Артур КОПАЛИН: стране нужны энергичные люди, которые могут и хотят изменить нашу жизнь к лучшему

БОСС-профессия | Многопрофильный бизнес
Текст | Оксана ПОЛОНСКАЯ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН  

Артур Копалин, генеральный директор двух предприятий в Липецкой области — ООО «Недвижимость Право Бизнес» и ООО «АСК Центр-Продукт», относится к той категории людей, которые никогда не останавливаются на достигнутом, а всегда двигаются вперед. Бизнес, несмотря на кризис в стране, развивается, диверсифицирует свою деятельность, открывая новые направления, прежде всего связанные с производством продуктов питания.

В чем залог успеха? Компании, которыми руководит Копалин, улучшают условия жизни в нашей стране, содействуют ее развитию, а сам директор смотрит в будущее с несокрушимым оптимизмом.

— Артур Сергеевич, вы генеральный директор двух компаний. Одна из них специализируется на урегулировании имущественных и земельных вопросов, деятельность другой компании — общественное питание. Хотя свою карьеру вы начинали в качестве госслужащего, и она довольно последовательно и успешно развивалась. Расскажите, пожалуйста, как и почему вы стали заниматься бизнесом?

— Я получил юридическое образование, естественно, отслужил в армии, в Воронеже. Когда вернулся домой, пошел работать специалистом на сельхозпредприятие, познакомился поближе с сельским хозяйством, так что имею представление, что такое корова, что такое бык. Но зарплаты, чего греха таить, были там невысокими, и, когда меня пригласили в крупную компанию «Добрыня» на должность начальника отдела кадров, я, недолго думая, согласился. Набрался опыта, а тут еще интереснее предложение поступило — в районную администрацию. И я туда перешел. Работал с детьми, занимался вопросами опеки. Затем меня пригласили главным специалистом в отдел имущественно-земельных отношений. Хотя, честно признаюсь, в рамках этих структур мне становилось тесновато, хотелось попробовать себя в чем-то ином, хотелось организовать собственное дело. И, поскольку закон в нашей стране запрещает совмещать государственную службу и предпринимательскую деятельность, пришлось делать выбор. Я ушел в частный бизнес.

— Что вас привлекало в процессе организации собственного дела? Это ведь, по общему мнению, трудно.

— Риск, наверное. Без риска в бизнесе никуда. Если всего бояться, лучше сидеть дома и никуда не двигаться. Ну и предприимчивость, конечно. Кроме того, в какойто момент я решил, что одного юридического образования недостаточно, и поступил на факультет менеджмента в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловская региональная академия государственной службы».

— Опыт юриста, накопленный во многих сферах деятельности — и трудовом праве, и имущественных отношениях, и социальных вопросах, равно как и навыки в сфере государственного управления наверняка помогли вам на первых порах самостоятельной жизни…

— Открытие своего дела с нуля полезно во всех отношениях. Ты получаешь шанс пройти все этапы становления бизнеса, знаешь все тонкости и нюансы, все подводные камни и мели, потому что поднимаешься сам, потихоньку, шаг за шагом. В дальнейшем это очень помогает. Сейчас я даже начал в бухгалтерии разбираться, в экономических вопросах.

— Основное направление деятельности — недвижимость. В настоящее время, в условиях кризиса, спрос на жилье заметно снизился, не так ли?

— Более или менее выживает рынок недвижимости в сельских поселениях, поскольку в глубинке дома и квартиры стоят гораздо дешевле. Я имею в виду вторичное жилье, индивидуальные жилые дома, квартиры.

— У какого контингента пользуется спросом такая недвижимость? Наверное, это в основном пенсионеры, которые хотят, продав свою городскую квартиру и переехав куда-нибудь поближе к природе, решить и свои финансовые проблемы?

— Работая в администрации Добринского муниципального района, я часто сталкивался с людьми из крупных городов, из Москвы в частности, которые искали в селе (а это всего 90 км от Липецка, час езды по хорошей дороге) дома. Они продавали в столице и других больших городах региона квартиры, а покупали квартиры у нас в поселении, и еще на руках у них оставались какие-то свободные деньги. Но речь идет не только об этой категории граждан. Есть и просто малоимущие, и дети-сироты, люди, участвующие в федеральных ипотечных программах по приобретению и строительству недвижимости. Чаще всего люди, покупая недвижимость, погашают ее материнским капиталом, добавляя к нему собственные накопления. А для региона 453 тыс. материнского капитала — солидная сумма.

— И тем не менее на село едут неохотно. Какие меры способны повысить спрос на сельскую недвижимость?

— Этому может поспособствовать ряд федеральных целевых программ в социальной сфере, привлечение федеральных денежных средств на строительство дорог, детских садов, школ, спортивных комплексов, парков и тому подобного. Если в поселении имеется школа, к ней ведут хорошие дороги, то есть если в наличии полная социальная инфраструктура, почему бы человеку не поселиться на свежем воздухе? Вопрос риторический. В таком месте он с удовольствием купит жилье. Плюс, конечно, необходимо обеспечивать малоимущих граждан специальными дотациями.

— Нынешний риелтор далеко ушел от привычного еще двадцать лет назад маклера, человека, который просто находил заинтересованные друг в друге стороны. Что такое современный риелторский бизнес? Какими качествами нужно обладать в этой профессии, чтобы быть эффективным?

— Современный риелторский бизнес — прежде всего симбиоз смежных компетенций: менеджера, психолога, юриста, аналитика, в какой-то степени и опытного финансиста. Необходимо, чтобы люди, нашедшие призвание в этой сфере деятельности, регулярно повышали уровень своего образования, компетенции, свою квалификацию в тех или иных учебных заведениях, на курсах переподготовки. Риелтор, да и вообще любой специалист, должен любить свою работу, а не просто думать о собственной выгоде.

В риелторской деятельности должно быть четкое разделение труда, то есть риелтор обязан заниматься продажами, поиском клиентов, а оформлением документов и прочими делами — другие специалисты. Кроме того, работа риелторского агентства не в силах обойтись без рекламы — двигателя торговли. Умение грамотно подать и представить клиенту объект недвижимости — порой этот фактор становится решающим для успешной сделки.

Кафе Zumurut (проект)— Насколько важно для риелторской компании сотрудничество со строительными организациями?

— Сегодня риелторы — активные игроки на рынке новостроек, ипотечного строительства.

— В чем достоинства диверсификации бизнеса?

— В разнообразии видов деятельности предприятия. Ассортимент выпускаемой продукции увеличивается, рынок сбыта, соответственно, тоже, а значит, растет прибыль предприятия, спрос на его услуги, продукцию. За счет этих факторов предприятие становится более устойчивым на рынке.

— Итак, вы много лет занимались, и успешно, проблемами недвижимости. И вдруг резкий поворот — к пельменям…

— Совсем недавно мы начали пробовать производить пельмени ручной работы и проводить дегустацию за круглым столом со своими знакомыми и близкими людьми, чтобы достичь в скором будущем наилучшего качества пельменей. Пельмени ручной лепки будут выпускаться под собственной торговой маркой. Моя мама всю жизнь отдала общественному питанию, она профессиональный шеф-повар и технолог. А самое основное, наши конкурентные преимущества — это эксклюзивные рецепты, опыт качественного производства и качественное сырье — фермерское мясо.

Поселок Добринка многоотраслевой, в основном сельскохозяйственной направленности. У нас много фермеров. Все земли вокруг — сельхозназначения.

— Вам нравится лепить пельмени?

— С малых лет я любил готовить, экспериментировал, придумывал новые блюда. Моя мама, как я уже сказал, работала в сфере общественного питания. Поэтому тема общепита для меня вовсе не посторонняя. Одно из любимых блюд у нас в семье — пельмени. Угощаясь нашими пельменями, друзья и близкие довольны их качеством. И вот возникла идея: а почему бы мне не открыть свой бизнес по общественному питанию? Задумано — сделано. Я решил не останавливаться на достигнутом и попробовать себя в этом бизнесе. С помощью федеральной программы поддержки малого и среднего бизнеса будем начинать строительство цеха по производству полуфабрикатов. Создаем свой кооператив, специализирующийся на продуктах питания. Кроме того, мы будем расширять производство и ассортимент производимой продукции. В дальнейшем наша задача — строительство собственной фермы, где будут выращиваться бычки, свиньи, птица, овцы. Плюс появляется свое торговое направление. Мы строим собственный торговый дом, в котором будет минимаркет, торгующий прежде всего нашей экологически чистой продукцией, аптека, а также кафе, оказывающее в том числе услугу доставки обедов, лепешек, пиццы, шашлыка. Для меня пельмени сейчас — самое интересное дело, которое находится на стадии формирования производства. Этот бизнес важен не просто как доходная будущая деятельность, но в первую очередь как мое любимое дело — выпуск пельменей ручной лепки под своей собственной торговой маркой.

— Сегодня действительно все больше востребована фермерская продукция. И, кажется, она не сильно дороже. А сколько будут стоить ваши пельмени?

— Заявленная цена от производителя — плюс-минус 300 рублей. Речь идет о классических пельменях обычной формы и пельменях курзе. Это оригинальные каплевидные мешочки из легкого эластичного бездрожжевого теста.

— А из чего начинка?

— Отобраны лучшие ингредиенты: мука пшеничная 1-го сорта, отборное домашнее мясо, яйцо куриное, лук репчатый, вода питьевая, специи. Наши пельмени не содержат добавок, ароматизаторов, сои, усилителей вкуса, растительного белка, их могут есть даже совсем маленькие дети. Качественная продукция, сделанная с душой, — это залог здоровья. Вот такой товар будет производиться в поселке Добринка Добринского района Липецкой области в 500-граммовых мешочках и весом 1000 грамм. И смело могу сказать, что наши пельмени будут самого высокого качества, которое сейчас на рынке редкость.

Для того чтобы поддерживать высокое качество производимой продукции, и потребовалось создание собственного сельскохозяйственного потребительского кооператива, о котором я уже говорил. Он будет поставлять мясо бычков, свиней, кур, которые выращены на травке, на зерне, без всяких антибиотиков. Если использовать мясо, в которое добавлена химия, начинка получается не такой вкусной и сочной. Естественно, для производства пельменей необходимо строительство цеха, соответствующего всем санитарным и пожарным нормам, как раз куда и будет поставляться наше производимое мясо. На данный момент средств не хватает, но мы бы хотели воспользоваться федеральной программой по поддержке малого и среднего бизнеса. Мы обратились за помощью в Торговопромышленную палату, чтобы зарегистрировать нашу торговую марку, торговый знак. С государственной поддержкой думаю начать производство в скором будущем. Продукт созрел, осталось запустить.

Кафе Zumurut (проект)— Московский рынок собираетесь завоевывать?

— Будем стараться.

— Хотя нельзя сказать, что на прилавках магазинов ощущается дефицит такой продукции, как пельмени. Ассортимент широчайший, наименований масса…

— И тем не менее качественной продукции не хватает. Почему? Дело в том, что многие производители ориентированы исключительно на быстрый доход компании, а для меня важно качество моей продукции, ее натуральность, привлекательность.

— Сможет ли небольшая фирма конкурировать с такими гигантами, как «Мираторг», крупные агрохолдинги? Кроме того, теперь активно развивается другая модель, когда торговые сети сами становятся производителями мясной продукции. А вы представляете третью модель, когда эксклюзивная продукция выпускается на определенном локальном рынке.

— Если нам удастся создать уникальный продукт, натуральный, вкусный, он, я уверен, будет пользоваться спросом всегда, пусть и проигрывая конкурентам по объемам производства. Я бы, например, не хотел применять в производстве конвейер, даже самый дорогой и самый что ни на есть современный. Признаю лишь ручную лепку, они получаются сочнее. Пельмени должны быть сделаны с любовью.

— Какие трудности вы предвидите?

— В условиях кризиса и учитывая наложенные на нашу страну западные санкции, мы все больше ориентируемся на собственные продукты, переходим на импортозамещение, выпуск отечественных товаров. Производство растет, но сбыть действительно качественную продукцию трудно, так как ее стоимость, естественно, выше по сравнению с товаром более низкого качества, к примеру, с пельменями, фарш для которых приготовлен с использованием сои. Я думаю, как раз тем органам, которые следят за качеством, стоит делегировать более жесткий контроль, дать больше полномочий.

— На какую социальную категорию рассчитаны ваши пельмени? Где их будут покупать?

— Хороший фарш, мясо говядины со свининой, на рынке стоит в среднем 300 рублей. И как вы думаете: настоящие качественные пельмени могут быть дешевле? Они рассчитаны на людей среднего заработка и выше. Скорее всего, в Липецке будут больше покупать, чем в Добринке. В Добринке меньше заработная плата, люди хоть и знают, что вкусно, однако все равно покупают пельмени за 120 рублей, где вообще мяса практически нет, сплошная соя.

— Что еще входит в планы диверсификации вашего бизнеса?

— Как я уже сказал, строю в Добринке торговый дом, небольшой, из красивого желтого и коричневого кирпича, дом с коваными балконами и цветами, крыша — из металлочерепицы. С эстетической точки зрения это, надеюсь, будет выглядеть привлекательно. Наверху запланировано небольшое кафе, элитное, с фейс-контролем. На первом этаже — небольшой минимаркет самообслуживания, с левой стороны — аптека. Рядом банкомат. Короче, все под рукой, такая задумка. Предусмотрено и кафе для детей. Дело в том, что у нас в Добринке с детьми решительно некуда пойти, ни в одно заведение общепита. Везде бутылки с алкоголем выставлены. А в моем кафе Zumurut вместо витрин с алкоголем будут зеркала.

Магазин тоже необычный. Его пространство организовано не рядами, как мы привыкли, а по кругу. В середине — комплекс полуфабрикатов и мороженой продукции, перед кассой — телевизионная панель, которая будет транслировать рекламу, в том числе и нашей продукции. А сверху станет доноситься мелодичная музыка. Кстати, планируем также выпускать кондитерские изделия. Сладкое на- род тоже любит.

Когда меня поздравляли на церемонии «Лучшее предприятие», естественно, я смотрел, кто какую нишу занимает. И меня заинтересовало новое направление в бизнесе — замена ипотеки жилищным кооперативом. Это когда собираются граждане — члены кооператива, и они помогают друг другу купить жилье, а те, кто уже купил жилье, рассчитываются с теми, кто финансово помог им в этом.

— В 2016–2017 годах происходит обновление власти на всех уровнях. Опыт, приобретенный вами на государственной службе и в качестве частного предпринимателя, наверное, пригодится вам в депутатской должности. У нас ведь в депутатах в основном заседают учителя, врачи, бюджетники, а вы знаете реальную экономику.

— Нам не хватает людей из глубинки, которые начинали свое дело с нуля, которые прошли все этапы и досконально изучили процесс становления бизнеса. Нужны люди с высшим образованием, желательно даже не с одним. В приоритете юридическое образование: оптимальный вариант — юрист с экономическим образованием. И конечно, опыт ведения бизнеса, опыт работы в сфере государственного управления.

— Каким требованиям, на ваш взгляд, должны отвечать депутаты сегодня? Каким вы видите современного депутата?

— Наша экономика переживает достаточно сложный, переломный момент, и кадры в депутатском корпусе должны обновляться. Больше должно прийти людей из реальной экономики, но при этом не лоббистов. Требуются энергичные люди, у которых душа болит за свой муниципалитет и регион, есть силы и которые хотят изменить нашу жизнь к лучшему. Убежден, что в ближайшие годы таких людей во власти будет все больше и больше.


Копалин Артур Сергеевич, генеральный директор ООО «Недвижимость Право Бизнес». Родился 26 февраля 1979 года в п. Добринка Добринского района Липецкой области.

В 2000 г. окончил факультет юриспруденции в Российском новом университете (г. Москва). В 2004 г. прошел краткосрочное повышение квалификации в Липецком филиале Орловской региональной академии государственной службы по программе «Государственное и муниципальное управление». В 2006 г. окончил краткосрочное обучение в ГОУ ПНО «Липецкий областной учебно-курсовой комбинат» по программе «Управление жилищным фондом».

В 2007 г. окончил Орловскую региональную академию государственной службы, где была присуждена квалификация менеджера по специальности «Государственное и муниципальное управление». В 2008 г. прошел краткосрочное повышение квалификации в Липецком (областном) институте развития образования по теме «Совершенствование деятельности органов опеки и попечительства». В 2011 г. прошел краткосрочное повышение квалификации в филиале ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» в г. Липецке по теме: «Предупреждение коррупции в управленческой деятельности». В 2013 г. прошел базовый курс и повысил свою квалификацию в Центре медиации Уральской государственной юридической академии по программе «Медиация».

С 2000 по 2001 г. служил в Вооруженных силах РФ (войска МЧС). После службы в армии долгие годы работал в администрациях поселения и района в разных сферах.

В 2012 г. учредил общество с ограниченной ответственностью «Недвижимость Право Бизнес», где оказывает услуги в области права, сделок с недвижимостью, услуги медиации.

В 2016 г. учредил общество с ограниченной ответственностью «АСК Центр-Продукт». Сфера деятельности — общественное питание. В 2016 году награжден дипломом лауреата главной национальной премии «Предприятие года–2015».