Ирина СЫТНИЧЕНКО: в условиях санкций нашей компании не пришлось делать резкий разворот в сторону отечественных поставщиков
БОСС-профессия | Торговля
Текст | Оксана ПОЛОНСКАЯ
Фото | ООО «ГрадВин»
Розничная торговля — один из самых надежных и точных измерителей экономической температуры общества и финансового здоровья населения, считает Ирина Сытниченко, руководитель читинской компании «ГрадВин», специализирующейся на продаже пищевых продуктов, включая алкоголь и табачные изделия. Торговля — та область, где непременно нужен контроль государства, убеждена Ирина. И, поскольку наша страна всерьез обеспокоилась проблемой продовольственной безопасности и ее обеспечением, без инструментов государственного регулирования в отрасли не обойтись.
— Ирина Николаевна, как отразилась на вашем бизнесе политика импортозамещения, объявленная Правительством России? Пришлось ли корректировать закупочную деятельность?
— Ассортиментный перечень товаров в продовольственной части работы нашего предприятия практически не изменился. И до введения санкций мы продавали в основном продукты, произведенные в России. Мукой, крупами, макаронными изделиями и самыми разнообразными сырами нас обеспечивает Алтай. Молоко и молочные продукты с длительным сроком хранения производятся в Красноярске и Амурской области, с коротким сроком хранения — поступают от двух местных производителей. Так что делать резкий разворот в сторону отечественных поставщиков нашей компании не пришлось. Мы и так давно и тесно с ними сотрудничаем.
Многие исследования отражают рост производства отечественных пищевых продуктов…
В Забайкалье традиционно развито животноводство, край располагает огромными возможностями для этой отрасли сельского хозяйства, поэтому неудивительно, что в условиях санкций местным производителям удалось в короткий срок наладить выпуск мясных продуктов, полуфабрикатов — из говядины, баранины, свинины. Кроме того, начало стремительно развиваться производство кондитерских изделий. И кондитерская продукция, и мясная — очень хорошего качества.
— Западные санкции и российские ответные меры явно подстегнули развитие пищевой отрасли. С бытовой химией дела обстоят куда сложнее, не так ли?
— После введения санкций и роста курса валют многие товары бытовой химии стали недоступными для большинства покупателей, слишком значительно поднялись цены. Так что в этом сегменте вопросы импортозамещения действительно стояли весьма остро. На мой взгляд, единственный способ удержать ассортимент на уровне — начать поиск производителей по всей России. Мы нашли десятки предприятий, не слишком крупных и не слишком известных. По крайней мере раньше мы о них не слышали и ничего не знали. Но оказалось, что эти предприятия в силах предложить огромное количество товара, способного заменить импорт. Когда весь этот ассортимент был представлен покупателям, они искренне удивились имеющемуся разнообразию. Кто-то даже пошутил, сравнив магазин с выставкой товаров бытовой химии под лозунгом «Сделано в России».
Обеспечить закупки у новых поставщиков нам помог кредит, который выделил Фонд поддержки предпринимательства Забайкальского края, за что хотелось бы выразить свою благодарность. Все деньги были направлены на приобретение товара напрямую у заводов-производителей без участия дистрибьюторских компаний и посредников. Безусловно, это самым положительным образом отразилось на конечной цене. У нас сложились хорошие партнерские отношения с ОАО «РосБытХим» г. Энгельса Саратовской области, Новосибирским заводом бытовой химии, ООО «Рифей» из Екатеринбурга и другими предприятиями. Стоит заметить, что и в Чите год назад открылось небольшое производство моющих средств. В ближайшее время ассортимент их продукции должен пополниться новыми наименованиями. Однако уже сейчас можно констатировать, что продаваемые нами стиральные порошки, средства по уходу за домом и другие товары бытовой химии отличаются высоким уровнем качества, а по некоторым техническим характеристикам даже превосходят известные западные бренды. Покупатели, судя по отзывам, того же мнения. Так что девиз «Поддержим отечественного производителя» мы можем считать своим с полным правом.
При ежедневном общении с покупателями, особенно людьми старшего поколения, мне приходится выступать своего рода «политинформатором», объяснять, что введенные санкции против России — это все временные экономические трудности, и вспоминать историю нашего государства-победителя, вселяя уверенность в завтрашний день. Я точно знаю: не хлебом единым жив человек, людям требуется и моральная поддержка. Поэтому санкции Запада — это огромный толчок не просто для развития собственной экономики, что немаловажно, но главная их «заслуга» — это пробуждение народного сознания в первую очередь.
— Согласны ли вы с утверждением, что в условиях кризиса именно розничная торговля — самый надежный инструмент, с помощью которого можно судить о состоянии общества, его материальном, финансовом самочувствии?
— Безусловно. Торговая сфера — надежный индикатор уровня жизни населения. Сейчас сократились доходы населения, снизилось число самих покупателей, что, естественно, отразилось на товарообороте. Что касается нашего Забайкальского края, уместно вести речь о двойном кризисе. Кроме тех проблем, которые спровоцированы глобальными причинами — антироссийскими санкциями, курсом валют и снижением цены на нефть, есть и специфические трудности, характерные непосредственно для нашего региона. Например, одной из основных причин падения уровня платежеспособности населения стала несвоевременная выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, которые выступают у нас основными покупателями, выплата пенсий и пособий не в полном объеме. В настоящее время ситуация меняется в положительную сторону, однако население, опасаясь невыплат в будущем, более экономно расходует свой семейный бюджет. Материальное и финансовое самочувствие жителей Забайкальского края оставляет желать лучшего.
— Какие меры, на ваш взгляд, следует принять, чтобы восстановить экономику края?
— Необходим полный комплекс мер или программа, которая включала бы в себя: создание градообразующих малых предприятий, системы потребительской кооперации, развитие и поддержку животноводства, восстановление системы здравоохранения в поселках и селах, снижение цены на тепловую и электрическую энергию, восстановление маршрутов для перевозки населения из отдаленных населенных пунктов.
Реализация этого плана, решение проблемы безработицы сняло бы ту социальную напряженность, которая на сегодняшний день достигла в Забайкальском крае своего максимума, предотвратило бы массовый отъезд населения из региона.
— С какими проблемами в области нормативного и антимонопольного регулирования сталкивается сейчас торговая сфера?
— Торговля — та область, где непременно нужен контроль государства. И уж коль наша страна всерьез обеспокоилась проблемой продовольственной безопасности и ее обеспечением, очень бы помогли делу инструменты государственного регулирования. Я имею в виду и государственный заказ, и создание системы потребительской кооперации, и информирование населения о программах помощи со стороны государства.
Проблемы же возникают от незнания, или неполного знания, или неправильного толкования тех или иных норм права.
— Хотя, наверное, в эпоху интернета говорить о недоступности тех или иных законов, подзаконных актов, разъяснений неправомерно.
— Безусловно. Однако в этом море информации порой не хватает ориентиров. И проблема касается не только торговли. Было бы крайне желательно начать издавать журнал-вестник для участников малого бизнеса с анализом, прогнозами и комментариями специалистов Налоговой службы, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, специалистов в области санитарного надзора и других ведомств, выполняющих контролирующие функции, разъяснять действующее законодательство. Возможно создание рубрики «Вопрос-ответ», создание в каждом регионе листка-вкладыша для размещения актуальной местной информации. В ход должно пойти все, что позволит установить диалог между властью и бизнесом, популяризировать предпринимательскую деятельность, пропагандировать ее экономическую и социальную значимость. Ведь именно предприниматели открывают новые предприятия, обеспечивают рабочие места и, соответственно, занятость населения, пополняют государственную казну.
— Как вы оцениваете правила регулирования торговли табаком и алкоголем? Каковы плюсы и минусы системы ЕГАИС?
— Система ЕГАИС защищает от фальсификации алкогольных и пивных напитков. Механизм ее реализации понятен, иногда возникают вопросы технического характера. В нашем Забайкальском крае не во всех населенных пунктах есть доступ к выделенным линиям интернета. Подключение к ЕГАИС затруднено, что приводит к закрытию торговых точек по продаже и росту нелегального оборота алкоголя. Я считаю, эти вопросы каким-либо образом рано или поздно решатся, главное, что эта система начинает работать и со временем принесет свои плоды.
Другое дело — система регулирования торговли табаком. Не совсем понятно, на достижение какого конечного результата она направлена. Продажа табака по фиксированной цене, указанной на пачке, явно не имеет целью сократить продажу сигарет, соответственно, вряд ли она заставит людей отказаться от вредной привычки. Размер дохода от продажи табака не покрывает расходов, связанных с его реализацией. В случае отмены фиксированной цены продажа табака снизилась бы по причине увеличения цены за пачку, т.е., возможно, кто-то отказался бы от курения или как минимум уменьшил число выкуриваемых сигарет.
— Что, на ваш взгляд, мешает развитию малого и среднего бизнеса в стране?
— Исходя из своей практики и опыта общения с людьми попробую перечислить.
Во-первых, отсутствие у большинства людей желания заниматься бизнесом. Ведение предпринимательской деятельности — это ведение деятельности под свою личную ответственность, без выходных дней, без времени суток, без долгожданного отпуска и листков нетрудоспособности. Исключением для меня стал отпуск по беременности и родам семь лет назад.
Во-вторых, недоступность или маловероятность кредитования бизнеса или предоставление кредитов под высокие проценты. В Забайкальском крае большинство представителей малого бизнеса занято в сфере услуг, где не нужны большие денежные средства на развитие. Создание какого-либо производства на собственные средства невозможно по причине отсутствия финансов у желающих.
В-третьих, малый и средний бизнес не пропагандируется как экономически и социально значимая деятельность для страны. В сознании до сих пор имеет место быть понятие бизнеса как ведение деятельности исключительно ради денег. «Бизнес» и «деньги» — это не слова-синонимы, «бизнес» и «работа» — «однокоренные» слова.
— В прошлом году «ГрадВин» был награжден Национальной премией «Предприятие года», присуждаемой фирмам, сочетающим в своей деятельности интенсивное развитие, высокую рентабельность и устойчивое положение на рынке. Какие факторы обеспечивают конкурентоспособность «ГрадВина», которому приходится состязаться с крупными торговыми сетями?
— Честно признаюсь: для меня эта престижная премия стала полной неожиданностью. «Успех в бизнесе» — слишком сильно сказано. Я никогда не стремилась к признанию, просто добросовестно выполняла взятые на себя обязательства перед собой лично, семьей, коллективом нашего предприятия, государством. Тем не менее залог успешной работы в четком следовании непреложному правилу — предоставлять безопасные услуги для жизни и здоровья покупателя. Для этого на основании программы производственного контроля строго соблюдаются все этапы нашей деятельности — от закупки товара до его реализации. Поэтому посетители и постоянные покупатели нашего магазина уверены в качестве товара, а индивидуальный подход к обслуживанию способствует привлекательности магазина и установлению дружественных отношений с клиентами. Ведь мы не просто продаем товар, а еще и дарим 8 грамм приправы, которая называется любовь к своему делу.
— Какое место должны занимать женщины в бизнесе и системе государственного управления? Каковы достоинства женского стиля управления?
— Я отношусь к женщинам, занятым в бизнесе или системе государственного управления, с большим уважением, потому что знаю: это тяжелый, ежедневный и кропотливый труд. Принимать решения, контролировать их исполнение, проявлять терпение и выдержку — это сложные задачи. Я считаю, женщины обладают большей, чем мужчины, дипломатичностью, выносливостью, стрессоустойчивостью. Они более собранны и организованны. Яркий пример успешного руководителя — спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Россия», «родина», «страна», «земля», наверное, неслучайно все эти слова женского рода.
СЫТНИЧЕНКО Ирина Николаевна родилась 01.11.1969 в с. Луговское Газимуро-Заводского района Читинской области. В 1990 году окончила историко-филологический факультет Читинского государственного педагогического института имени Н.Г. Чернышевского. Работала в юридической службе Сибирского военного округа. В 2000 году заочно окончила юридический факультет Читинского государственного педагогического института имени Н.Г. Чернышевского. С 2003 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, с 2005 года — директор ООО «ГрадВин». Замужем, трое детей, двое из них несовершеннолетние.