Приоритет Росрыболовства

БОСС-профессия | Аквакультура
Текст | Николай ЕГОРОВ

В середине марта рабочая группа при Минсельхозе России разработала пакет поправок к закону об аквакультуре и ряду других законодательных актов, направленных на устранение пробелов в регулировании и стимулирование ускоренного развития аквакультуры на территории России.

Планируемые изменения обсуждены на заседании рабочей группы, которое провел заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации — руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. На мероприятии присутствовали представители Государственной думы и Совета Федерации, Минвостокразвития России, Минприроды России, органов власти субъектов Российской Федерации и отраслевых объединений.

В частности, разработан законопроект по внесению изменений в закон об аквакультуре в части расширения видового состава объектов аквакультуры, выращиваемых на рыбоводном участке в соответствии с договором пользования. Изменение данной нормы позволит хозяйствам вводить в производство (в соответствии с договором пользования данным участком) дополнительные виды водных биоресурсов. Это будет способствовать увеличению объемов выпуска товарной продукции, повышению уровня рентабельности предприятий и привлечению дополнительных инвестиций, что положительно отразится на финансовых показателях организаций и развитии аквакультуры в целом.

Сейчас также проходит согласование законопроект, предусматривающий внесение изменений в Лесной кодекс. Поправки нацелены на установление правил по использованию лесных участков под нужды аквакультуры и рыболовства. Предполагается, что предлагаемые поправки будут направлены в Госдуму для рассмотрения на весенней сессии.

В ходе заседания рабочей группой отдельно рассмотрен вопрос об ускоренном развитии марикультуры на Дальнем Востоке. По оценкам, только акватории Японского моря и южной части Охотского моря, примыкающих к Сахалинской области, Приморскому и Хабаровскому краям, при интенсивном развитии рыбоводства способны обеспечить производство более 1 млн т морепродуктов в год, включая выращивание гребешка, мидий, трепанга, водорослей и других гидробионтов.

Основное внимание было уделено текущему состоянию и перспективам увеличения производства марикультуры в Приморском крае, который сегодня выступает флагманом в этом направлении, а также проекту создания индустриального парка морской аквакультуры на Сахалине.

В том числе на обсуждение вынесли инициативы Минвостокразвития России. В качестве первоочередных мер предлагается уточнить механизмы защиты частной собственности рыбоводных хозяйств, предусмотреть возможности саморегулирования и внести изменения в порядок формирования и предоставления рыбоводных участков и т.д. Согласно предложенным поправкам, участок может формироваться любым заинтересованным лицом.

В случае формирования участка юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем пользователь получает его без проведения торгов. Если участок формируется органами власти субъекта, то проводится аукцион. Плата за пользование участком распределяется между федеральным и региональным бюджетами. Для введения этих норм Минвостокразвития России предлагает отдельный законопроект и ряд изменений в действующие нормативные акты.

Как отметили участники заседания рабочей группы, в целом внесение изменений в действующий порядок формирования и распределения рыбоводных участков требуется для повышения инвестиционной привлекательности аквакультуры.

«Это серьезный концептуальный вопрос. Более того, он актуален не только для Дальневосточного федерального округа, но и для других регионов. Считаю, что нужно проанализировать и доработать данные предложения. И в случае необходимости включить в общий пакет поправок, который подготовили Росрыболовство и Минсельхоз. Надеемся, что часть из них удастся рассмотреть в весеннюю сессию», — прокомментировал предложения Минвостокразвития России Илья Шестаков.

Отрасль — в начале пути

Аквакультура — приоритетное направление развития рыбохозяйственного комплекса, замечает Илья Шестаков. Рыбоводство — основной источник удовлетворения растущего мирового спроса на рыбу. В России эта подотрасль только начинает развиваться. Вместе с тем за последние два года сделан значительный шаг в этом направлении. С прошлого года, напоминает руководитель Росрыболовства, вступил в силу Федеральный закон об аквакультуре, приняты основные подзаконные акты, устанавливающие правила работы в новом перспективном сегменте отрасли. Хотя, конечно, продолжается совершенствование нормативной базы, и мы видим, что необходимо вносить точечные изменения и в сам закон об аквакультуре.

Правительством, отмечает он, утверждены важные изменения в государственную программу «Развитие рыбохозяйственной отрасли», в том числе выделены в качестве приоритета аквакультура в целом и осетроводство в частности. В начале октября вышло распоряжение правительства о распределении субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств на развитие товарной аквакультуры. На наступивший год субсидии также запланированы.

Предприятия получают субсидии на проведение комплекса противоэпизоотических мероприятий, на содержание племенных объектов аквакультуры. С учетом предусмотренных мер поддержки прогнозируется увеличение объема производства аквакультурной продукции как минимум вдвое к 2020 году — до 315 тыс. т.

По заявлениям пользователей, которые планируют заниматься товарным рыбоводством, уже сформировано 680 новых рыбоводных участков, на рассмотрении в комиссиях — более 700. Начались первые аукционы по их распределению. По результатам торгов участки будут закреплены на долгосрочный период — до 25 лет, что позволяет рассматривать аквакультуру как долгосрочное вложение финансовых средств для бизнеса.

По оценкам Росрыболовства, мы пока в самом начале пути по восстановлению запасов. Максимальные уловы осетровых в Каспийском бассейне — самом богатом в мире водоеме по численности и видовому разнообразию осетровых — отмечались в начале ХХ века: 39 тыс. т и в конце 1970х годов — более 27 тыс. т. Резкое сокращение численности осетровых началось в 1991 году и продолжается по настоящее время. На состоянии популяций промысловых рыб сказалось и сказывается влияние гидростроительства, возрастающего изъятия пресного стока, загрязнения водоемов и, конечно, браконьерство.

В рамках IV Каспийского саммита, проходившего в сентябре 2014 года в Астрахани, Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан подписали Соглашение о сохранении и рациональном использовании водных биоресурсов Каспийского моря. Документ предусматривает сотрудничество в области регулирования промысла, искусственного воспроизводства, научных исследований, а также борьбу с ННН-промыслом и незаконным оборотом водных биоресурсов.

Хотя очевидно, что преодолеть деградирующее состояние популяции осетровых Каспия будет непросто. С учетом тяжелой ситуации с запасами и масштабами браконьерства на достижение этой цели может понадобиться, даже по оптимистичным оценкам, не менее 15 лет.

Как не снизить эффективность при меньшем финансировании

Вместе с тем финансирование мероприятий госпрограммы было сокращено. Это коснулось достаточно чувствительных направлений. В том числе меньше, чем планировалось изначально, денег выделено на восполнение водных биоресурсов, на отраслевую науку. Однако в условиях секвестрования бюджета острее стал вопрос повышения эффективности деятельности наших подведомственных учреждений. В целях минимизации издержек упор делается на приоритетные направления, непрофильные отсекаются. Это полезно, воспитывает финансовую дисциплину.

Благодарим пресс-службу Росрыболовства за помощь в подготовке материала


Руслан ЦИЦКИЕВ, президент ассоциации производственно-торговых предприятий Тюменской области «Оцелот»:

Несмотря на мировое лидерство ряда европейских стран в технологиях выращивания гидробионтов, господдержка отрасли Евросоюзом продолжается на высоком уровне — до 60% от сметной стоимости объекта аквакультуры, строящегося в Европе.

Считаем, что для развития отрасли рыбоводства в России нужно создать как минимум равные с европейскими предпринимателями условия господдержки бизнеса, работающего в этой сфере. Необходимо субсидировать не менее 60% стоимости проектирования современного объекта аквакультуры, строительства его зданий, инженерных сетей, благоустройства, а также приобретения и монтажа технологического оборудования.

Макс ФИШМАН, журналист «Российской газеты Дальнего Востока»:

Сегодня ежегодный выпуск российского рыбоводства составляет 162 тыс. т, то есть менее 4% общего вылова водных биоресурсов. Между тем, по оценкам экспертов, потенциал аквакультуры на наших территориях позволяет увеличить объем производства в 25 раз при должном административном регулировании отрасли. Прежде всего необходимо создание четкого и ясного законодательства, в котором будут отражены интересы как инвесторов, так и властей.

Кроме того, нужно отменить прямой запрет на использование рыболовных участков для целей аквакультуры и упредить чрезмерный контроль местных органов за процессом создания хозяйств.

Помимо этого серьезный урон предприятиям наносит браконьерство. Для борьбы с ним следует установить четкие сроки получения частной собственности на объекты рыбоводства и расширить полномочия частных служб безопасности для оперативного пресечения неправомерных действий. Минвостокразвития РФ внесло соответствующее предложение.