Кризис стимулирующий

БОСС-политика | Взгляд на бизнес
Текст | Павел ГОРБОВ

Сфера покупки/продажи готового бизнеса активно растет, при этом в 2015 году спрос на покупку проектов существенно превысил предложение. И это хороший знак для малого бизнеса.

Давно известно, что кризис — это медаль с двумя сторонами. Регресс и прогресс идут в кризисные годы рука об руку, питая страхи и стимулируя бизнес-сообщество к действиям. Мы в Re:SaleExpert знаем, чем пугает и на что вдохновляет предпринимателей кризис, анализируем решения многих наших клиентов и помогаем им адаптироваться к новым реалиям экономики.

Как отражается кризис на действующих малых предприятиях, мы видим каждый день, рассматривая и принимая в работу десятки компаний для последующей продажи.

Нельзя сказать, что в 2015 году кризисные явления в экономике сильно повлияли на увеличение количества бизнесов, выставленных на продажу. Да, кривые аналитики показывают небольшие колебания в сторону роста, но это доли процентов, которые мы с кризисом увязать никак не можем. Менее 2% предпринимателей причиной продажи бизнеса называет факторы экономической нестабильности, да и анализ предприятий специалистами нашей компании показывает, что по всей массе внутреннего рынка кризис бьет не так больно, как прогнозировали скептики. Разные сферы бизнеса адаптировались быстро, малый бизнес — он вообще гибкий и молниеносно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, с завидным результатом приспосабливаясь к новым реалиям.

Интересна реакция на кризис другой половины наших клиентов — покупателей готового бизнеса. Здесь налицо существенный рост спроса, показатели которого поднялись на 27–38% от данных предыдущего года: в январе 2015 года был зафиксирован рост в 27%; в феврале 2015 года — 35%, в марте 2015 года — 38%; на апрель 2015 года пришелся рост в 37%; в мае 2015 года зафиксировано 33% роста; в июне 2015 года рост уже превысил 33%. Эффективных предложений не хватает на всех желающих, и битва в прямом смысле идет за каждый прибыльный проект. На одно предложение приходится три-четыре покупателя. Растущий спрос разогревает предложения, и в некоторых случаях покупатель готов переплатить за конкретный проект, лишь бы ухватиться за возможность стать его новым владельцем.

Причина роста спроса на готовый бизнес, по результатам наших опросов и аналитических данных, простая — тот же кризис. Большинство покупателей в 2015 году — это руководители среднего и даже высшего звена, ведущие специалисты крупного бизнеса. Менеджеры этого уровня ощутили на себе кризисное падение до- ходов по основному месту работы или уже попали под увольнения. А поскольку 70% объектов с высокой окупаемостью в нашей компании находится в ценовом диапазоне до 2 млн рублей, эта ниша оказалась спасением и выходом для многих оставшихся не у дел специалистов. Понять их мотивы несложно: устроиться на новую работу трудно, рассчитывать на рост доходов нельзя, но при этом уровень жизни снижать не хочется. В такой ситуации возможность сохранения, а в определенных случаях и роста доходов часто заключается в приобретении готового бизнеса с быстрой окупаемостью и приемлемой ценой.

Лишь за пять месяцев 2015 года 77% реализованных нами проектов уже увеличили прогнозируемые показатели доходов на 18% — за счет знаний и опыта новых владельцев, вышедших из крупного бизнеса и использующих в работе системный подход к бизнес-процессам, что неизбежно повлияло на оптимизацию работы и увеличение эффективности компаний, владельцами которых они стали. При этом ни один из покупателей не высказал разочарования в принятом когда-то решении уйти в готовый бизнес.

Таким образом, на примере клиентов Re:SaleExpert мы видим, что малый бизнес страдает от ситуации в экономике на внутреннем рынке не так сильно, как крупный бизнес, вынужденный оптимизировать расходы за счет увольнений, снижения зарплат и бонусов, и тем самым становится перспективной нишей для развития российского делового сегмента в целом. Возможно, кризис принесет малому бизнесу много пользы: в управление его компаниями приходят более профессиональные кадры, приток новых знаний, энергии, усилий в конечном счете позволит повысить эффективность отечественного бизнеса, к которой мы стремимся уже долгие годы.


ГОРБОВ Павел Николаевич, исполнительный директор компании Re:Sale Expert.

Окончил Московский государственный строительный университет имени Куйбышева (факультет «Гидротехническое специальное строительство»).

До того, как стать консультантом, получил богатый опыт практической деятельности в ФГУ «Дирекция государственного заказчика программ развития морского транспорта», «ИНЖКОНСАЛТСТРОЙ» (ООО «СТРОЙПАРТНЕР») и других компаниях. Реализовал десятки сложных проектов строительства гипермаркетов, логистических и гостиничных комплексов, жилых микрорайонов и пр. Имеет большой управленческий опыт. В Re:Sale Expert руководит процессами развития.