при применении операторской модели. И россияне в этом случае не исключение.

Думаю, что все операторы фиксированной связи сегодня понимают, что стать «трубой» по передаче данных не самая лучшая перспектива, поэтому ищут разные варианты дополнительной монетизации своих сетей. МГТС в рамках своей стратегии мультисервисного оператора Москвы пошла иным путем: мы постоянно разрабатываем и внедряем инновационные услуги, в том числе и сервисы «умного дома», которые позволяют, с одной стороны, сделать жизнь горожан более комфортной и безопасной, а с другой — принести дополнительные доходы, позволяющие нам обеспечить дальнейшее развитие сети.

Нами за последние годы построена уникальная высокоскоростная оптическая сеть доступа GPON, которую необходимо наполнять современными услугами. Конечно, это требующие высокой пропускной способности ШПД и цифровое телевидение, но также мы обратили внимание на услуги, которые соприкасаются с услугами связи. В их числе относящиеся к сфере безопасности. Это наиболее интересная клиентам сфера, по данным наших исследований, поэтому наши первые шаги в области сервисов «умного дома» были сделаны именно в этом направлении. Мы предложили серийное решение услуг охранной сигнализации и облачного видеонаблюдения, которые стали востребованными нашими клиентами в кратчайшие сроки. Уже на протяжении двух лет предоставляется полноценная услуга охранной сигнализации в партнерстве с Управлением вневедомственной охраны города Москвы. Летом прошлого года мы запустили сервис видеонаблюдения. Он особенно востребован у родителей, которые хотят наблюдать за своими детьми и нянями; людей с пожилыми родственниками и просто как элемент развлечения — для съемки домашних животных с последующим монтажом видео из записей облачного видеоархива. Минимальная цена сервиса видеонаблюдения составляет 500 рублей, примерно столько же стоит техническое обслуживание охранной сигнализации в базовой комплектации. Эта сумма в Москве сопоставима с платой за высокоскоростной интернет, и ее можно считать доступным уровнем ежемесячного платежа, который обеспечит массовые продажи. Кроме того, ожидаем, что спрос на эти услуги будет расти за счет применения простых решений, не требующих специальных знаний от пользователей. Сервис видеонаблюдения работает с предварительно настроенными видеокамерами, поэтому абонентам не нужно вызывать специалистов — все оборудование уже подготовлено, а настройки настолько просты, что с ними справится каждый. Для активации сервиса достаточно авторизоваться в «Личном кабинете абонента» и зарегистрировать идентификатор камеры, и можно пользоваться услугой. Доступ к просмотру видео осуществляется через мобильное приложение или специальный веб-интерфейс в «Личном кабинете абонента».

Еще одно перспективное направление, которое выделили как интересное все наши группы потребителей, — автоматизация управления услугами ЖКХ. В этом году мы начнем пилотные проекты по внедрению «умных домофонов» в сотрудничестве с управляющими компаниями. В ближайшей перспективе попробуем внедрить автоматические решения по передаче данных со счетчиков воды, электроэнергии, газа в соответствующие службы или Единый расчетный центр.

По материалам компании МГТС